«Не подписанные и не отправленные письма». Материалы секретариата наркома рыбной промышленности СССР. 1939–1940 гг.
Система министерств как органов управления возникла в России более двухсот лет назад 8 сентября 1802 г. император Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств». При создании СССР была введена система народных комиссариатов, в Договоре об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. приведен перечень общесоюзных наркоматов. К середине
Так, в январе 1939 г. список наркоматов пополнился впервые образованным Наркоматом рыбной промышленности (Наркомрыбпром) СССР, выделенным из Наркомата пищевой промышленности СССР. В сферу его руководства вошли территориальные органы управления рыбной промышленности страны – Дальневосточного, Каспийского, Азово-Черноморского. Северного бассейнов с охватом в целом темы рыболовства и рыбоводства (собственно промысел, переработка улова, флот, отраслевые НИИ). Ведомство просуществовало до 1946 г., после чего было преобразовано в одноименное министерство[2]. Еще через 10 лет Министерство рыбной промышленности СССР упразднили, а его документы
Среди материалов начального этапа деятельности Наркомрыбпрома имеется дело из секретариата наркома с неожиданным для архивной описи заголовком – «Не подписанные и не отправленные письма»[3]. Хронологически эта служебная переписка охватывает февраль 1939 г. – март 1940 г. Спустя семь десятилетий сложно сказать, насколько точен данный заголовок. Сейчас это и не так важно, поскольку ценность сохранившихся документов в том, что они позволяют представить круг забот, проблем и интересов – экономических, производственных, социальных, политических – как этой отрасли народного хозяйства в те годы, так и людей, в ней работавших. Присутствует в них и общественно-политический фон времени (в рыбной промышленности «орудуют враги народа»).
К публикации отобрано несколько наиболее информативных документов. Кратко охарактеризую эту выборку. Главный инженер треста Дальвостокрыбы Борисов ставит перед «вновь организованным наркоматом» и местными властными структурами вопросы, решение которых жизненно важно для успешной деятельности треста (док. № 2). Его волнует, с одной стороны, качество вербовки и завоза рабочих для работы на местных заводах рыбной промышленности («Основная масса вербованных рабочих была совершенно не знакома с рыбной промышленностью, зачастую вербовали пьяниц, разгильдяев, людей с темным прошлым»), а с другой – отсутствие достаточного жилого фонда (прибывшие «размещались в палатках, лето проходило более-менее гладко, с наступлением осени, холодов, дождей рабочие требовали постоянного жилья или расчета и любыми путями стремились уехать обратно»).
Интересен приложенный к одному из писем наркома рыбной промышленности П.С. Жемчужиной на имя заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР А.И. Микояна «Список выделяемых товаров для продажи ловецким колхозам и рыбакколхозам» (док. № 3), в котором соседствуют «автомашины грузовые – 100 шт., гвозди проволочные – 100 тонн, телогрейки и шаровары ватные – 60 тысяч комплектов, пианино – 50 штук».
Богаты содержанием письма заместителя наркома рыбной промышленности А.А. Ишкова (в дальнейшем многолетнего руководителя рыбной промышленности СССР), адресованные В.М. Молотову и А.И. Микояну о подготовке к весеннему лову 1939 г. (док. № 6), перевозке судами Наркомата морского флота СССР грузов для рыбной промышленности (док. № 7), «О ходе путины на Дальнем Востоке» (док. № 9). В первом обращении А.А. Ишкова особенно беспокоит вопрос работы моторо-рыболовных станций, во втором автора тревожит то обстоятельство, что «Наркомморфлот принял вместо 102,8 тысяч тонн только 23,0 тысячи тонн», т.к. это грозит «недозавозом» продовольственных товаров, леса, угля, тароматериалов и «невывозом рыбопродукции». Удручающий лейтмотив последнего – в условиях наличия и морях сардины, «летней кеты» и «морского зверя» трестам отчаянно не хватает рабочих, соли, угля, консервных банок.
Документы публикуются с сохранением их стилистических особенностей. Сокращения раскрыты в квадратных скобках. Сведения о ряде лиц выявить не удалось.
[1] См.: Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 – декабрь 1991. М., 1994. С. 116, 223.
[2] Cм.: Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923–1991 гг. Историко-биографический справочник. М., 1999. С. 124.
