«Наркомвнешторг считает целесообразным организовать закупочную комиссию». История ленд-лиза в документах РГАЭ. Февраль 1942 – март 1945 г.
Сравнительно недавно исследователи получили возможность изучать рассекреченные документы Министерства внешней торговли СССР[1], хранящиеся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ). Одновременно рассекречено более 1400 архивных дел, содержащих разнообразную информацию по истории ленд-лиза (lend – давать взаймы и lease – сдать в аренду).
Как известно, «Закон о ленд-лизе», или «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», принятый Конгрессом США 11 марта 1941 г., предусматривал, что президент США может осуществлять помощь любой стране, чья оборона против фашизма признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Формулируя цель принятия Акта о ленд-лизе Ф. Рузвельт писал Конгрессу США в 1941 г.: «Единственная цель в политике правительства – это обеспечить, чтобы война осталась вдали от нашей страны и нашего народа» [2].
Закон о ленд-лизе предусматривал, что поставленные машины, военная техника, оружие, сырье, продовольствие, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (ст. 5); переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для использования в мирных целях, должно было быть оплачено странами-получателями помощи полностью или частично на основе предоставления США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).
В 1941 г. США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания помощи воюющим странам, в первую очередь Великобритании, истощенной морской блокадой, и Советскому Союзу, потерявшему в начальный период войны значительную часть территории, в связи с чем его ВВП сократился на треть по сравнению с довоенным уровнем. В течение 1941 г. США активно предоставляли военную помощь Великобритании, а вскоре после Московской конференции представителей трех держав президент Ф. Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.
Поставки в Советский Союз вооружения и других материалов по ленд-лизу осуществлялись на основе протоколов, подписанных правительствами СССР, США и Великобритании. Всего их было четыре: первый подписан 1 октября 1941 г. и охватывал период с 1 октября по 30 июня 1942 г.; второй подписан 6 октября 1942 г. и исполнялся с 1 июля 1912 г. по 30 июня 1943 г.; третий подписан 19 октября 1943 г. и исполнялся с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г.; четвертый – подписан 17 апреля 1944 г., исполнялся с 1 июля 1944 г. и завершился формально 12 мая 1945 г., но был продлен до 20 сентября 1945 г., т.е. до окончания войны с Японией.
Первый период организации поставок проходил сложно. В донесении на имя И.В. Сталина и В.М. Молотова нарком внешней торговли СССР А.И. Микоян, информируя первых лиц государства о выполнении обязательств, принятых на Московской конференции трех держав за октябрь – ноябрь 1941 т. по поставкам в СССР предметов вооружения, оборудования, сырья и материалов, сообщал, что недопоставки самолетов на США составляют 396 шт., а из поставленных 204 – завезено в СССР 95 шт., находятся в пути 106, прибывают в декабре 8 шт. Причины недопоставок заключались в том, что 152 истребителя «Аэрокобра» были поставлены в порты без пропеллеров, без вооружения и комплекта запчастей. Кроме того, американские власти не предоставляли долгое время достаточного количества пароходов и, наконец, отозвали вообще поставленные самолеты. Такая же ситуация была с поставкой танков: из 750 шт. по плану поставлено 182 шт. Микоян отмечал, что по его мнению, поставки срывают Военное и Морское министерства США, а неоднократные просьбы представителей СССР исправить положение не приводят к улучшению[3].
В настоящую публикацию включена докладная записка Микояна от 21 февраля 1942 г. с предложением создать в США Правительственную закупочную комиссию (ПЗК), которая взяла бы на себя роль организатора и контролера поставок в СССР из Америки в рамках ленд-лиза, и тем самым способствовала изменению создавшегося положения (док. № 1). На должность председателя ПЗК СССР в США Микоян выдвигал генерал-майора авиации А.И. Беляева. Комиссии поручалось производить в США закупки, заказы и другие операции коммерческого, финансового и транспортного характера как с правительственными органами и организациями США, так и с частными фирмами и лицами. Работа комиссии должна была проводиться под руководством наркома внешней торговли СССР. Данный проект был одобрен Сталиным[4]. В течение всего последующего периода войны правительственная закупочная комиссия СССР в США активно работала, обеспечивая поставки в Советский Союз сырья, вооружения и продовольствия.
Наиболее представительную группу среди вновь введенных в научный оборот материалов НКВТ СССР составляют документы, отражающих разнообразную деятельность ПЗК СССР в США по продвижению интересов СССР в Администрации ленд-лиза, в Военном комитете США, в различных комиссиях и комитетах, связанных с деятельностью по организации поставок в СССР по протоколам ленд-лиза. Среди документов этой группы: протоколы заседаний комиссии, бухгалтерские отчеты о ее деятельности, книги учета отгрузки товаров из США по пароходам, прибывшим в Северные порты СССР, в порты Дальнего Востока и Персидского залива, отчеты отделов ПЗК СССР в США по поставкам грузов по месяцам, за период деятельности I – IV протоколов, отчеты о прибывших грузах с караванами, обзоры о взаимоотношениях СССР и США после 1917 г., о состоянии флота США за 1940 – 1945 гг., о состоянии авиационной промышленности США за 1941 – 1943 гг., другие материалы.
Так, в публикуемом отчете заместителя председателя Правительственной закупочной комиссии СССР и США К.И. Лукашева и начальника учетно-экономического отдела комиссии В.Ф. Теплякова за 1943 г. (док. № 2) отмечалось, что заметно резкое улучшение в удовлетворении заявок СССР со стороны официальных организаций и лиц американских правительственных органов, что обусловлено успехами Красной армии под Сталинградом. По мнению авторов отчета, знаменитый американский принцип «Америка прежде всего» стал все реже проявлять свое действие. Изменились также организационные условия определения приоритета поставок грузов в Администрации ленд-лиза и Военно-промышленном комитете США. В отчете приводятся статистические данные о распределении поставок между странами ленд-лиза, опираясь на сведения, представленные в 14-м докладе Администрации внешней экономики Конгрессу США. Экспорт США в 1943 г. в абсолютных цифрах: СССР – 2,8 млрд. долларов; Великобритания – 4,01 млрд. долларов; Африка и Средний Восток – 1,6 млрд. долларов[5]. Дальнейшее развитие поставок вооружения и материалов из США в СССР в рамках Закона о ленд-лизе свидетельствовало о достижении стабильности, что объяснялось различными факторами: победами советских вооруженных сил над агрессором, увеличением производственных мощностей промышленности США, накоплением опыта организации поставок грузов из США в СССР и др.
Общая сумма экспорта из США в СССР с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1944 г. составила 5,9 млрд. долларов. Впервые поставки из США в СССР по Третьему протоколу превысили плановые объемы на 30%.
С приближением конца военных действий деятельность Администрации ленд-лиза США стала стремительно меняться: в результате обсуждения в Конгрессе вопроса о продлении закона о ленд-лизе на новый срок до 30 июня 1946 г. в текст закона было внесено дополнение, запрещающее использование полномочий, предоставленных президентом США, в целях послевоенной помощи и послевоенного восстановления странам – участникам ленд-лиза, за исключением выполнения тех контрактов с иностранными правительствами, которые заключены на основе закона, а их выполнение не является угрозой для обороны США. После внесения этой поправки поставки по ленд-лизу стали ограничиваться. В результате ленд-лизовская помощь США СССР за 9 месяцев 1945 г. составила 1,7 млрд. долларов, тогда как в этот же период 1944 г. она составляла 2,6 млрд. долларов[6].
Отчет ПЗК СССР в США о работе по выполнению IV протокола (док. № 3) подтверждает наметившиеся тенденции к сокращению поставок грузов. В документе отмечалось, что уже в апреле 1945 г. в Администрации ленд-лиза задерживалось рассмотрение заявок СССР на поставку грузов, а в начале мая был прямо поставлен вопрос об изъятии военных грузов, запланированных к отгрузке по июньскому плану.
12 мая 1945 г. правительство США без предварительного предупреждения правительства СССР приняло решение о прекращении всех отгрузок по ленд-лизу) с Восточного и Западного берегов в счет IV протокола. Всем судам, находящимся на пути в СССР с Восточного побережья, был дан приказ вернуться на американские базы. Администрация ПЗК СССР в США провела переговоры с членами правительства США и руководителями комиссий и комитетов, что позволило отменить санкции и продолжить отправку в СССР грузов по IV протоколу[7].
Документы, вошедшие в публикацию, позволяют составить представление о комплексе рассекреченных документов фонда Наркомата внешней торговли СССР по истории ленд-лиза. Введение в научный оборот новых материалов по одной из актуальных тем истории Второй мировой войны имеет важное значение в условиях продолжающихся споров об эффективности поставок по ленд-лизу в Советский Союз.
Публикатор не ставит перед собой цель подвести экономические результаты ленд-лизовскнх поставок. Однако очевидно, что роль помощи США в рамках ленд-лиза позволила ускорить победу над фашизмом. Огромное значение имела она и для США, так как укрепляя военную мощь СССР и других стран, Соединенные Штаты, в свою очередь, сумели создать в годы войны одну из мощнейших экономик мира.
Документы публикуются в соответствии с «Правилами издания исторических документов» (М., 1980), как полностью, так и в извлечениях (в связи с их больших объемом), которые отмечены отточиями; содержание опущенных частей оговорено в подстрочных примечаниях. Воспроизводится окончательный вариант текстов. Сокращенные и недописанные слова раскрыты в квадратных скобках, аббревиатурные и другие сокращения – под строкой. Общепринятые сокращения (г., годы) в тексте не унифицировались. Итоговые данные таблиц не пересчитывались и не исправлялись.
