Наконец, 4 сентября 1991 г. Минэкономики было дано поручение Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР рассмотреть подготовленный Госстроем СССР доклад «О положении дел в капитальном строительстве». 8 октября министерство сообщило, что «согласно с выводами Госстроя СССР о кризисном положении дел в капитальном строительстве». По мнению министерства, «причинами прогрессирующего ухудшения всех результатов инвестиционной деятельности являются: потеря управляемости отраслью, вызванная отсутствием комплексной системы взаимоувязанных экономических регуляторов инвестиционной деятельности, обеспечивающих эффективное проведение налоговой, ценовой, кредитной и амортизационной политики в условиях решительного отказа от административных методов воздействия на экономику». Также отрицательно влияет на ситуацию монополизация рынка подрядных работ, нарастающие проблемы в материально-технической базе строительства и др. При этом предложения по исправлению ситуации, содержащиеся в докладе Госстроя, должны быть переработаны «исходя из основных положений проекта Договора об экономическом сообществе». Работа должна вестись «совместно с государствами, выразившими готовность заключить Договор об экономическом сообществе» и быть направлена на «создание системы экономических регуляторов инвестиционного и подрядного рынков, обеспечивающих проведение общей для экономического сообщества инвестиционной политики». По мнению министерства, также следует иметь в виду вопросы сметного нормирования и ценообразования в строительстве и др.
[16]
Нельзя не обратить внимания на два ответа Минэкономики лета 1991 г. по поручениям Кабинета министров, связанными с кадровым обеспечением предприятий отраслей и социальной защищенности работников системы Министерства морского флота СССР и Министерства связи СССР. В документах идет речь о назревшей необходимости повышения заработной платы работникам предприятий отраслевой системы этих министерств и источниках финансирования при решении этого вопроса. В документе от 20 июня 1991 г. говорится, что «экономические трудности в стране, рост цен на потребительские товары повлекли обострение социальной обстановки на предприятиях Минморфлота СССР, в ряде коллективов предприятий выдвинули требования о повышении заработной платы». В ответе от 9 июля 1991 г. указывается, что среднемесячная заработная плата работников в системе Минсвязи СССР составляет 238 р., а «у рабочих массовых профессий (почтальоны, электромонтеры, кабельщики-спайщики, антенщики) – значительно ниже среднемесячной заработной платы аналогичных специалистов в других отраслях народного хозяйства. Из-за тяжелых условий работы (ручной труд, дежурный режим работы) и низкой заработной платы в отрасли имеет место постоянный некомплект штата и большая текучесть кадров (12,6 %, а на почтовых пред- приятиях значительно выше). Трудовые коллективы предприятий связи, профсоюзные организации требуют решить вопрос о государственных гарантиях социальной защищенности работников связи с тем, чтобы избежать возникновения трудовых конфликтов». В обоих случаях министерство экономики обозначило свое согласие увеличить указанным министерствам «базовый размер средств, направляемых на потребление, в среднем на 40 %». При этом были обозначены и условия. По Минморфлоту СССР: «В целях возмещения указанных расходов Минморфлоту СССР совместно с подведомственными предприятиями поручается осуществить в текущем году комплекс мер, обеспечивающих увеличение доходов на сумму не менее 250 млн р., прежде всего за счет повышения провозной способности флота и других транспортных средств, сокращения эксплуатационных расходов, а также расширения производства товаров народного потребления. Одновременно предлагается повысить тарифы на перевозку грузов морским транспортом в каботажном плавании и ставки плат на производство погрузочно-разгрузочных работ в портах СССР в среднем на 40 %. Это даст увеличение доходов на 470 млн р. и обеспечит покрытие расходов без дотации из государственного бюджета»
[17]. Аналогичным образом предложено решить вопрос и по Министерству связи СССР
[18].
Обращает на себя внимание присутствие в повестке дня Кабинета министров СССР вопросов деятельности конкретных предприятий. Географически ситуация охватывает РСФСР (Москва, Ленинград, Липецк, Коломна, Свердловск, Читинская область, Краснодарский край, Якутия, Карачаево-Черкесия), Узбекскую ССР (Коканд), Украину (Ровенская область), Казахстан (Чимкент) и др. В отраслевом разрезе это предприятия сельскохозяйственного и машиностроительного комплексов, легкой, пищевой, химической промышленности, здравоохранения и др. Какие про блемы обуславливали внимание союзного Кабинета министров?