[3] РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464 (январь 1939 г. – март 1940 г., 202 листа).
№ 1
П.С. Жемчужина[1] – Л.М. Кагановичу[2]
В свое время я обращалась к Вам с просьбой выделить один зал на постоянной всесоюзной строительной выставке для размещения отдела пищевой промышленности выставки «Индустрия социализма»[3].
По делам пищевого отдела я неоднократно бывала на выставке «Индустрия социализма», представляющей, на мой взгляд, исключительно интересное собрание произведений живописи, графики и скульптуры, посвященных советской тематике.
До сих пор выставка не открыта и эти ценности не показали широкой советской общественности. А между тем, ряд произведений с выставки отправляется в Нью-Йорк, в том числе и карта из самоцветов, уже экспонировавшаяся на Парижской выставке. На вопросы интересующихся, когда откроется выставка, работники отвечают: «Задержка вызывается тем, что ее должен предварительно просмотреть т. Каганович».
Считаю необходимым довести об этом до Вашего сведения и прошу одновременно с просмотром выставки решить вопрос о предоставлении одного зала для размещения экспонатов отдела пищевой промышленности выставки «Индустрия социализма».
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 193. Копийная машинопись.
№ 2
Борисов – В.А. Донскому[4]
Рыбная промышленность Хабаровского, Приморского краев ежегодно завозит из центральных районов СССР десятки тысяч сезонных рабочих для работы на рыбозаводах наших трестов. В 1937 г. было завезено всеми трестами 38133 человека, в 1938 г, было завезено всеми трестами 42119 человек, в 1939 г. планируется завезти 31231 человек.
Для данного завоза рабочей силы наркомат, Главрыба[A] ежегодно тратят колоссальную сумму государственных средств. В 1937 г. на вербовку истрачено всеми трестами 72819 т. р., в 1938 г. на вербовку истрачено всеми трестами (по неполным данным) 58150 т. р., в 1939 г. планируется истратить 45199 т. р.
За три года 1937–1938–1939 гг. будет истрачено 176 млн рублей.
И завезено за три года 112 тыс. человек рабочих.
Практика системы прошлых лет вербовки была такова: вербовали на шесть месяцев, при вербовке обещали большие заработки, вербовку производили от головы, за каждую голову вербовщики получили определенную сумму. При такой системе вербовки вербовщикам было совершенно безразлично, что представляет из себя тот или иной завербованный рабочий, какова его квалификация, его отношение к труду, знаком он [или] нет с рыбным делом (ловом, обработкой). Вербовали через Дальпищпром, кадры вербовщиков подбирались отвратительно, коммунистов среди вербовщиков не было. Основная масса вербованных рабочих была совершенно не знакома с рыбной промышленностью, зачастую вербовали пьяниц, разгильдяев, людей с темным прошлым, иногда больных.
Кроме этого, враги народа, орудовавшие в рыбной промышленности, воспользовались этим положением, засылали своих шпионов, диверсантов на наши рыбозаводы, всего побережья Камчатки, Сахалина, Совгавани[5], Приморья. Эти люди творили свои гнусные дела, разлагали дисциплину, портили рыбу, заражали готовую продукцию прыгуном, вели шпионаж, агитировали всячески за выезд рабочих на материк обратно. Основным транзитным пунктом приема рабочих был и является Поселок Рыбак во Владивостоке, который призван для отправки рабочих на побережье, предоставить рабочему жилье, питание, постельные принадлежности, организовать культурный отдых. Несмотря на ряд лет своего существования, поселок Рыбак не имеет своего необходимого жилищного фонда, организованного хозяйства, надлежащих хозяйственных руководителей. Отсутствие необходимого транспорта, должной организации, вывоз рабочих на побережье затягивается, прибывшие рабочие живут в поселке месяцами в неблагоустроенных палатках, не работая, ожидая пароходов и больших заработков в будущем.