Археографическое оформление текстов документов провела кандидат исторических наук Т.В. Сорокина. Автор выражает благодарность ей, а также И.В. Сазонкнной и сотрудникам ее отдела за помощь при подготовке публикации.
Примечания
[1] Постановлением ЦИК СССР от 6 июня 1923 г. Наркомвнешторг РСФСР, созданный до образования Советского Союза, был преобразован в Наркомвнешторг СССР. Республиканские наркоматы внешней торговли упразднялись, был установлен институт уполномоченных Наркомвнешторга СССР при правительствах союзных республик. Положение о Наркомвнешторге СССР утверждено 3-й сессией ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г., согласно которому на него возлагалось руководство всей внешнеторговой деятельностью на основе монополии внешней торговли, а также проведение всех мероприятий, направленных к развитию торговых сношений с иностранными государствами. Органами Наркомвнешторга СССР за границей были торговые представительства и агентства. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 18 ноября 1925 г. Наркомвнешторг СССР и Наркомвнутрторг СССР были объединены в Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 ноября 1930 г. было произведено разукрупнение Наркомторга СССР на Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР. Регулирование внешнеторговых операций шло через систему всесоюзных экспортно-импортных объединений. Во время Великой Отечественной войны деятельность наркомата был свернута. Торговые связи поддерживались в основном со странами антигитлеровской коалиции и некоторыми восточными странами. На основании закона СССР от 15 марта 1946 г. Наркомвнешторг СССР был преобразован в Министерство внешней торговли СССР.
[2] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5965. Л. 13.
[3] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 19, 26 – 28, 34.
[4] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 47.
[5] РГАЭ. Ф. 413. Оп.12. Д. 6799. Л. 3, 11.
[6] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 9870. Л. 5, 6.
[7] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 9867. Л. 7, 8.
№ 1
Докладная записка наркома внешней торговли СССР А.И. Микояна председателю Совнаркома СССР, председателю Государственного комитета обороны СССР И.В. Сталину и первому заместителю председателя Совнаркома СССР В.М. Молотову с предложением о создании в США Правительственной закупочной комиссии СССР
Амторг[A], на который возложено осуществление поставок из Америки в СССР, официально является американским обществом. Из этого обстоятельства возникает много затруднений в смысле отстаивания интересов Советского Союза перед американскими правительственными органами. Кроме того, за проводимые Амторгом заказы и закупки Наркомвнешторг должен уплачивать Амторгу, как американскому обществу, комиссионное вознаграждение, что, в свою очередь, приведет к уплате Амторгом нескольких сот тысяч долларов налога американскому фиску.
Поэтому Наркомвнешторг считает целесообразным организовать в США Правительственную закупочную комиссию, которая руководила бы осуществлением поставок из Америки, используя в этих целях аппарат Амторга.
Представители американского правительства Гопкинс. Гарриман, Стеттинниус в беседе с тт. Литвиновым и Лукашевым неоднократно заявляли о желательности осуществления советских закупок от лица какой-либо советской правительственной организации, а не через Амторг.
Прошу принять прилагаемый проект постановления Совнаркома Союза ССР об образовании Закупочной комиссии[1] и утвердить личный состав ее.
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 47в. Копия с рукописной правкой автора.
Состав советской Закупочной комиссии в США[B]
Генерал-майор авиации Беляев А.И.
Председатель Лукашев К.И. Зам. председателя
Контр-адмирал Акулин М.И. Зам. председателя
Разин Л.А. [2]
Еремин И.А.
Сельдяков П.С.
Ростарчук А.А.
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 47г, 49.
№ 2
Из отчета заместителя председателя Правительственной закупочной комиссии СССР в США К.И. Лукашева и начальника учетно-экономического отдела комиссии В.Ф. Теплякова в Наркомат внешней торговли СССР о работе ПЗК СССР в США за период с 1 января по 31 декабря 1943 г.
1. Общие положения
Работа закупочной комиссии за отчетный период в основном определялась объемом размещения закалов и отправками и Советский Союз товаров, определенных для второго полугодия 2 протокола и первого полугодия 3 протокола.
Для характеристики закупочной комиссии необходимо также принимать во внимание политическую и экономическую обстановку в США за отчетный период. В начале отчетного периода было заметно резкое улучшение в отношении удовлетворения наших заявок со стороны официальных организации и лиц американских правительственных органов, что, главным образом, обусловлено успехами Красной армии.
Исторические победы Красной армии на Сталинградском фронте, прежде всего, имели своим непосредственным результатом тот факт, что знаменитый американский принцип «Америка прежде всего» стал все реже и реже проявлять свое действие в отношении удовлетворения наших требований.
Наряду с этой особенностью необходимо также отметить, что известную роль в удовлетворении наших заказов имел также тот факт, что внутренняя борьба между руководителями Военно-промышленного комитета с одной стороны, и представителей Военно-морского флота с другой, окончилась «победой» Военно-промышленного комитета в смысле некоторого усиления власти Нельсона. Непосредственным результатом этой победы явилось то, что Военно-промышленный комитет пересмотрел систему приоритетов в целях их повышения и, главным образом, по заказам наиболее необходимых материалов и оборудовании для военных нужд; в числе такого оборудования и материалов были: программа строительства промышленности синтетического каучука, программа строительства экспортных судов, а также и торговых, самолетов и вооружения.
Приоритеты по нашим заказам были пересмотрены и установлены новые, повышенные, главным образом, с начала 1943 года.
В начале отчетного периода имели место организационные изменения в системе государственного планирования и распределения в США, а именно: произошел переход всей системы распределения на так называемый «план СМП», или план контролируемых материалов. Согласно данному плану производство полуфабрикатов и готовых изделий базируется на распределении основных сырьевых материалов (т.н. контролируемых материалов), как никель, медь, сталь и др., между отдельными ведомствами, которые и строят все свои заказы на базе отведенного количества основных материалов.
С введением плана «СМП» значительно изменились условия и методы размещения наших заказов по ленд-лизу. Если раньше утверждение наших отдельных спецификаций и установление сроков поставки их зависело, главным образом, от оперативных работников Военно-промышленного комитета, то теперь размещение стало зависеть от принципиальных решений центральных планирующих организаций, как Президентский протокольный комитет, Группа планирования ленд-лиза. Иностранный отдел ВПК и Комитет запросов ВПК.
Переход на новую систему в основном удлинил сроки рассмотрения наших запросов (реквизиций) и оттянул сроки их размещения, что потребовало от нас подачи всех заявок значительно ранее предусматривавшихся в них сроков поставки. Упорядочение системы планирования и распределения в правительственной системе США, связанное с введением плана «СМП», одновременно вскрыло, что запросы различных правительственных ведомств США были завышены, и имелись большие неиспользованные запасы.
Наконец, необходимо отметить известную положительную роль Президентского комитета, созданного в результате наших неоднократных заявлений о неудовлетворительном ходе поставок, отгрузок за 1942 год. Как известно, председателем этого комитета является мистер Гопкинс, исполнительным председателем комитета – генерал Бернс, секретарями комитета являются мистер Хазарт и Армстронг, в состав комитета входят генерал Вессон от [Администрации] ленд-лиза, мистер Бат от Военно-промышленного комитета, а также представители от морского флота, Министерства финансов, Министерства земледелия, военного транспорта, от нефтяной администрации, морской комиссии и от Государственного департамента – мистер Ачесон.
Первое полугодие отчетного периода можно охарактеризовать следующими особенностями. Решение всех дальнейших вопросов по поставкам в Советский Союз сосредоточилось в одном месте – Президентском комитете, что намного сокращало период размещения и получения необходимых для нас товаров. Быстрее решался вопрос о предоставлении транспорта, в частности, в отношении производства и оборудования для нас товаров был установлен такой же приоритет, как и для заказов американской армии и флота.
В отношении транспорта американцы стали выделять ежемесячно или через отдельные промежутки времени некоторое количество пароходов для увеличения отгрузки в Советский Союз. Была проявлена благожелательная позиция в отношении удовлетворения наших заказов по снабжению Арктики и Наркомрыбпрома.
Однако необходимо отметить в основном два решающих момента, обусловивших результат поставки и отгрузки в Советский Союз, особенно за первую половину отчетного периода.
1. Определенное сокращение отгрузок вследствие отказа предоставления пароходов для отгрузки в северном направлении.
2. Относительно слабая отгрузка приводила к затовариванию портов и складов, что американцами было использовано для задержки в производстве товаров по нашим заказам.
При этом необходимо отметить, что подача реквизиций и размещение наших заказов по ним, в счет норм по 2 протоколу, в основном была закончена в период первого полугодия действия 2 протокола. В частности, как известно, на момент подписания 2 протокола по разделу промышленно-индустриального оборудования и материалов мы имели свободного лимита в счет 2 протокола только на 560 с лишним тысяч тонн.
Работа за вторую половину отчетного периода совпадает с работой по 3 Протоколу за первую половину его действия. В основном вся работа как по размещению, так и по отгрузкам определялась установленными нормами по 3 протоколу. Отношение со стороны официальных американских лиц в отношении наших заказов также определялось этими нормами, однако все же необходимо отметить, что работники Военно-промышленного комитета в меньшей степени придерживались этих норм, тогда как работники ленд-лиза (теперь Секции по снабжению Советского Союза Администрации внешней экономики) всякий раз подчеркивали лимиты, установленные протоколом.