Например, вопросы перехода предприятий из союзной юрисдикции в республиканскую. Так, 17 мая 1991 г. Минэкономике было дано поручение рассмотреть представленный Советом Министров РСФСР проект «О переходе производственного объединения «Уралмаш» из союзного подчинения в юрисдикцию органов государственного управления РСФСР и создания на его базе Российского государственного концерна «Уралмаш». Ответ был направлен в союзный Кабмин весьма оперативно, 29 июня, и содержательно состоял из нескольких позиций. Вначале была дана характеристика предприятия: «Производственное объединение «Уралмаш» является единственным машиностроительным предприятием страны, выпускающим комплексы машин и оборудования для базовых отраслей народного хозяйства (металлургической, угольной, нефтяной) и поставляющим их во все регионы СССР. Значительную часть производственного потенциала ПО «Уралмаш», который по состоянию на 1 января 1991 г. достиг 923 млн р., составляет уникальное и импортное оборудование». При этом, «объединение имеет широкие кооперированные связи с ведущими предприятиями страны … и поставляет для государства 48,8 % от объема своей товарной продукции, в том числе оборудования прокатного 68,3 %, нефтебурового – 100 % и машин непрерывного литья заготовок – 81,3 %». Далее приведен анализ проекта постановления, который «в основном содержит предложения по расширению льгот экономического характера…». Резюмирующая часть предельно конкретна: «Решение экономических проблем таким путем направлено не на повышение эффективности производства и удовлетворение потребности народного хозяйства в продукции ПО «Уралмаш», а, в основном, на решение текущих вопросов за счет средств потребителей». Завершающий абзац документа: «По мнению Минэкономики СССР передача отдельных предприятий в юрисдикцию республик до подписания союзно-республиканского соглашения об общих принципах и разграничении функций по разгосударствлению и приватизации государственной собственности нецелесообразна»
[19].
Немногим менее месяца спустя, 17 июля 1991 г., министерство исполнило подобное поручение Кабинета министров, ответ при этом был положительный. Речь идет о «переходе проектно-технологического института машиностроительного профиля «Белоргстанкинпром» из союзного подчинения в юрисдикцию органов государственного управления Белорусской ССР». Рассмотрение вопроса инициировал также республиканский Совмин. В ответе, со ссылкой на ст. 132 Конституции СССР и п. 4 постановления Верховного Совета СССР «О введении в действие Закона СССР «О собственности в СССР» указано, что «Минэкономики СССР считает возможным передать распоряжением Кабинета Министров СССР институт «Белоргстанкинпром» в юрисдикцию органов государственного управления БССР». При этом уточняется, что «за институтом должны быть сохранены функции головной технологической организации по закрепленным за ним заводам станкоинструментальной отрасли, а также договорные обязательства по его специализации»
[20].
Отметим также сюжеты, связанные с заводами концерна «Трансмаш»: ПО «Коломенский завод» и Ленинградским дизельным заводом. В первом случае поручение Кабинета министров касалось вопроса «наращивания производственных мощностей ПО «Коломенский завод» с целью «дополнительного выпуска высокоэффективных дизелей для базовых отраслей страны». С участием Минфина СССР, концерна «Трансмаш» и Промстройбанка был подготовлен ответ. Министерство полагало, что «финансирование реконструкции объединения за счет кредита Промстройбанка может быть осуществлено в установленном порядке», а в «в целях создания условий по закреплению высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров» министерство сочло целесообразным «поддержать просьбу объединения об установлении базового фонда потребления на II полугодие 1991 г. в размере 400 р. в месяц на 1 работающего без учета компенсационных выплат»
[21].
В тот же день, 10 июля 1991 г. министерство направило в Кабинет министров СССР ответ на поручение по теме «О рублевом покрытии оплаты импортного оборудования на Ленинградском дизельном заводе в 1991 г.». Обращение концерна в Кабмин, послужившее основой для поручения в адрес Министерства экономики и прогнозирования СССР, было вызвано «введением в 1991 г. нового коммерческого курса рубля». Министерство сообщало о положительном решении вопроса: «По состоянию на 25 июня 1991 г. на заводе имелась картотека в 26 млн р., в том числе по импортному оборудованию 10,4 млн р. Для покрытия этой задолженности заводу выделены бюджетные средства в объеме 27 млн р.»