Тресты платят миллионы рублей государственных денег на выплату суточных. Скверные жилищные условия, плохая организация обслуживания питанием, антисанитария создавали и создают политическое недовольство рабочих, порождают пьянки, хулиганство, настроение у рабочих отработать 6 месяцев и возвращаться обратно на материк. Отправленные рабочие трестам и на рыбозаводы, также в силу отсутствия достаточного жилого фонда, размещались в палатках, лето проходило более-менее гладко, с наступлением осени, холодов, дождей рабочие требовали постоянного жилья или расчета и любыми путями стремились уехать обратно, особенно это отражалось на многосемейных, имеющих детей, которые хотели оседать надолго, иметь огород, постоянное жилье, корову. В результате данного положения это привело к массовому возврату вербованных рабочих обратно, загрузке транспорта, трате государственных денег. Из завербованных за два года в рыбную промышленность
Этому способствовала и способствует политика Главрыбы, наркомата в вопросе строительства жилья на ДВК[B]. Тратя громадные суммы на вербовку рабочих, Главрыба и наркомат абсолютно не принимают мер форсировать строительство жилья. Это ярко показывают капиталовложения на жилищное строительство: в 1938 г. было ассигновано на вербовку 58 млн, [на] жилье 6800 тыс., в 1939 г. ассигновывается на вербовку 45 млн, на жилье – 3800 тысяч.
Из вышеперечисленного нужно сделать вывод – политика в этом вопросе Главрыбой и наркоматом не пересмотрена, система вербовки изменила свой вид, а по существу остается старой.
Такое положение в дальнейшем терпеть нельзя. Я прошу этот вопрос поставить перед ЦК партии, правительством, вновь организованным наркоматом: 1. Прекратить вербовку на 6 месяцев, делать ее
Строительство жилых домов можно будет организовать в Хабаровском крае скоростными методами, для этого необходимо использовать имеющиеся леспромхозы, судоверфи Нижнего Амура, Среднего Амура, Камчатки, Сахалина. Организовать массовое изготовление стандартных деталей для домов, сборку этих деталей проводить на месте, таким образом в течение
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 153об. Машинопись.
№ 3
П.С. Жемчужина – А.И. Микояну[6]
Рыбацкие колхозы районов большого рыболовства не имеют возможности приобретать для себя автомашины, покрышки, лес, гвозди, цемент, велосипеды, пианино и различные предметы рыболовецкого обихода.
Для стимулирования лова и борьбы с расхищением рыбы в колхозах прошу Вас, начиная со 2-го квартала 1939 г., выделять специальные рыночные фонды по этим товарам через Рыболовпотребкооперацию с тем, чтобы колхозы, выполнившие и перевыполнившие план добычи, имели право приобретать указанные товары.
Проект решения Экономсовета и список необходимых товаров прилагаю.
Москва |
[...][D] марта 1939 г.
|
-
Установить со 2-го квартала 1939 года продажу ловецким колхозам и рыболовецким союзам, выполнившим и перевыполнившим планы сдачи рыбы госпромышленности, специальных товаров.
-
Выделить Центросоюзу (Рыболовпотребкооперации) во 2-м квартале с.г. товары для этой цели на 10 миллионов рублей (см. список).
-
Предложить Центросоюзу (Рыболовсекции) выделяемые пунктом 2-м товары продавать рыбацким колхозам и рыбаксоюзам в следующем порядке:
а) колхозам, выполнившим квартальные планы сдачи госпромышленности рыбы – 10% со стоимости сданной рыбы;
б) колхозам, перевыполнившим квартальные планы сдачи рыбы госпромышленности – 20% с суммы сверхплановой сдачи рыбы;
в) рыбаксоюзам, перевыполнившим квартальные планы сдачи рыбы в целом по Союзу – 10% со стоимости сверхплановой сдачи рыбы.
-
Поручить тов. Жемчужиной (НКРП) и тов. Хохлову (Центросоюз) утвердить инструкцию по продаже товаров и план завоза товаров по районам.
Зам. председателя Экономсовета при СНК СССР А. Микоян
Список выделяемых товаров для продажи ловецким колхоза» и рыбакколхозсоюзам: автомашин грузовых – 100, автомашин легковых – 10, покрышек к машинам – 500, бензина – 600 тонн, леса круглого –
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 147–149. Машинопись.