За вторую половину отчетного периода началось широкое обсуждение вопроса перехода, хотя бы и частично, от поставок в счет ленд-лиза к поставкам на обычной коммерческой основе (наличный расчет). Необходимо отметить, что эти тенденции имеют непосредственные результаты в отношении наших заявок, главным образом, по оборудованию тяжелой индустрии. В частности, американцами по этой причине, по существу, сорвана наша программа размещения заказов в счет статьи 300 миллионов, и частично размещение тяжелого оборудования в счет статьи Эмердженси.
Во второй половине отчетного периода имела место реорганизация ленд-лизовского аппарата американского правительства, а именно – была создана Администрация внешней экономики, которая поглотила функции Администрации ленд-лиза и последней, как таковой, теперь не существует.
Однако, существенных изменений в личном составе работников бывшей Администрации ленд-лиза, занимавшейся вопросами о размещении и поставках по нашим заказам, не имело места, и все они работают к настоящее время в Секции снабжения СССР Администрации внешней экономики.
Для характеристики работы Комиссии за отчетный период необходимо также иметь в виду экономическую обстановку в США.
В области экономического развития США в 1943 г. необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что вся промышленность в США была полностью мобилизована и работала, главным образом, для нужд войны. 1943 год был годом наибольшего увеличения выпуска продукции всей промышленности США и уже в этом же 1943 г., к концу его, наметились некоторые понижения в производстве. Так, например, в производстве стали в результате образования уже некоторых излишков (в декабре м[еся]це оставалось 3 млн. т не распределенной стали); в производстве станков, понижение по сравнению с 1943 г. на 10%, или, если в марте 1943 г. было произведено на сумму 125,4 млн. долл[аров], то уже в декабре 1943 г. эта продукция понизилась до 60,6 млн. долл[аров]; имеется понижение в производстве такого оборудования, как краны, стокеры, электрические печи; однако в производстве промышленного оборудования это понижение не являлось всеобщим.
Из производства военных отраслей характерно отметить понижение производства танков.
Конкретные данные по отдельным отраслям промышленности приводятся ниже:
а) Сталь и продукты стали
Производство сырой стали на 1943 г. составляло 88872 тыс. мал(ых] тонн[C], за 1942 г. это производство было 86030 тыс. Производство сырой стали в отдельные месяцы 1943 и 1942 гг. было следующее:
Месяц
|
1943 г.
|
%
использов[ания]
мощност[ей]
|
1942 г.
|
%
использов[ания]
мощност[ей]
|
Январь
|
7423,9
|
96,8
|
7112,1
|
94,5
|
Февраль
|
6823,7
|
98,5
|
6512,5
|
95,9
|
Март
|
7672,5
|
100
|
7392,1
|
98,2
|
Апрель
|
7474,9
|
99,3
|
7121,2
|
97,7
|
Май
|
7550,5
|
98,4
|
7382,5
|
98,1
|
Июнь
|
7040,8
|
94,8
|
7015,3
|
96,3
|
Июль
|
7416,1
|
96,3
|
7144,9
|
94,5
|
Август
|
7592,0
|
98,3
|
7227,6
|
95,4
|
Сентябрь
|
7518,5
|
100,8
|
7057,5
|
96,4
|
Октябрь
|
7819,0
|
100,8
|
7579,5
|
100,0
|
Ноябрь
|
7374,4
|
98,6
|
7179,8
|
97,3
|
Декабрь
|
7265,7
|
94,3
|
7304,5
|
96,6
|
Всего год
|
88872,5
|
98,1
|
86029,9
|
96,8
|
Из вышеуказанных данных видно, что за 1943 г. по сравнению с 1942 годом производство стали увеличилось почти на 4%. Наряду с повышением производства сырой стали возросло также производство стальных продуктов. Это производство по отдельным видам распределяется следующим образом:
Вид стали
|
1942 г.,
колич[ество]
в тоннах
|
%
к общему
итогу
|
1943 г.,
колич[ество]
в тоннах
|
%
к общему
итогу
|
Стальные плиты
|
11 799 600
|
18,8
|
1 276 000
|
19,9
|
Листы и полосы
|
11 248 392
|
18,1
|
10 899 000
|
17,0
|
Фасонная сталь
|
5 969 009
|
9,6
|
375 000
|
5,8
|
Холоднокатан[ый] и горячекатан[ый] инструмент, сталь
|
11 939 982
|
19,2
|
12 005 000
|
18,7
|
Трубы и стальные заготовки
|
|
9,5
|
|
9,1
|
Проволока и пров[олочные] изделия
|
4 632 017
|
7,4
|
4 385 000
|
6,8
|
Белая жесть черн. плит
|
3 520 059
|
5,7
|
234 000
|
3,6
|
Рельсы, колеса, оси, скрепления
|
30 902
|
5,0
|
3 184 000
|
5,0
|
Разные
|
4 306 646
|
|
8 986 000
|
|
Всего
|
62 445 914
|
|
64 152 000
|
|
Вышеприведенная таблица характеризует рост соответствующих видов продуктов в зависимости от потребности и соответствующей области производства и, главным образом, военной;
б) Производство авиационного оборудования
За годы войны авиационная промышленность выдвинулась на одно из первых мест американской промышленности. Сильно увеличилась мощность авиационной промышленности, особенно большое увеличение количества сборочных авиационных заводов.
В 1943 году авиационная промышленность выпустила 85946 самолетов, в 1942 г. было выпущено около 49 000 самолетов. Увеличение на 79%.
Ежемесячная продукция к концу 1943 г. составляла 8000 тыс. самолетов:
в) Производство военного оборудования автомобильной промышленности
Продукция автомобильной промышленности за 1943 г. составляла 8 754 800 тыс. долл[аров]. Из этого количества приходится 40% на авиационное оборудование, 15% на танки, 26% на военные автомашины, 8% на артиллерию, 1% на морское оборудование, 3% на амуницию (снаряды) и 1% на разное оборудование.
Как видно, основное место было уделено производству авиационному, танковому и военных автомашин, тогда как производство танков занимает сравнительно небольшой удельный вес, что обусловлено, как заявляют американцы, аннулированием Англией и Советским Союзом их заказов на танки.
Автомобильная промышленность производила в течение 1943 г. ежемесячно 80 000 автомашин, или примерно около 1 млн. штук в год;
г) Судостроение
К концу 1943 года США имели 81 судостроительную верфь с мощностью производства не менее 20 млн. регистровых тонн[D]. Общая стоимость средств вооружения определялась в 552 млн. долларов. В отдельные периоды войны США имели следующий морской коммерческий флот.
|
Колич[ество] судов
|
Тоннаж в тыс. рег. тонн
|
К началу Второй мировой войны
|
1150
|
10 500
|
К моменту вступл[ения] США в войну
|
1375
|
12 000
|
Июль 1942 г.
|
1300
|
11 750
|
Июль 1943 г.
|
2000
|
20 000
|
Как видно из приведенных выше цифр, коммерческий флот США в июле месяце 1943 г. был ниже довоенного, что объясняется большой потерей в первый год войны, однако развитие нового строительства значительно перекрыло потери, и в течение года США увеличили тоннаж почти вдвое.
В 1943 г. было построено 1896 коммерческих судов общим водоизмерением в 19 238 626 больших тонн. Из них одних типа «Либерти» 1238 судов, танкеров 252 и товаро-пассажирских – 3; остальные пароходы типа С. Характерно отметить, что во второй половине 1943 г. наметилась тенденция преимущества строительства пароходов типа «Виктории» за счет типа «Либерти».
Необходнмо также отметить то. что стремление США в отношении размеров коммерческого флота очень характерно с точки зрения обеспечения господствующей роли США по сравнению с размером флота других стран.
Так, например, ожидается, что коммерческий флот США должен будет поставлять, примерно, 40 млн. больших тонн[E], тогда как Англия будет иметь 20 млн. В отношении остальных государств постарается оставить эти страны с коммерческим флотом на уровне довоенного.
И последним моментом в области экономической необходимо отметить о внешней торговле США. Экспорт на период войны увеличился на 30%, а на 1943 год на 59%. В 1943 г. по предварительным данным экспорт составил около 13 млрд. долл[аров], в том числе 2,5 млрд. за наличный расчет. Импорт за период войны увеличился на 38%, а за 1943 г. на 17%.
Как видно, в основном экспорт товаров из США в другие страны проходил по линии поставок по ленд-лизу. Так, по данным 14-го доклада Администрации внешней экономики Конгрессу США распределение вывоза по линии ленд-лиза по странам представляет следующий вид
Соединенное Королевство Великобритании
|
12,3%
|
СССР
|
27,2 %
|
Африка и Средний Восток
|
15,2 %
|
Китай, Индия, Австралия, Новая Зеландия
|
11,5 %
|
Страны Латинской Америки
|
0,8 %
|
Другие районы
|
3 %
|
Что касается экспорта по ленд-лизу на 1943 г. в абсолютных цифрах по данным того же доклада:
Советский Союз
|
2 888 115 тыс. долл[аров]
|
(по нашим данным отправки за 1943 г. составляют безналичных, плюс стоимость судов 91580 всего 28 866 719 тыс. долларов)
|
2 775 139 тыс. долл[аров]
|
Соединенное Королевство Великобритании
|
4 016 612 тыс. долл [аров]
|
Африка и Средний Восток
|
1 586 654 тыс. долл[аров]
|
Индия
|
534 723 тыс. долл[аров]
|
Австралия, Новая Зеландия
|
515 332 тыс. долл [аров]
|
Страны Южной Америки
|
92 954 тыс. долл[аров]
|
Данные по Китаю за 1943 г. не выделены, а общие поставки в Китай с начала ленд-лиза по 31 декабря 1943 г. составляют 200 995 000 тыс. долл[аров].
