Трудно переоценить значимость темы производства боеприпасов в военный период, как в военном, так и экономическом аспектах. Качественными и современными боеприпасами определяются боевые возможности и эффективность оружия. Они являются составной частью вооружения, предназначенного для поражения живой силы противника и техники, разрушения укреплений и выполнения специальных задач – освещения, задымления и пр. [1, с. 408]. Поэтому обращение к ранее секретным материалам Наркомата боеприпасов СССР в год 75‑летия Победы представляется не только обоснованным, но и необходимым.
Наркомат боеприпасов СССР был создан в январе 1939 г. на базе Главного управления по производству боеприпасов Наркомата оборонной промышленности СССР в рамках разукрупнения последнего. В марте 1941 – феврале 1942 г. ведомство возглавлял выпускник МВТУ им. Баумана П. Н. Горемыкин (1902–1976), занимавший в 1939–1940 гг. должность заместителя наркома вооружения СССР [2, с. 24.]. Перед войной в систему наркомата боеприпасов входило 53 завода, 12 НИИ и КБ, общая численность работников достигала 337,1 тысяч человек [1, с. 409].
Для изучения выбраны приказы наркома боеприпасов СССР, изданные в первый месяц войны (22 июня – 22 июля 1941 г.) и имевшие в момент издания гриф секретности. Спустя 55 лет после создания они были рассекречены и сейчас находятся на открытом хранении в Российском государственном архиве экономики [3]. В нашем распоряжении, исходя из означенных условий, имеется документальный массив из 53 приказов с грифами «Совершенно секретно» и «Секретно» за период 25 июня – 21 июля 1941 г. Какие темы и сюжеты затронуты в этих приказах, какова их источниковедческая характеристика и познавательный потенциал?
Первый из этого комплекса приказ (№ 208сс от 25.06.41) был издан во исполнение распоряжения заместителя председателя СНК СССР Н. А. Вознесенского от 23.06.41 и предписывал изготовление «головок к цементным авиабомбам» и их поставку заводу Наркомстройматериалов РСФСР [3, д. 804, л. 127]. Последний (№ 315сс от 21.07.41) был призван обеспечить подготовку технологического процесса для производства бронекорпусов и бронебашен к танкам «КВ» в выполнение распоряжения СНК СССР от 19.07.41 [3, д. 807, л. 87–90]. Изучение «шапок» комплекта приказов позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство приказов с грифом «СС» было издано во исполнение постановлений СНК СССР. В приказах конца июня – начала июля 1941 г. упоминаются совместные постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б), далее – постановления (распоряжения) СНК СССР или Государственного комитета обороны (ГКО).
Визуальная характеристика первоисточников позволяет зафиксировать наличие рукописных вставок в текстах приказов, носящих уточняющий или конкретизирующий характер. В приказах, изданных в июле месяце, рукописных вставок больше, и чаще всего их содержание связано с ужесточением сроков исполнения. Почти маргинальной можно назвать ситуацию в приказе № 222 от 30.06.41, когда два рукописных слова-вставки поменяли «картину мира» концептуально. В тексте пункта 1 этого приказа – «И.о. начальника 5‑го Главного управления тов. Курицыну немедленно организовать серийное производство и снаряжение 37 мм патронов… » от руки поверх машинописного текста вписано всего два слова. И эти два слова – «немедленно» и «серийное» [3, д. 804, л. 195].
Срок исполнения «немедленно» содержится в ряде приказов, календарно относящихся к десятым – началу двадцатых чисел июля 1941 г. (приказы №№ 278, 285, 291, 308, 313, 315). Возможно, указания аппарату наркомата и подведомственным организациям с таким сроком реализации приказа являются свидетельством особо острой ситуации. Тематически речь идет о перевозках «металла, химикатов … для заводов, изготовляющих боеприпасы» как приравненных к воинским перевозкам, о «керамиковых МУВ [модернизированный упрощенный взрыватель] для снаряжение мин», о «ручных противотанковых гранатах РПГ‑40» и др. [3, д. 806, л. 111, 135; д. 807, л. 78].
В некоторых приказах (№№ 212, 296, 311) обращают на себя внимание заключительные пункты с указанием должностным лицам ежедневного информирования наркома П. Н. Горемыкина о ходе выполнения приказа. Напр., такие требования содержались в приказе к ответственным уполномоченным эвакуируемых заводов (города Саратов, Казань, Муром), о наращивании на заводах наркомата мощностей выпуска зажигательных авиабомб и др. [3, д. 807, л. 8, 71].