№ 4
П.С. Жемчужнна – А.И. Микояну
11 декабря 1938 г. Нар ком пищей ром СССР входил с ходатайством в Экономсовет разрешить тресту Мурманрыба в тех случаях, когда у работников, относящихся к группе плавсостава, возникает право на отпуск продолжительностью свыше двух месяцев, а у работников берегового состава свыше полутора месяцев. не увеличивать срока отпусков, а компенсировать их деньгами. Это ходатайство было вызвано тем, что поскольку согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1930 г. работники, прослужившие в местностях первого пояса 3 года, имеют право на трехмесячный отпуск, что нежелательным образом отражается на производственной работе.
Прошу Вас ускорить разрешение данного вопроса.
В левом верхнем углу листа имеется приписка карандашом: «Напоминание посылать не следует, т.к. аппарат Экономсовета подготовляет сегодня-завтра заключение по этому вопросу».
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 137. Копийная машинопись.
№ 5
Симончик – А.А. Ишкову[7]
Нами получено сообщение начальника отдела капитального строительства Наркомрыбпрома СССР тов. Мальцева о том, что в г. Хабаровске совершенно отсутствуют копченые рыботовары из-за того, что в городе нет коптильного завода. В то же время в Хабаровске имеется старое здание колбасной фабрики, ныне не используемое Главмясом, в котором можно организовать рыбокоптильный цех. Просим Вас возбудить ходатайство перед Экономсоветом о передаче нам указанного помещения.
Проекты постановления и письма на имя т. Микояна при этом прилагаются[8].
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 127. Авторизованная машинопись.
№ 6
А.А. Ишков – в Экономический совет при СНК СССР
В соответствии с п. 10 постановления Экономсовета от 20 апреля 1939 г. представляю отчет о подготовке к весеннему лову текущего года.
Для обеспечения выполнения плана путины наркомат разработал ряд конкретных мероприятий по отдельным главным управлениям, на места командированы руководящие работники НКРП и главков.
На Дальний Восток выехала бригада во главе с народным комиссаром тов. Жемчужиной П.С. Для непосредственного руководства путиной в южных бассейнах командированы заместители народного комиссара рыбной промышленности тов. Шередека И.А. – в Каспийский район и тов. Николаев М.Н. – в Азово-Черноморский район. В Каспийский, Азово-Черноморский и Северный бассейны командированы начальники главных управлений и их заместители.
Коллегия наркомата 31 января 1939 г. заслушала отчет начальника Главного управления МРС[E] о подготовке к весенней путине, признала работу Главного управления неудовлетворительной и сняла начальника Главного управления тов. Гувва И.А., как не справившегося с работой,
Коллегия наметила конкретные мероприятия по перестройке работы МРС, провела ряд мер по оздоровлению финансового хозяйства МРС и созданию рентабельности моторо-рыболовных станций. Организованы новые районные управления МРС, создаются постоянные кадры судоводителей и мотористов из числа подготовленных рыбаков-колхозников, приняты меры для упорядочения дела промснабжения и снабжения материалами, намечена и осуществляется по линии МРС механизация отдельных процессов добычи.
Одновременно была развернута работа по укреплению труддисциплнны.
Наркомат проверил состояние работы по подготовке путины главных управлений Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов.
Наркомат установил по каждому рыбаксоюзу количество тоней, речных бударок, ловцов, обеспечил составление плана расстановки плавзаводов по местам лова, дал задание о своевременном ремонте причальных линии, лабазов.
Особое внимание наркомат уделил вопросам подготовленности к весенней путине флота. За истекшее время коллегия 4 раза рассматривала вопросы судоремонта и судостроения, специально выделила людей для проверки хода ремонта судов и командировала в помощь трестам и судоверфям квалифицированных работников наркомата и главков.
Проверив работу тарной промышленности, наркомат наметил ряд мероприятий по улучшению работы тарных заводов.
В целях организации правильного материального снабжения путины наркомат принял меры к обеспечению всех рыбоорганизаций льдом и солью (справка о выполнении плана по льдозаготовкам и завозу соли прилагается[F]).
Особое внимание наркомат уделил вопросам снабжения сетематерналами.
На заседании коллегии 8 апреля был заслушан доклад об итогах работы за отчетный квартал. Выявлены нарушения распоряжений наркомата о проведении путины и даны оперативные указания по отдельным трестам, МРС и рыбаксоюзам об обеспечении установленного планом количества ловцов и орудий лова,
14 апреля наркоматом поставлен перед Экономсоветом вопрос об изменении практики снабжения рыбной промышленности и выделении дополнительных фондов материально-технического снабжения.