Процент увеличения поставок по ленд-лизу в вышеуказанные страны на 1943 г по сравнению с поставками в 1942 г. выражается в следующем виде:
Поставки в Соединенное Королевство Великобритании
|
на 100 %
|
Поставки в СССР
|
на 114 %
|
Поставки в Африку и Средний Восток
|
на 129 %
|
Поставки в Китай, Австралию, Новую Зеландию
|
на 71 %
|
Поставки в другие страны
|
на 72 %
|
Общее среднее увеличение
|
103 %
|
Отправки по ленд-лизу в тоннаже в докладе Администрации внешней экономики Конгрессу приведены только в отношении Советского Союза.
В частности, указываются отправки в 1943 году, которые составляли 5 400 000 кор[отких] тонн против 2 800 000 кор[отких] тонн в 1942 г.
В свете вышеизложенных общих положений результаты работы закупочной комиссии за 1943 г. по конкретным данным показателям представляются в следующем виде.
II. Работа комиссии
Как уже было ранее отмечено, работа закупочной комиссии в основном определялась объемом заказов, подлежащих как в счет 2 протокола, а также и в счет норм 1-й половины 3 протокола. Однако, наряду с размещением заказов и отправкой таковых по основным статьям протокола, имели место, и довольно в значительном количестве, размещение срочных заказов и размещение по программам снабжения Арктики и Наркомрыбпрома. В отношении размещения заказов, в период действия 2 протокола, так называемых непротокольных товаров, закупочная комиссия в своей работе имела немало трудностей, поскольку американцы и, в частности, [Администрация] ленд-лиза, всякий раз [ссылались] на отсутствие определенных обязательств по данным товарам протокола, а когда этот аргумент оказывался не убедительным, с точки зрения фактической возможности удовлетворения нашего требования, американцы ссылались на большое количество уже изготовленных для нас товаров, но вследствие недостатка тоннажа эти товары оставались на складах или [в] портах.
Однако в результате настойчивых требований Закупочной комиссии и с помощью Президентского комитета и отдельных лиц Военно-промышленного комитета весь объем заказов, подлежащих к размещению, в период действия 2 протокола, Закупочной комиссией выполнен за некоторым исключением по отдельным товарам.
Размещение заказов на вооружение и военные материалы непосредственного потребления обычно проходило без затруднении в пределах месячных норм по протоколу. Размещение заказов по военной группе товаров – самолетов, танков, пушек и др., осуществлялось нами в виде подачи специальных писем в Военный департамент через ленд-лиз, эти заказы реквизициями не оформлялись. Распределение предметов вооружения и военных материалов производится решением Объединенного комитета по распределению. Комитет состоит, как известно, из представителей армии Соединенных Штатов и Англии. После того, как этот комитет по распределению определит возможное количество (товара) для поставки по нашим заявкам, Закупочная комиссия получает об этом соответственное уведомление, называемое «сиквенс рекордс». Эти уведомления служат для нас основанием для счета количества [товара], размещенного на каждый данный момент[3].
Размещение заказов по пищевым продуктам на определенный вид товара и его количество обычно происходит в порядке предварительного согласования Закупочной комиссией с Министерством земледелия и Военно-продовольственной администрацией США. После предварительного согласования Закупочная комиссия выпускает реквизицию[4] в ленд-лиз. Обычно ленд-лиз одобряет такую реквизицию, проставляет ей номер, после чего заказ считается размещенным и отражается в наших соответствующих данных.
Размещение заказов по остальным видам оборудования и товаров проходит несколько иначе. При получении поручений от Нарковнешторга соответствующий оперативный отдел после проработки спецификации сразу же выписывает реквизицию, которая посылается в ленд-лиз.
Ленд-лиз, по получении нашей реквизиции, рассматривает вопрос принятия нашего заказа к размещению с Военно-промышленным комитетом. В положительном результате ленд-лиз одобряет реквизицию, присваивает ей номер и посылает в соответствующее министерство или агентство американского правительства для размещения заказа по нашей заявке, и последнее уже фактически размещает заказ, выдавая контракты той или другой фирме-поставщику. Моментом размещения заказов поданной группе товаров считается нами момент выдачи контракта.
За отчетный период закупочная комиссия выдала заказов и добилась их размещения по линии ленд-лиза на сумму 3 143 031 тыс. долл[аров].
Размещение
По ленд-лизовским операциям перешло с 1942 года на 1943 год на сумму 985 860 000 долларов невыполненных заказов. За 1943 г. было выдано заказов на 3 113 031 тыс. долларов.
По всем этим заказам за 1943 год было поставлено фирмами товаров на сумму 319 101 тыс. долларов, и соответственно оставалось невыполненных заказов на 1-е января 1944 г. на сумму 937 90 тыс. долл[аров], что равняется примерно объему четырехмесячной отправки. Однако при этом следует учесть, что по военным отделам за объем выданных заказов принимается объем поставок фирм и арсеналов. а по некоторым отделам заявки размещаются только на месяц вперед (отдел авиационный и частично [отделы] нефтепродуктов, пищепродуктов и химикатов), что сильно снизило среднее соотношение портфеля заказов на 1-е января 1944 года к отправке за весь 1943 год. По другим отделам это соотношение выглядит в следующем виде: по отделам промустановок, энергосиловому, кузнечно-прессованному оборудования сумма выполненных заказов равна 347 014 тыс. долл[аров]. При годовой отгрузке в 147 593 тыс. долл[аров], то есть портфель заказов на 1-е января 1944 г. много больше двойной отгрузки за 1943 г.; по отделу станков, перешедшие на 1944 г.. заказы составили 64 006 тыс. долларов, или 50% стоимости отгрузок за 1943 г. По отделу металлов – 111 633 тыс. долл[аров], или больше 50% отгрузки. По отделу связи – 43 423 тыс. долл[аров], или примерно 120% стоимости отгруженного. По кабельным изделиям – 31 606 тыс. долл[аров], или примерно 115% стоимости отгруженного.
На 1-е января 1944 г. оставалось не утвержденными заявок на сумму 615 493 000 долларов. Большинство этой суммы падает на отдел боезапасов, а именно – 283 933 тыс. долл[аров], который подал заявку на все количество, определенное по протоколу на весь период его действия, а за выданные заказы принимает, как и все отделы (кроме морского, имеющего контракты или подобные им документы) фактическую поставку. На отдел энергосилового оборудования приходится 52 398 000 долл[аров], на отдел кузнечно-прессованного оборудования 69 917 тыс. долл[аров], морской отдел – 52 218 тыс. долл[аров], [отдел] химикатов и резиновых изделий – 43 702 тыс. долл[аров].
Необходимо отметить, что вследствие совершенно различной процедуры, как указано выше, оформления получения товаров в различных американских ведомствах, цифра поданных реквизиций или иных заявок не является характерной с точки зрения определения объема действительных наших требований к ленд-лизу на каждый данный момент и на 1-е января 1944 года, в частности, тогда как в графу выданных заказов включены только данные на основе контрактов или фактической поставки в порты[5].
Как указывалось уже выше, основное количество подлежащих размещению (товаров) в счет 2-го протокола было уже размешено в первой половине его действия, то есть в 1942 году.
Отгрузки
Положение с отгрузками товаров в Советский Союз в 1948 г. было значительно лучше, нежели за 1943 г.
Ежемесячная отгрузка представляется в следующем виде.
|
1943 г.
|
1942 г.
|
Январь
|
257 870 т
|
93 333 т
|
Февраль
|
332 971 т
|
93 027 т
|
Март
|
254 314 т
|
224 992 т
|
Апрель
|
345 295 т
|
432 047 т
|
Май
|
350 572 т
|
195 067 т
|
Июнь
|
275 960 т
|
193 281т
|
Июль
|
335 426 т
|
196 343 т
|
Август
|
464 879 т
|
212 182 т
|
Сентябрь
|
499 557 т
|
184 754 т
|
Октябрь
|
430 226 т
|
229 971 т
|
Ноябрь
|
542 753 т
|
176 441 т
|
Декабрь
|
601 467 т
|
212 175 т[6]
|
Всего за 1943 г. отправлено в Советский Союз 4 691 290 больших тонн, причем отправок на Север[F] не было с апреля по сентябрь включительно, т.е. в течение целого полугодия.
Кроме того, за этот период отправлено из Канады 95 223 т и из Абадана - нефтепродуктов 54 971 т. Таким образом, всего отправлено товаров из США, Канады и Абадана – 4 850 531 б[ольших] т[онн] или 5 432 593 кор[отких] тонн.
По данным 14-го доклада Администрации внешней экономики конгрессу считается отправленным в Советский Союз за 1943 г., округленно, 5 400 000 кор[отких] тонн.