Нельзя обойти вниманием два приказа от 4 июля 1941 г. – № 236 и № 240. В первом из них идет речь об эвакуации ленинградских предприятий системы наркомата, пункт 1 начинается словами: «В целях сохранения заводов боеприпасов от воздушной бомбардировки – немедленно приступить к переброске оборудования и кадров следующих предприятий города Ленинграда…». Города азначения – Казань, Муром, Киров, Саратов, Челябинск, Владимир, Пенза, Молотов, Калуга. Текст приказа определяет также «порядок демонтажа оборудования» и процесс перевозки грузов по железной дороге. Пункт «д», напр., определяет «личную ответственность главных инженеров предприятий» за составление на каждый демонтированный станок или машину при упаковке «спецификации под ответственность монтажного мастера с указанием фамилии монтера, проводившего монтаж». В приказе № 240, это совместный приказ двух наркомов – боеприпасов и цветной металлургии, речь идет об изготовлении и испытании опытной партии биметаллических поясков (для артиллерийских снарядов). Интересна ремарка при определении состава бригады, включавшей 5 специалистов наркомата цветной металлургии, и двух человек – представителей наркомата боеприпасов. Последним надлежало «включиться в работу и предоставить в распоряжение бригады… все материалы, полученные в заграничной командировке» [3, д. 805, л. 58–62, 75].
Определенный интерес представляют имеющиеся на текстах приказов маргиналии должностных лиц наркомата боеприпасов. Отметим здесь визы главного юрисконсульта Б. Гуровича, который обозначал не только свою должность, фамилию, дату, но и время. Напр., на тексте приказа № 309 от 18.07.41 «О выполнении заказов на поставки заводам Наркомавиапрома» указано «02 часа». Видимо, ситуация не терпела отлагательства. Безусловно, обращает на себя внимание приказ № 263 от 10.07.41 о поставках сухопутных мин Наркомату обороны СССР и Наркомату ВМФ СССР, на тексте которого пятеро сотрудников развернуто обозначили свои замечания [3, д. 806, л. 41]. Возможно, это свидетельствует о недостаточной проработке текста приказа из-за условий спешки, а также о сложности производственной ситуации на заводах наркомата как таковой.
Обращает на себя внимание тот факт, что примерно в трети приказов затрагиваются вопросы межведомственной кооперации. В них фигурируют союзные наркоматы среднего машиностроения и судостроительной промышленности (приказ № 223), химической промышленности и цветной металлургии (№№ 227, 240), станкостроения и общего машиностроения (№ 260), лесной и рыбной промышленности (№ 261), обороны и авиационной промышленности (№ 304) и др. Безусловно, слаженное взаимодействие хозяйствующих субъектов разных отраслей экономики страны было залогом достижения эффективного результата. О каких видах вооружения идет речь в этих приказах? В порядке первого упоминания по хронологии выпуска приказов: авиабомбы, снаряды, огнеметы, танки «КВ», патроны, гранаты, дымовые шашки, мины [2, с. 24].
Нельзя также пройти мимо приказа № 272 от 12.07.41, изданного в развитие распоряжения СНК СССР от 05.07.41, касающегося обеспечения сохранности (уничтожения) архивов [4, с. 251]. Приказ наркома имеет в качестве приложения «Инструкцию о порядке разгрузки от материалов, не подлежащих хранению архивов предприятий … Наркомата боеприпасов, расположенных на территории, объявленной на военном положении» [3, д. 806, л. 87–91].
Заключительным содержательным аккордом в источниковедческом анализе корпуса рассекреченных приказов может быть тема наказания виновных в срыве тех или иных заданий. В трех секретных приказах НКБ СССР первого месяца войны имеется подобная информация (№№ 270, 287, 313): должностные лица НИИ‑ и двух заводов вовлечены в подобную ситуацию. Небезынтересно отметить при этом, что директора обоих заводов имели правительственные награды (1939) «за образцовую организацию стахановской работы» [2, с. 24–25].
В заключении, учитывая рассмотренный в данном сообщении источниковый массив, хотелось бы солидаризироваться с мнением, что «материалы фондов РГАЭ, активно вводимые в научный оборот после рассекречивания, помогут ответить на вопросы, какими усилиями страна выдержала войну, какова «цена» подвига советского народа» [5, с. 22].
Источники и литература
1. Рыжков Н. И. Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы. М., 2011. 447 с.
2. Совершенно секретно: «Директорам заводов…». Приказы народного комиссара боеприпасов СССР П. Н. Горемыкина. Июнь –июль 1941 г. / Публ. подгот. Е. Р. Курапова // Исторический архив. 2020. № 2. С. 24–39.
3. РГАЭ. Ф. 7516. Оп. 1. Д. 804, 805, 806, 807.
4. Христофоров В. С. История советских органов госбезопасности. 1917–1991 гг. М., 2015. 438 с.
5. Зинич М. С. Повседневная жизнь народа в годы Великой Отечественной войны. М., 2019. 349 с.
Комментарии
Отправить комментарий