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 150–151. Машинопись.
№ 7
А.А. Ишков – В.М. Молотову[9]
Июньская заявка Наркомморфлоту[G] на морские перевозки грузов для рыбных организаций Дальнего Востока была представлена в размере 102,8 тысяч тонн, из них по завозу 95,1 тысяч тонн и по вывозу рыбопродукции 7,7 тысяч тонн.
Наркомморфлот принял вместо 102,8 тысяч тонн только 23,0 тысячи тонн, и Экономсовет при СНК СССР в заседании 26 мая с.г. утвердил эту сумму перевозок на июнь т.г.
По сообщению народного комиссара рыбной промышленности СССР т. Жемчужины[H] из Владивостока[10] заявка на суда Нарком Морфлота дана сверх перевозок флотом НКРП СССР и обосновывается наличием грузов, а также потребностями путины, продовольственного снабжения населения и снабжения промышленных предприятий, строительства и судостроения. В частности, АКО[I], Камчатстрой и Петропавловская судоверфь испытывают большие затруднения из-за недозавоза продовольственных и путинных грузов из Владивостока в зимний период, а также в апреле и мае. Недозавоз леса и угля с Сахалина поставит в крайне тяжелое наложение промышленные предприятия и строительство. Недозавоз тароматериалов, в частности, консервной тары, из Петропавловска предопределит невывоз рыбопродукции. Предприятии Главвостокрыбы испытывают особые затруднения с доставкой горючею ввиду выхода из эксплуатации единственного танкера «М.Горький»[11].
В связи с неполным предоставлением тоннажа в апреле и мае создалось тяжелое положение по Охотскому сектору. Сахалинскому и другим трестам.
Учитывая крайнюю напряженность перевозок но Дальнему Востоку и недостаток наличного тоннажа Нарком Морфлота, заявка НКРП СССР на нюнь месяц могла бы быть снижена тысяч на 15 тонн путем перенесения на начало июля завоза угля китобойной матке «Алеут»[12] – заброски части соли на Сахалин п[аро]/ х[одом] «Менжинский»[13] (из Черного моря), переброски половины консервных банок из Петропавловска на рыбокомбинаты находящимися в ремонте п[аро]/ х[одами] «Сима» и «Чавыча» (при условии получения разрешения на плавание со стороны Регистра СССР).
Флот Наркомрыбпрома СССР, по сообщению т. Жемчужины, может вывезти в июне 30 тысяч тонн, Экономсовет при СНК СССР запланировал перевозку судами НКРП СССР в размере 33 тысячи тонн. Таким образом, потребность в морских перевозках рыбной промышленности Дальнего Востока определяется при всех сокращениях в 84 тысячи тонн.
Нарком рыбпром СССР просит Вас пересмотреть решение Экономсовета при СНК СССР от 26 мая т.г. в части выделения тоннажа Нарком Морфлота под перевозки грузов рыбной промышленности Дальнего Востока и определить перевозки Наркомрыбпрома СССР на нюнь месяц судами Наркомморфлота в размере 84 тысяч тонн.
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 87, 88. Машинопись.
№ 8
П.С. Жемчужина – А.И. Микояну
Для выполнения установленного плана заготовок и перевозки живой рыбы в основные промышленные города Союза на осенний период необходимо иметь 55 живорыбных вагонов. Имеем в своем распоряжении 29 живорыбных и 10 временно оборудованных нагонов, сроком до 28 октября 1939 г.
Выполнение плана поставлено в прямую зависимость от наличия живорыбных вагонов, а поэтому, просим подписать прилагаемое распоряжение НКПС о выделении в н[аше] распоряжение 15 четырехосных крытых вагонов, для временного их оборудования брезентовыми чанами под перевозку живой рыбы, сроком с 1 сентября по 31 декабря 1939 г.[14]
РГАЭ. Ф.8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 106. Копийная машинопись.
№ 9
А.А. Ишков – А.И. Микояну
О ходе путины на Дальнем Востоке.
Путина на Дальнем Востоке развертывается в чрезвычайно трудных условиях. Конкретно по основным трестам положение следующее.