Указанное выше количество, направленное в Советский Союз, по направлениям распределяется следующим образом:
Месяц
|
На Север
|
На Перс[идский] зал[ив]
полн. гр[уз]
|
На Перс[идский] зал[ив]
част. гр[уз]
|
В Аркт[ику]
|
На Д[альний] Восток
полн. гр[уз]
|
На Д[альний] Восток
част. гр[уз]
|
Всего
|
Январь
|
73 912
|
84 751
|
1346
|
-
|
97 861
|
-
|
257 870
|
Февраль
|
163 884
|
40 051
|
-
|
-
|
128 773
|
263
|
332 971
|
Март
|
9286
|
105 415
|
17 301
|
-
|
122 312
|
-
|
254 314
|
Апрель
|
-
|
146 595
|
5356
|
-
|
193 344
|
-
|
345 295
|
Май
|
-
|
113 314
|
7764
|
11 877
|
217 462
|
155
|
350 572
|
Июнь
|
-
|
214 82
|
7272
|
15 911
|
230 313
|
982
|
275 960
|
Июль
|
-
|
108 882
|
17 175
|
51 402
|
157 967
|
-
|
335 426
|
Август
|
-
|
168 430
|
8275
|
11 775
|
276 338
|
61
|
464 879
|
Сентябрь
|
-
|
191 159
|
6756
|
-
|
301 642
|
6
|
499 557
|
Октябрь
|
66 227
|
197 899
|
3541
|
-
|
162 559
|
-
|
430 226
|
Ноябрь
|
144 684
|
181 646
|
4169
|
-
|
208 699
|
3555
|
542 753
|
Декабрь
|
214 445
|
166 154
|
-
|
-
|
220 868
|
-
|
601 467
|
Всего:
|
672 438
|
1 525 778
|
79 255
|
90 965
|
2 318 138
|
5016
|
1 691 290[7]
|
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 6799. Л. 3 – 18. Подлинник. Машинопись. Подписи – автографы.
№ 3
Из отчета председателя Правительственной закупочной комиссии СССР в США, генерал-лейтенанта Л.Г. Руденко о работе комиссии за 1945 г.
Глава 1.
Общая характеристика обстановки и работы закупочной комиссии в 1945 году
Работа закупочной комиссии на протяжении 1945 года должна быть разделена на два периода. Первый из указанных периодов можно, в свою очередь, подразделить на два этапа: до мая 1945 года (окончание войны с Германией) и с мая по сентябрь (окончание войны с Японией).
Основная задача комиссии до сентября 1945 года заключалась в максимальной отгрузке в СССР военного снаряжения, оборудования и различного рода материалов, поставлявшихся по ленд-лизу. С начала года по сентябрь было отправлено в СССР 3,5 млн. англотонн различных грузов на общую сумму 1960 млн. долларов. Большая работа в этот период была проделана, в частности, по отгрузке радиостанций, нефтепродуктов, цветных и черных металлов, кабельных изделий, покрышек и камер.
Во втором периоде центральная задача комиссии заключалась в соответствии с постановлением коллегии Наркомвнешторга, утвержденным народным комиссаром тов. Микояном А.И. 15 октября 1945 года[G], в организованном обеспечении отправок всего оборудования и материалов, оставшихся от ленд-лиза, и заявленных правительством СССР к приобретению за счет кредита.
Этим же постановлением коллегии НКВТ комиссии было предложено установить с фирмами твердые сроки поставок оборудования и строго контролировать их выполнение.
Коллегия Наркомвнешторга также обязала комиссию обратить особое внимание на размещение заказов и отгрузку оборудования для наиболее важных народнохозяйственных объектов: газопровод Саратов – Москва, Днепрогэс, автомобильная промышленность, железная дорога Челябинск – Златоуст, нефтяная и угольная промышленность, и реконструкция дальневосточных портов.
Эти директивы, а также ряд других указаний народного комиссара были положены в основу работы закупочной комиссии.
Помимо операций по соглашению от 15 октября 1945 года закупочная комиссия проводила операции по заказам за наличный расчет и по поставкам за счет фондов ЮНРРА[H] для Украинской и Белорусской республик.
В отношении поставок по ленд-лизу в 1945 году следует, прежде всего, отметить, что в отличие от прошлых лет, 1945 год характеризуется стремлением американцев сильно ограничить ленд-лизовскне поставки.
В связи с приближением окончания войны, в начале 1945 г. в Конгрессе было много выступлений за всемерное ограничение ленд-лиза. В заявлении президента, а также в заявлениях других представителей правительства США постоянно подчеркивалось, что ленд-лиз является мерой чисто военного характера и что все поставки на основе закона о ленд-лизе должны производиться лишь до тех пор, пока продолжается война. В результате обсуждения в Конгрессе в первой половине 1945 года вопроса о продлении закона о ленд-лизе на новый срок до 30 июня 1946 года в текст закона было внесено дополнение, запрещающее использование полномочий, предоставленных президенту, в целях послевоенной помощи, послевоенного восстановления или послевоенной реконструкции, за исключением выполнения тех контрактов с иностранными правительствами, которые заключены на основе закона и в период его действия и которые устанавливают продажу предметов, оставшихся после определения президента, что соответствующие предметы не являются более необходимыми для способствования обороне США.
Органы американского правительства после принятия этого дополнения стали еще больше ограничивать поставки по ленд-лизу. В результате, общая сумма ленд-лизовской помощи США как всем странам, так и в отношении СССР, в 1945 г. стала значительно меньше по сравнению с 1944 г.
Общие итоги ленд-лизовской помощи и ленд-лизовского экспорта США за первые девять месяцев 1945 г.. по сравнению с соответствующим периодом 1944 г., следующие:
|
|
первые девять месяцев 1945 г.
|
первые девять месяцев 1944 г.
|
I.
|
Вся ленд-лизовская помощь
|
8446
|
12 073
|
II.
|
Весь ленд-лизовский экспорт
|
5180
|
8817
|
|
В том числе в:
|
|
|
1.
|
Соединенное Королевство
|
1876
|
4076
|
2.
|
СССР
|
1708[8]
|
2614
|
3.
|
Китай, Индию, Австралию и Новую Зеландию
|
802
|
881
|
4.
|
Другие страны
|
824
|
1246
|
по данным 21-го отчета президента США об операциях ленд-лиза
|
В отношении СССР Администрация внешней экономики проводила линию сокращения поставок по ленд-лизу для СССР, ограничивая эти поставки предметами непосредственно военного назначения; особенно сильно были ограничены поставки оборудования, причем, делалось все для того, чтобы задержать продвижение представлявшихся закупочной комиссии реквизиций и оформление заказов.
За 9 месяцев 1945 года мы получили по ленд-лизу промышленного оборудования 231 тыс. англотонн. на сумму 191 млн. долларов, по сравнению с 360 тыс. англотонн на 365 млн. долларов за первые 9 месяцев 1944 года.
По железнодорожному подвижному составу за 9 месяцев 1945 года мы получили 145 тыс. англотонн на сумму 80 млн. долларов, по сравнению с 192 тыс. англотонн на 83 млн. долларов за первые 9 месяцев 1944 года.
В целом мы получили в 1945 году значительно меньше оборудования и других материалов по ленд-лизу по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, но по некоторым статьям удалось отгрузить больше, чем за первые 9 месяцев 1944 года: по автомашинам и запчастям больше на 72 млн. долларов, по морским судам и морскому оборудованию больше на 226 млн. долларов, по нефтепродуктам больше на 11 млн. долларов.
В связи с окончанием войны с Германией 12 мая 1945 г. американское правительство, без всякого предупреждения представителей СССР, прекратило отгрузки по ленд-лизу, и был отдан приказ о том, что пароходы, находящиеся в пути в СССР, отправленные с Восточного берега США в северные и южные порты СССР, должны вернуться в американские порты. С Западного берега было разрешено продолжать только погрузки по программе от 17 октября 1944 года[I].
В результате принятия с нашей стороны мер и переговоров с представителями американских правительственных органов, указанные решения были отменены в тот же день, 12 мая, и американцами было дано указание, что пароходы, находящиеся под погрузкой в портах Восточного берега, должны продолжать погрузку, а пароходы, находящиеся в пути, должны продолжать следование в порты СССР. В отношении Западного берега было достигнуто соглашение, что погрузка будет производиться как по предметам 4-го протокола, так и по программе 17 октября 1944 года.
По окончании войны с Германией поставки по ленд-лизу сократились еще больше, причем поставки оборудования, в особенности оборудования для тяжелой промышленности, были прекращены.
В связи с прекращением войны с Японией, 21 августа, еще до официально¬го объявления дня победы, американскими правительственными органами было отдано распоряжение о прекращении ленд-лизовских отгрузок. Но 25 августа 1945 года было опубликовано заявление Кроули, в котором, в частности, говорилось о следующем:
1. Все последующие закупки по ленд-лизу Администрацией внешней экономики прекращаются, кроме тех материалов, в отношении которых соответствующие правительства дали согласие принять их либо на условиях наличного расчета, либо в порядке кредита.
2. Военное управление ио морскому транспорту США будет продолжать предоставлять транспортные средства в течение 30 дней после официального объявления дня победы над Японией.
3. Отгрузки по ленд-лизу будут продолжаться до дня официального объявления победы над Японией.
После этого заявления погрузки были возобновлены и фактически продолжались до 20 сентября 1945 г.
В распоряжении президента США от 27 сентября 1945 г. было объявлено о ликвидации Администрации внешней экономики и о передаче не позже 31 декабря 1945 года всех дел по ленд-лизу Государственному департаменту, а также о передаче некоторых других функций, выполнявшихся Администрацией внешней экономики, Реконструктивно-финансовой корпорации и Департаменту торговли. Глава Администрации внешней торговли Кроули был освобожден от этой должности 15 октября 1945 года, после чего все вопросы, связанные с ленд-лизом, решались в Государственном департаменте.
По окончании ленд-лизовскнх отгрузок основная роль комиссии включалась в выполнении соглашения от 15 октября 1945 года о передаче в порядке кредита материалов, оставшихся от ленд-лиза.
Переговоры по кредитному соглашению были начаты нами 28 августа 1945 г. по директиве народного комиссара и закончились 15 октября 1945 года подписанием соглашения.
Необходимо отметить, что американцы, в особенности Кроули и Вессен, всячески тормозили переговоры, хотя на словах и признавали необходимость заключения соглашения. Кроули длительное время затягивал переговоры, отказываясь назначить заседания, а Вессен тянул с составлением списков на материалы и оборудование, подлежащих передаче СССР по кредитному соглашению [...][9].
Глава 2
Основные итоги работы закупочной комиссии за 1945 год
1. Объем произведенных закупочной комиссией отгрузок товаров из США в СССР в 1945 году составил:
|
В тыс. англотонн
|
Удельный вес
|
Сумма в млн. долл.
|
Удельный вес
|
Всего:
|
3673
|
100
|
2063
|
100
|
В том числе:
|
|
|
|
|
а) по ленд-лизу (до сентября 1945 г.)
|
3465
|
94,3
|
1960
|
95,0
|
б) за наличный расчет
|
45
|
1,2
|
6
|
0,3
|
в) по соглашению от 15.10.1945 г. (с ноября 1945 г.)
|
97
|
2,7
|
59
|
3,3
|
г) по операциям ЮНРРА (с ноября 1945 г.)
|
66
|
1,8
|
28
|
1,4
|
Данные, характеризующие отгрузки товаров из США в СССР в 1944 г. следующие:
|
В тыс. англотонн
|
Удельный вес
|
Сумма в млн. долл.
|
Удельный вес
|
Всего:
|
5733
|
100
|
3418
|
100
|
В том числе:
|
|
|
|
|
а) по ленд-лизу
|
5728
|
99,9
|
3414
|
99,9
|
б) за наличный расчет
|
5
|
0,1
|
4
|
0,1
|
Основной удельный вес в операциях за 1945 год, как и в 1944 году, занимали отгрузки снабжения по ленд-лизу – 95,0% и в 1944 г. 99,9%, однако отгрузки из США в СССР по операциям за наличный расчет в 1945 году увеличились против 1944 года:
|
1945 г.
|
1944 г.
|
% 1945 г. к 1944 г.
|
|||
|
в тыс. англотонн
|
млн. долларах
|
в тыс. англотонн
|
млн. долларах
|
по тоннажу
|
по сумме
|
Всего:
|
3673
|
2063,3
|
5733
|
3417,4
|
64,0
|
60,3
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
1. По ленд-лизу
|
3465,3
|
9160,0
|
5728
|
3414,0
|
60,5
|
57,4
|
2. По соглашению от 15 октября 1945 г.
|
97
|
69,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3. По операциям за наличный расчет
|
44,4
|
6,2
|
5
|
3,4
|
888
|
182,4
|
4. По операциям ЮНРРА
|
66,3
|
28,1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Из приведенных выше данных видно, что объем отгрузок товаров из США в СССР в 1945 году по отношению к 1944 году по тоннажу составил 64% и по сумме 60,3%.
Снижение объема отгрузок в 1945 году против 1944 г. произошло за счет сокращения поставок снабжения по ленд-лизу после окончания войны в Европе (июнь 1945 г.) и вследствие прекращения их после окончания войны с Японией (сентябрь 1945 г.).
Отгрузки из США в СССР в 1945 г. могли бы быть несколько выше, если бы американские организации после подписания соглашения от 15 октября 1945 года не задержали бы выдачу разрешения на отгрузку товаров по соглашению на 1 месяц, и соответственно постановка судов под погрузку также задержалась.
Необходимо отметить, что в связи с освобождением Красной армией портов Черного моря в начале 1945 г. была организована отправка грузов в указанные порты, что дало возможность отказаться от отправки грузов в порты Персидского залива и их дальнейшего транзита через Иран в СССР.
Выполнение заданий закупочной комиссией по отдельным видам операций в 1945 г. приводится ниже:
1. По операциям ленд-лиза
В 1945 г. по операциям снабжения по ленд-лизу из США в СССР отгружено разных товаров 3465 тыс. англотонн на сумму 1960 млн. долларов против в 1944 г. 5733 тыс. англотонн на сумму 3417,5 млн. долларов.
Необходимо отметить: операции снабжения по ленд-лизу в 1945 г. производились до сентября 1945 года.
При сравнении отгрузок но ленд-лизу из США в СССР за 9 месяцев в 1945 г., за 9 месяцев в 1944 г. имеем следующее:
|
1945 г. (9 месяцев)
|
1944 г. (9 месяцев)
|
||
|
тыс. англотонн
|
млн. долл.
|
тыс. англотонн
|
млн. долл.
|
Всего:
|
3465
|
1960
|
4205
|
2533
|
В том числе:
|
|
|
|
|
1. Самолеты и авиационное оборудование
|
94
|
259
|
42
|
415
|
2. Военные поставки
|
738
|
528
|
952
|
717
|
Из них:
|
|
|
|
|
1. Танки, бронемашины и запчасти
|
38
|
62
|
129
|
191
|
2. Артиллерийское вооружение и боеприпасы
|
8
|
9
|
72
|
122
|
3. Автомашины, мотоциклы и запчасти
|
454
|
303
|
421
|
231
|
4. Тракторы
|
25
|
16
|
22
|
14
|
5. Имущество связи
|
14
|
37
|
14
|
32
|
6. Медицинское снабжение
|
3
|
10
|
4
|
12
|
7. Взрывчатые вещества
|
41
|
8
|
98
|
32
|
8. Железнодорожный подвижной состав
|
145
|
80
|
192
|
83
|
9. Разное оборудование (по Анексу-3)
|
11
|
3
|
-
|
-
|
III. Морские суда и морское оборудование
|
24
|
296
|
19
|
70
|
IV. Продовольственные товары
|
767
|
372
|
1138
|
443
|
V. Промышленное оборудование
|
231
|
191
|
360
|
365
|
VI. Другие материалы и продукты
|
1611
|
315
|
1693
|
522
|
Из них:
|
|
|
|
|
1. Цветные металлы
|
49
|
24
|
266
|
110
|
2. Черные металлы
|
560
|
74
|
556
|
89
|
3. Нефтепродукты
|
7223
|
40
|
443
|
29
|
4. Химические товары
|
154
|
43
|
222
|
58
|
5. Товары интенсивного снабжения
|
33
|
79
|
67
|
147
|
Из приведенной выше таблицы видно, что объем отгрузок в СССР за 9 месяцев 1945 г. против 1944 г. за этот период сократился на 740 тыс. англотонн и на сумму 573 млн. долларов. Снижение общего объема произошло за счет сокращения отгрузок после окончания войны в Европе (с 12 мая 1945 г.), а также после подписания мира с Японией 2 сентября 1945 г. было отгружено в СССР 29,2 тыс. англотонн на сумму 14,8 млн. долларов.
Несмотря на отмеченные выше моменты, все же в 1945 г. по отдельным видам товаров отгружено было больше, чем в 1944 г., а именно:
1.
|
Автомашины и запчасти
|
на 72 млн. долларов
|
2.
|
Морские суда и морское оборудование
|
на 226 млн. долларов
|
3.
|
Нефтепродукты
|
на 11 млн. долларов или 293 тыс. тонн
|
Указанные выше предметы входили в заявку советского правительства от 17 октября 1944 г. (Анекс-3), отгрузка которых началась в основном с января 1945 г. Подобный заключительный отчет по операциям ленд-лиза за период с 1 октября 1941 г. по сентябрь 1945 г. отправлен в Москву 31-го октября 1945 года […][10].
Глава 3
Работа по перевозке грузов в СССР
а) итоги работы
За 1945 год было отгружено в Советский Союз (в тыс. длинных тонн).
1. По ленд-лизу до 20 сентября 1945 г. – 3 696,3. В том числе: из Канады 231 тыс. тонн.
2. По кредитному соглашению, наличный расчет и помощь – 157,4.
3. По ЮНРРА – 66,3.
Итого: 3 920,0.
Все отгрузки по ленд-лизу официально прекратились с 2 сентября, фактически они продолжались до 20 сентября 1945 г. После официального прекращения отгрузок было отправлено в Союз дополнительно 29,2 тыс. англотонн грузов по ленд-лизу на сумму 14,8 млн. долларов.
Всего за весь период отгрузок по ленд-лизу было отправлено в Союз 2743 парохода с грузом 17 349 тысяч тонн.
Потери судов в результате действия противника и по другим причинам за этот период составляли 2,6%, или было потеряно 76 судов с грузом 455 тыс. тонн. Потери за 1945 год составляют 0,7% (4 парохода с грузом 26 тыс. тонн).
В связи с приближением окончания войны в Европе, начиная с конца апреля, американцы начали систематически ограничивать отгрузки по ленд-лизу. Первым шагом было прекращение выдачи релизов на доставку грузов в порты. Исключение составили грузы по Анексу-3 на западные порты США.