Дальгосрыбтрест выловил на 25 августа 58,2% плана, или 453640 ц[ентнеров] против 341427 на 15 августа п[рошлого] г[ода]. Трест не обеспечен тарой. При потребности 385 тыс. и емкости имеется из-за неполучения тарного лесоматериала 116 тыс. ц[ентнеров] емкости тары. На комбинаты брошены из Владивостока все резервы брезентовых чанов, подложено цементировать и использовать междучановое пространство, разрешено грузить иваси в ящиках, послан в помощь рефрижератор. Все-таки недостаток посольной емкости тормозит лов. Необходимо получить еще 80 тыс. кв. метров брезента для чанов и освободить для приема рыбы от Дальгосрыбтреста площадь Владивостокского холодильника, занятую сейчас нерыбными грузами в количестве 9560 тонн. Получив эту помощь, трест должен выполнить и перевыполнить план.
Севпримтрест[J] выполнил на 1 сентября 60,9% плана. Ход сардины в последние дни усилился. Трест испытывает нехватку соли, горючего, угля. Тоннаж для завоза этих материалов тресту (п[аро]/х[оды] «Тимлат» и «Красный партизан») обещан только сейчас, а до сих пор заброска производилась в ограниченных количествах мелким флотом рыбных организаций.
Сахалинский трест на 20 августа выполнил 82%. В юго-западных районах сардина еще не подошла, восточные заводы, выполнив план, прекратили лов из-за отсутствия соли. Начинается осенняя путина в Рыбновске, но там не хватает рабочих, соли, угля, консервных банок. Выделено за счет Дальгосрыбтреста 100 работниц. Уголь подвозится своими средствами, соль должен выгрузить п/х «Красный партизан», а консервную банку из Пронге[15] доставит п/х «Кижуч» после разгрузки угля, хотя эту операцию должен был выполнить Николаевский порт, плохая работа которого во многом является причиной затруднений в Рыбновском районе.
Нижне-Амурский трест выполнил на 11 сентября 60,7% плана. Хорошо взял летнюю кету, но еще не справился с ее уборкой, что тормозит подготовку к приему осенней кеты. У треста не достает посольной емкости и тары. В помощь из Владивостока послано 150 брезентовых чанов и разрешено вторые и третьи сорта летней кеты убирать в ящики. Не хватало и соли, баржи которой только сейчас поступили из Благовещенска и в дополнение к этому имели задержку в Николаевске-на-Амуре из-за неувязок в работе НКМорфлота и НКРечфлота. В самом Благовещенске, где соль перегружается на реку, соли больше нет, так как августовские отгрузки соли Дальнему Востоку идут очень плохо. (Усолье[16] на 20 августа вместо 100 вагонов отгрузило только 18). В целом Ннжне-Амурский трест отстает в выполнении плана от прошлого года.
Средне-Амурский трест работает неудовлетворительно. Выловил 47,9% на 1 сентября. Ловцы-колхозницы отвлечены на сельхозработу. Из 48 рыболовецких колхозов 28 не заключили еще договоров с рыбозаводами, стремясь перейти на устав сельхозартели. Не хватает для осенней путины рабочих и по гос[ударственному] лову. Приняты меры к срочной вербовке рабочих из Благовещенска и Владивостока.
Охотско-Аянский трест выполнил на 25 августа 81,1% плана, т.е. несколько ниже прошлого года. Лов скоро заканчивается. Имеет к вывозу свыше 4 тыс. т готовой рыбпродукции. Испытывает острые затруднения с завозом снаряжения и продпромтоваров.
Кработрест выполнил на 25 августа 68% плана. В том числе но мор[скому] зверю 59,4%. Всего но Кработресту выловлено 199,2 тыс. ц против 160,7 тыс. и на 25 августа 1938 г. Трест имеет все данные к выполнению плана, отдельные краболовы, как, например, «Ламут» имеет 114% плана, «Тунгус» 84,5%. Трест нуждается в снабжении углем, что в первую очередь касается китобойной флотилии. Задержка с разрешением этого вопроса вызывает простой в работе китобойцев.