12 мая 1945 г. была прекращена погрузка по 4-му протоколу в портах Западного и Восточного берегов США. Одновременно американцами был дан приказ о разгрузке судов, находящихся в портах США, и о возврате судов, находящихся на пути в СССР. В результате энергичных мер, принятых ПЗК, указанные распоряжения были отменены, и было разрешено продолжать погрузку судов, поставленных на погрузку до 12 мая, и их следование в порты СССР. В результате удалось отгрузить дополнительно 670 000 тонн разных грузов на сумму около 400 миллионов долларов. Однако добиться постановки под погрузку намеченных по майскому графику остальных 15 судов с грузом 144 500 тонн, запланированных к погрузке после 12 мая в портах Восточного берега США, не удалось. Было достигнуто соглашение продолжать после 12 мая отгрузки только с Западного берега, согласно ранее утвержденным планам, и в течение мая и июня, наряду с грузами по Анексу-3, удалось отгрузить свыше 150 000 тонн грузов по 4-му протоколу.
После окончания отгрузок по ленд-лизу объем отгрузок резко сократился. Кредитное соглашение было подписано только 15 октября 1945 года. По условиям соглашения, в целях экономии расходов, доставка грузов в порты была возложена на транспортный отдел ПЗК. Предварительные подсчеты, сделанные транспортным отделом, показали, что эти расходы составят не свыше 3% вместо 10%, затребованных американцами. Таким образом, ожидаемая экономия по транспортным и складским расходам в размере 7 – 8 % от общей стоимости товаров (около 250 млн. долларов) ориентировочно составит 18 – 20 млн. долларов.
Задача приемки и отправки грузов из складов и фирм в порты связана с большими трудностями. Так, например, в период ленд-лиза у американцев по доставке наших грузов в порты было занято свыше 600 человек, в том числе только в одном СДС около 400 человек. Однако транспортный отдел комиссии, в общем, неплохо справился с этой задачей, умело используя аппарат американцев.
При подписании кредитного соглашения 15 октября 1945 года было получено согласие американцев на предоставления нам под перевозку грузов по кредитному соглашению 17 пароходов по ленд-лизу, т.е. без оплаты.
Срок поставки этих пароходов под погрузку истекал 31 октября, т.е. практически, через 2 недели, в течение которых необходимо было организовать прием грузов на складах и доставить их в порты. Давая согласие на предоставление нам судов по ленд-лизу, американцы рассчитывали на то, что мы будем в состоянии в такие короткие сроки подать необходимое количество грузов в порты. В процессе организации подачи грузов транспортный отдел встретился с большими затруднениями и препятствиями, чинимыми со стороны американцев, а именно: затяжка в оформлении передачи нам грузов, отказ железных дорог перевозить грузы по условиям кредитного соглашения, затягивание оформления допуска наших приемщиков на склады, запрещение производства работ посторонними организациями на территории военных складов (погрузка на жел[езно]дор[ожные] вагоны), много других.
Все возникшие вопросы по отгрузкам решались с нашей стороны без замедления, и затяжка приемки и отгрузки материалов со складов в порты вызывались по вине американцев. Американцы были вынуждены признать, что отгрузки затянулись по их вине и согласились перенести срок предоставления судов по ленд-лизу до 15 ноября. К указанному сроку необходимое количество грузов было поставлено в порты и все обещанные 17 пароходов были поставлены под погрузку. В результате этого была достигнута экономия на фрахте в сумме около 6 млн. дол¬ларов, отнесенных за счет ленд-лиза [...][11].
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 9870. Л. 3 – 10, 25 – 26, 31 – 34, 56 - 59. Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.
Примечания
[1] Проект постановления не публикуется.
[2] Должности последних четырех членов комиссии вычеркнуты.
[3] Так в тексте.
[4] Термин периода деятельности ПЗК СССР в США.
[5] Так в тексте.
[6] Опущены сведения об остатках товаров в США, неотправленных на 01.01.1944 г. в СССР по ленд-лизу.
[7] Опущены сведения об остатках товаров в США. неотправленных на 01.01.1944 г. в СССР по ленд-лизу.
[8] Расхождение между американскими и нашими подсчетами ленд-лизовскнх поставок за 1945 г. (по нашим подсчетам больше на 252 млн. долл.) объясняется тем, что некоторые материалы, главным образом, полученные от Морского министерства США, не включены в американские данные. Подробное сравнение наших данных с американскими по видам отдельных материалов, имеется в таблице, направляемой одновременно с настоящим отчетом (Прим. док.).
[9] Опущены сведения с рассмотрением различий между текстами кредитного соглашения СССР с США и Францией с США (8.02.1945 г.).
[10] Опущены сведения о выполнении Соглашения от 15 октября 1945 г.
[11] Опущены сведения о ремонте судов и предложения об улучшении работы ПЗК СССР.
[A] Амторг (Amtorg Trading Corporation) – торговая организация, занимавшаяся как комиссионер-посредник экспортом советских товаров в США и импортом товаров из США в СССР. Учреждена в мае 1924 г. в Нью-Йорке как частное акционерное общество путем слияния двух существовавших ранее в США обществ – «Аркос-Америка» и Продэско. В соответствии с циркуляром Наркомата внешней торговли СССР все торговые операции в пределах США предлагалось проводить через Амторг. Амторг проводил активную политику по развитию контактов, торговых связей, издавал два журнала для СССР и бюллетень для американских фирм, устраивал выставки и визиты в США многих советских специалистов. Особенно эффективной деятельность Амторга стала после установления дипломатических отношений между СССР и США. В период Второй мировой воины Амторг стал организацией, поставляющей помощь СССР по ленд-лизу. Во главе Амторга с 1939 г. был К.И. Лукашев.
[B] Правительственная закупочная комиссия СССР в США (ПЗК) была образована постановлением Совнаркома СССР 24 февраля 1942 г. Ее возглавил представитель Наркомата обороны СССР генерал-майор А.И. Беляев, ранее заместитель начальника штаба ВВС Красной Армии. В декабре 1943 г. председателем комиссии был назначен генерал-лейтенант Л.Г. Руденко. Постановлением Совета министров СССР от 28 декабря 1948 г. ПЗК была ликвидирована. В составе комиссии работало более 30 отраслевых отделов, образован¬ных на основе групп военных представителей Народного комиссариата внешней торговли СССР. Руководили работой комиссии крупнейшие специалисты: Лукашев К.И. – председатель Амторга, контр-адмирал Акулин М.И – начальник Артуправлсния НК ВМФ, Разин Л.А. – зам. председателя Амторга, Еремин Н.А. – председатель В/О Машиноимпорт, Сельдяков П.С. – зам. председателя Амторга, Ростарчук А.А. – зам. председателя Амторга и другие (РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 48).
[C] Тонна малая (короткая, американская, судовая английская) (Net ton, short ton) – еди¬ница веса, равная 2000 английским фунтам = 907 кг). Употребляется в США и Канаде.
[D] Регистровая тонна (анг. register ton) (брутто регистровая тонна) – единица объема, равная 100 куб. футам, то есть 2,83. В настоящее время не применяется.
[E] Большая (английская, длинная) тонна – 1016,0469088 кг.
[F] Поставки грузов из США в рамках ленд-лиза осуществлялись по нескольким маршрутам. Северный маршрут, через Атлантику в Мурманск и Архангельск, был открыт уже в августе 1941 г. По нему было перевезено около 20% всех грузов. Это был самый рискованный маршрут вследствие активной деятельности немецких подводных лодок. Дальневосточный маршрут по морю до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Находки и Хабаровска, а затем через весь СССР по железной дороге – так было перевезено свыше 50% грузов. 20% грузов доставлялись через порты Персидского залива и Иран, сначала морским, а затем автомобильным и железнодорожным транспортом через Армению, Казахстан и Азербайджан. До 10% грузов прибывали через Черное морс и Арктику. Около 80% поставляемых самолетов летели в СССР самостоятельно через Аляску и Чукотку; сотни из них разбились по дороге.
[G] По Соглашению от 15 октября 1945 г. СССР предоставлялся кредит на оплату оборудования и материалов, оставшихся от ленд-лизовских поставок после войны. По условиям Соглашения погашение кредита должно было производиться до 1975 г. Проценты по кредиту были установлены в размере 23,8% годовых, начислялись с 1 июля 1946 г. Всего подлежало уплате, включая уже произведенные платежи, 292719 тыс. долларов (АВП ПФ. Ф. 7. Оп. 24. П. 30. Д. 352. Л. 16 – 20). Соглашение со стороны правительства СССР подпи¬сал генерал-лейтенант Л.Г. Руденко, со стороны правительства США – Лео Кроули.
[H] ЮНРРА (UNRRA United Nations Relief and Rehabilitation Administration) – Администрация помощи восстановления Объединенных Наций.
[I] Программа Советского правительства от 17 октября 1944 г. была направлена на приобретение дополнительного оборудования в счет предоставленного США кредита для восстановления разрушенного в годы войны народного хозяйства. Среди заказанного обо¬рудования: паровозы, платформы, цистерны, рельсы, нефтепродукты, автомашины, прод. товары общей стоимостью в 685 млн. долларов (РГАЭ. Ф. 113. Оп. 12. Д. 9442. Л. 104).