АКО в текущем году идет но лову впереди всех трестов Дальнего Востока, имеет на 1 сентября 100,7% плана, или на 130 тыс. ц больше фактического улова прошлого года на это число. Несмотря на двукратный срыв неводов штормами на западном берегу, ряд комбинатов уже перевыполнили план. Это вызвало внутренние перевозки соли и материалов из отстающих комбинатов на передовые. Повсеместно острое затруднение с горючим, танкер «Максим Горький» 7 дней ждал во Владивостоке нефти и ушел, взяв только 400 т керосина, т.к. решение вопроса о нефти задержалось. Тяжелое положение и с тарой. Всего заготовлено тары 420 тыс. и емкости. В основном Владивостокской конторой, однако, около 90 тыс. этой тары ожидают подачи тоннажа во Владивостоке. Крайне плохо обстоит дело завоза продпромтоваров, на западный берег завезено 48%, на восточный 37%,
Неудовлетворительно выполняется план по консервам, 70% на 25 августа, т.к. из-за неподачи тоннажа и недостатка угля в Петропавловске запоздал завоз консервных банок комбинатам.
Камчатке нужна решительная помощь тоннажем, горючим, углем, без чего успех не может быть реализован, продукция останется невывезенной, и начнется массовый отлив рабочих-закрепленцев под угрозой недоедания.
Проблема вывоза рыбопродукции встает для всех трестов. Дальний Восток на 25 августа выполнил 75,5% плана – на 263000 ц больше прошлого года на это число, и получив необходимую помощь углем горючим, тарой, брезентом, о которой просит Наркомрыбпром, должен выполнить и перевыполнить план.
Но уже на 15 августа на Дальнем Востоке (Охотск, Сахалин, Камчатка) имелось 12 тыс. т готовой к вывозу рыбопродукции, а вопрос о средствах вывоза еще не получил удовлетворительного решения. Нркомрыбопром осо6ой докладной запиской просит в этой части оказать ему необходимую помощь.
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 72–74. Копийная машинопись.
№ 10
И.Г. Богаев, Д.В. Павлов[17] – А.И. Микояну
Ряд районов Камчатки (и частности, Усть-Камчатский район, рыбокомбинаты западной Камчатки. Петропавловск), а также Охотское побережье не обеспечены на зиму продовольствием и промтоварами,
Положение с завозом п род промтоваров в эти районы было бы значительно лучше, если бы Наркомморфлот (Дальневосточное госпароходство) выполнял утвержденный Экономическим советом план на октябрь по завозу из Владивостока грузов Наркомрыбпрома. В действительности же при плане завоза в 8,6 тыс. тонн Дальневосточное госпароходство предусмотрело принятым им графиком завоз только в количестве 2962 тонны, причем, ни одного парохода по завозу на Камчатку в графике нет.
Учитывая, что условия завоза грузов на Камчатку и Охотское побережье с наступлением осенних штормов все ухудшаются и недозавоз в октябре не сможет быть возмещен и последующие месяцы, от чего пострадает население, Наркомрыбпром СССР и Наркомторг РСФСР обращаются к Вам с просьбой обязать Наркомморфлот безоговорочно выполнить утвержденный на октябрь месяц план по завозу грузов НКРП из Владивостока, предоставив три парохода для завоза на Камчатку и Охотское побережье.
Проект распоряжения прилагается[18].
РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 52. Машинопись.
Примечания
[A] Главрыба – Главное управление рыбной промышленности Наркомата рыбной промышленности.
[B] ДВК – Дальневосточный край.
[C] Гипрорыба – Государственный институт по проектированию предприятия рыбной промышленности.
[D] Дата не указана.
[E] МРС – Моторо-рыболовная станция.
[F] В деле отсутствует.
[G] Наркоммоpфлот – Наркомат морского флота СССР.
[H] Так в тексте.
[I] АКО – Акционерное камчатское общество (образовано в 1927 г., правление располагалось в Хабаровске).
[J] Севпримтрест – Северо-Приморский трест.
[1] Жемчужина Полина Семеновна (Карповская Перл Семеновна) (1897–1970) – советский партийный и государственный деятель. В январе – ноябре 1939 г. нарком рыбной промышленности СССР. В 1949 г. репрессирована. Освобождена в 1953 г. Жена В.М. Молотова.
[2] Каганович Лазарь Моисеевич (1893–1991) – советский государственный и партийный деятель. С августа 1938 г. заместитель председателя Совнаркома СССР.
[3] 25 июля 1939 г. в ЦПКиО им. Горького была открыта выставка «Пищевая индустрия», как отдел выставки «Индустрия социализма». В ней участвовало 98 художников, экспонировалось 149 произведений (живопись, графика, скульптура, фарфор). Среди участников – А.М. Герасимов, И.Э. Грабарь, В.И. Мухина, Д.А. Налбандян, М.С. Сарьян и др.
[4] Донской Владимир Александрович (1903–1954) – советский государственный и партийный деятель. В 1938–1939 гг. первый секретарь Хабаровскою крайкома ВКП(б). В 1940–1941 гг. нарком заготовок СССР.
[5] Советская гавань – залив, город в Хабаровском крае.
[6] Микоян Анастас Иванович (1895–1978) – советский государственный и политический деятель. С 1937 г. заместитель председателя СНК СССР.
[7] Ишков Александр Акимович (1905–1988) – с июня 1940 г. нарком рыбной промышленности СССР. Герой социалистического труда (1975), возглавлял рыбную промышленность СССР в течение почти 40 лет.
[8] Из прилагаемых документов видно, что обращение вызвано отказом Наркомата мясной и молочной промышленности передать помещение Наркомрыбпрому, поскольку в нем предполагалось организовать цех кулинарии и полуфабрикатов. Наркомрыбопром полагал. что «указанный цех вполне можно разместить на мясокомбинате» (РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 129).
[9] Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890–1996) – советский политический и государственный деятель. В 1930–1941 гг. председатель СНК СССР.
[10] В деле подшита правительственная телеграмма от 26 мая 1939 г. на Владивостока за подписью П.С. Жемчужиной на имя зам. наркома М.Н. Николаева с характеристикой сложившейся с перевозками ситуации (РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 89).
[11] Танкер «Максим Горький» – первый советский рыбацкий танкер (1937 г., построен в Японии), первое название «Танкер № 4».
[12] В 1930 г. Акционерным камчатским обществом (АКО) был куплен в США пароход «Глен Ридж», построенный в 1919 г., с целью переоборудования его под китобойную базу. В основу планов переоборудования судна, получившего название «Алеут», легли чертежи норвежских фирм. 28 июня 1932 г. судно с экипажем в 126 человек под командованием капитана Л.И. Бурхардта вышло из Ленинграда на Дальний Восток в свой первый рейс. Судно дало название китобойной флотилии «Алеут» (в составе 4-х кораблей), к 1935 г. объем добычи флотилии достиг 500 китов в гол (См.: Гаврилов С. Жителей Командоров хотели кормить китами, http://iks.ru/~nkp/arhiv/html_arhiv/42/42_5.html).
[13] Грузовой пароход «Менжинский» (построен в 1919 г. в Голландии). Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) – советский государственный и партийный деятель.
[14] В деле имеется письмо А.И. Микояна наркому путей сообщений Л.М. Кагановичу с предложением выделить запрашиваемое Наркоматом рыбной промышленности количество вагонов. Также сохранилось письмо начальника транспортного сектора рыбной промышленности на имя зам. наркома рыбной промышленности с таким текстом: «Представленный Вам на подпись проект письма за подписью наркома на имя тов. Микояна, составленный Главрыбсбытом тов. Липскаревым, о предоставлении дополнительно 15 четырехосных крытых вагонов для перевозки живой рыбы, визировать не могу. Несмотря на неоднократные наши просьбы. Главрыбсбыт не представил никаких отчетов об использовании, правильности и целесообразности эксплуатации предоставленных им 27 живорыбных вагонов и 10 вагонов для переоборудования их под живорыбные вагоны. Поэтому не представляется возможным проверить, насколько действительно Главрыбсбыту нужны еще вагоны для перевозки живой рыбы» (РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 101, 105).
[15] Пронге – крайний мыс реки Амур, Приморская область.
[16] Усолье – город (с 1940 г.) в Пермском крае.
[17] Павлов Дмитрий Васильевич (1905–1991) – нарком торговли РСФСР (1939–1942), генерал-лейтенант интендантской службы (1944), автор мемуаров «Ленинград в блокаде» (1983).
[18] В проекте распоряжения предлагается Наркомату морского флота «сообщить Экономическому совету названия судов и сроки их выхода из Владивостока» (РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 1. Д. 1464. Л. 53).
Комментарии
Отправить комментарий