Указатель имен
Ачесон Дин Гудерхем (1893 – 1971) – американский государственный деятель, дипломат. В феврале 1911 г. назначен помощником госсекретаря США. занимался вопросами экономических отношений с иностранными государствами и оказания помощи союзникам. С августа 1915 по май 1947 г. заместитель госсекретаря.
Бивербрук Уильям Максуэлл Эйткен (1879 – 1964) – государственный и политический деятель Великобритании. В 1940 – 1942 гг. член Военного кабинета, одновременно в 1941 – 1942 гг. министр снабжения. В 1942 г. являлся английским администратором программы ленд-лиза в США. В сентябре – октябре 1941 г. возглавлял английскую делегацию на Московской конференции представителей СССР, США и Великобритании.
Ворошилов Климент Ефремович (1881 – 1969) – советский государственный и военный деятель. В мае 1940 – марте 1946 гг. заместитель председателя СНК СССР. В 1941 – 1944 гг. член ГКО и Ставки Верховного главнокомандования. Участник Московской (сентябрь – октябрь 1941) и Тегеранской (ноябрь – декабрь 1943) конференций.
Вышинский Андрей (Анджей) Януарьевич (1883 – 1954) – советский государственный деятель, дипломат. В мае 1939 – мае 1944 г. заместитель председателя СНК СССР; одновременно и 1940 –марте 1946 г. первый заместитель наркома иностранных дел СССР.
Гарриман Уильям Аверелл (1891 – 1986) – политический деятель США, дипломат и бизнесмен. С марта 1941 по 1943 г. координатор программы ленд-лиза в Великобритании и СССР. В сентябре – октябре 1941 г. возглавлял американскую делегацию на Московской конференции трех держав. В 1943 – 1946 гг. посол США в СССР. Участник Тегеранской (ноябрь – декабрь 1943 г.), Крымской (февраль 1945 г.) и Берлинской (июль – август 1915 г.) конференций.
Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (1889 – 1945) – главный нацистский преступник, лидер германского фашизма. С января 1933 г. рейхсканцлер Германской республики.
Гопкинс Гарри Ллойд (1890 – 1946) – государственный деятель США, дипломат. С марта 1941 г. специальный помощник президента и одновременно глава программы ленд-лиза. В июле – августе 1941 г. в качестве личного представителя Ф.Д. Рузвельта посетил Москву. После организации 27 января 1942 г. Вашингтонского объединенного комитета возглавил его деятельность по операциям ленд-лиза. Участвовал в работе Тегеранской и Крымской конференции. В июне 1945 г. вышел в отставку.
Криппс Ричард Стаффорд (1899 – 1952) – британский государственный деятель, дипломат. В 1940 – 1942 гг. посол Великобритании в СССР. 12 июля 1941 г. подписал соглашение с СССР и совместных действиях в войне против нацистской Германии. В 1942 г. был лидером палаты общин и лордом хранителем печати (министр без портфеля). В 1942 – 1945 гг. министр авиационной промышленности.
Кузнецов Николай Герасимович (1902, по другим данным 1904 – 1974) – советский военно- морской деятель, адмирал (июнь 1911). В апреле 1939 – феврале 1946 г. нарком Военно-Морского флота СССР, главнокомандующий ВМФ. В 1945 г. участвовал в работе Крымской и Берлинской конференций руководителей трех союзных держав.
Литвинов Максим Максимович (1876 – 1951) – советский государственный и партийный деятель, дипломат. В июне 1941 – июле 1946 г. заместитель наркома (министра) иностранных дел СССР; одновременно в 1941 – 1943 гг. посол СССР в США и в октябре 1942 – 1943 гг. посланник на Кубе. В сентябре – октябре 1941 г. участвовал в работе Московской конференции представителей СССР, Англии и США по вопросам взаимных военных поставок. С июля 1946 г. персональный пенсионер союзного значения.
Лукашев Константин Игнатьевич (1906 – 1987) – советский ученый, доктор геолого- минералогических наук, профессор. В 1932 – 1942 гг. председатель Амторга в Нью-Йорке, в 1942 – 1944 гг. заместитель председателя Правительственной закупочной комиссии СССР в Вашингтоне, в 1944 – 1949 гг. эксперт министра внешней торговли СССР.
Малышев Вячеслав Александрович (1902 – 1957) – советский государственный деятель, генерал-полковник инженерно-технической службы (1944). В апреле 1940 – мае 1944 г. заместитель председателя СНК СССР; одновременно в октябре 1940 – сентябре 1941 г. нарком среднего машиностроения СССР, в сентябре 1941 – июле 1942 и в июне 1943 – октябре 1945 гг. нарком танковой промышленности СССР.
Микоян Анастас Иванович (1895 – 1978) – советский государственный и политический деятель. В июле 1937 – марте 1946 г. заместитель председателя СНК СССР; одновременно: в ноябре 1938 – марте 1946 г. нарком внешней торговли СССР, в 1941 – 1942 гг. председатель Комитета по разгрузке транзитных грузов, в феврале 1942 – сентябре 1945 г. член ГКО, контролировал организацию снабжения армии и руководил осуществлением поставок по ленд-лизу.
Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890 – 1986) – советский государственный и политический деятель. В 1930 – 1941 гг. председатель СНК СССР; мае 1939 –марте 1946 г. нарком иностранных дел СССР; одновременно с мая 1941 – заместитель, в августе 1942 – марте 1946 г. первый заместитель председателя СНК СССР, в 1941 – 1945 гг. заместитель председателя ГКО, член Ставки Верховного главнокомандования. Участник Тегеранской. Крымской и Берлинской конференций.
Нельсон Дональд М. (1888 – 1959) – начальник Управления по делам военного производства США.
Павлов Владимир Николаевич (1915 – 1993) – с 1941 г. помощник наркома (министра) иностранных дел СССР В.М. Молотова, работал в качестве переводчика советской делегации на Тегеранской, Крымской и Берлинской конференциях.
Потрубач М.М. – переводчик, помощник наркома иностранных дел СССР.
Руденко Л.Г. – генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. С декабря 1943 по июль 1946 г. руководил Правительственной закупочной комиссией СССР в США.
Рузвельт Франклин Делано (1882 – 1945) – государственный деятель США. В 1932 г. был избран президентом страны от Демократической партии, вступил в должность в 1933 г., затем переизбирался на этот пост в 1936, 1940 и 1941 гг. Правительство Рузвельта в 1933 г. установило дипломатические отношения с СССР. После нападения фашистской Германии на Советский Союз 24 июня 1941 г. заявил о готовности США оказать поддержку в борьбе советского народа, внес значительный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции.
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878 – 1953) – советский государственный и политический деятель. С апреля 1922 г. Генеральный секретарь, в марте 1934 – марте 1953 г. секретарь ЦК партии. В мае 1941 – марте 1946 г. председатель СНК СССР; одновременно в июне 1941 – сентябре 1945 г. председатель ГКО и Верховный главнокомандующий, в июле 1941 - феврале 1946 г. нарком обороны СССР. Возглавлял советские делегации на Тегеранской, Крымской и Берлинской конференциях глав правительств трех союзных держав.
Стеттиниус Эдвард Рейли (1900 – 1949) – американский государственный деятель, промышленник. Государственный секретарь США при президентах Ф. Рузвельте и Г. Трумэне. В период Второй мировой войны возглавлял Администрацию ленд-лиза. На русский язык переведена его книга «Ленд-лиз - оружие победы» (М„ 2000).
Уманский Константин Александрович (1902 – 1945) – советский дипломат и журналист. В мае 1939 – октябре 1941 г. посол СССР в США, в 1941 – 1943 гг. член коллегии НКИД СССР. В 1943 г. назначен послом СССР в Мексике и в 1944 г. одновременно посланником СССР в Республике Коста-Рика. В январе 1945 г. погиб в авиационной катастрофе в г. Мехико.
Хэлл Корделл (1871 – 1955) – американский политический и государственный деятель. В 1933 – 1944 гг. государственный секретарь в администрации президента Ф.Д. Рузвельта. Принимал участие в выработке американо-советского Соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии (1942), в Московской конференции министров иностранных дел СССР. США и Великобритании (октябрь 1943). В ноябре 1944 г. ушел в отставку в связи с болезнью.
Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874 – 1965) – государственный и политический деятель Великобритании. В мае 1940 – июле 1945 г. премьер-министр правительства, министр обороны и финансов. В день нападения Германии на СССР заявил по радио о поддержке Советского Союза в войне. Правительство Черчилля заключило 12 июля 1941 г. соглашение о совместных действиях против фашистской Германии и в мае 1942 г. договор о союзе в войне против Германии. В августе 1942 г. и октябре 1944 г. вел переговоры в Москве с советским руководством по военным и политическим вопросам. Возглавлял английские делегации на Тегеранской, Крымской и Берлинской конференциях.
Шахурин Алексей Иванович (1904 – 1975) – советский государственный деятель, генерал- полковник инженерно-авиационной службы (1944). В 1940 – 1946 гг. нарком авиационной промышленности СССР.
Штейнгардт Лоуренс Адольф (1892 – 1950) – американский государственный деятель, ди¬пломат. В 1939 – 1942 гг. посол США в СССР, в 1942 – 1944 гг. посол США в Турции.
Яковлев Николай Дмитриевич (1898 – 1972) – советский военный деятель, маршал артиллерии (1944). В 1941 – 1945 гг. начальник Главного артиллерийского управлении и член Военного совета артиллерии Красной армии.
Комментарии
Отправить комментарий