[22].
Читинский облисполком инициировал рассмотрение в Кабинете министров СССР вопроса «О выделении на 1991 г. из резервного фонда капитальных вложений на строительство бройлерной фабрики и репродуктора в Читинской области». Решение вопроса оценивалось в 29,3 млн р. Минэкономики информировало Кабинет министров 25 июня 1991 г. что «на 1991 г. агропромышленному комплексу Читинской области централизованные капитальные вложения, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, выделены в объеме 145,8 млн р., с ростом по сравнению с 1990 г. более чем в 1,5 раза». Кроме того, «из фонда целевого финансирования объектов социального и производственного назначения регионов, находящихся в особо сложных климатических условиях, и резервного фонда Минсельхозпрода РСФСР колхозам и совхозам области дополнительно выделено 15,8 млн р.». Поэтому, «вопрос об источниках финансирования строительства Ингодинской птицефабрики и репродуктора Маккавеевского свинокомплекса будет рассмотрен Совмином РСФСР по итогам работы за 1 полугодие 1991 г.»
[23].
Экономическая ситуация в регионах. В поле внимания Кабинета министров в части поручений Минэкономразвитию по этой теме попали союзные республики (Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Грузия, Литва, Эстония) и регионы РСФСР (Свердловская, Тюменская, Читинская области, Красноярский край, Дальний Восток и Забайкалье, Сахалин, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург). Сюжеты, связанные с союзными республиками, касаются вопросов помощи союзного центра Киргизии и Грузии, пострадавших от стихийных бедствий, состояния цветной металлургии Казахстана, «создания Туркменской железной дороги», освобождения хлопководов Таджикистана от штрафных санкций, газоэлектроснабжения Грузии, а также темы экономического «размежевания» с прибалтийскими республиками.
20 июня 1991 г. Минэкономразвития сообщало в Кабинет министров, в ответ на поручение от 19 мая, что с участием ряда профильных министерств рассмотрело «предложения Президента Казахской ССР о неотложных мерах по обеспечению устойчивой работы предприятий цветной металлургии республики». В ответе сообщается, что «Минэкономики СССР разделяет обеспокоенность руководства республики о снижении производства цветных металлов в Казахстане, неудовлетворительным состоянием сырьевой базы… Основными причинами … являются резкое снижение в последние годы централизованных капитальных вложений и собственных финансовых ресурсов предприятий… обострение экологической обстановки на металлургических предприятиях, медленные темпы строительства объектов». В то же время часть ответственности лежит на республиканских органах управления. Так, «за 1986–1990 гг. строительными организациями Госстроя Казахской ССР из заявленных Минметаллургии СССР объемов строительно-монтажных работ не принято к исполнению 358 млн р., а по годовым планам не выполнено 154,5 млн р. … потери составили … почти 50 % от фактически выполненных объемов работ». В числе принятых и намеченных по линии союзного центра мер – включение в перечни особо важных строек на 1990–1991 гг. объектов цветной металлургии, в том числе «по укреплению сырьевой базы» НПО «Джезказганцветмет», Зыряновского свинцового и Лениногородского полиметаллического комбинатов, ПО «Балхашмедь»», предполагаемое изменение установленного порядка в части предоставления прав республикам по вопросам квотирования и лицензирования поставки цветных и редких металлов на внешний рынок и др.
[24]
9 июля министерство сообщило в кабинет министров свое мнение по вопросу возможного освобождения хлопковых заводов Таджикистана от уплаты штрафных санкций за возможные недопоставки хлопка волокна. Ситуация была связана с пересевом хлопчатника в текущем году в объеме 66,8 тыс. га или 22,6 % общей площади посева. В письме Минэкономики упоминается ситуация 1989 г., когда удельный вес пересева хлопчатника в республике составил 66 % (205 тыс га), «однако задания по закупкам хлопка сырца были выполнены», в связи с чем «обоснованных причин невыполнения договорных обязательств по поставкам волокна в текущем году не имеется»
[25].
В ответе Минэкономразвития на поручение Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР «О газоэлектроснабжении Республики Грузия» от 18 сентября 1991 г. (ответ был дан спустя две недели от даты поручения) говорится о планируемом снижении поставок газа и электроэнергии в республику. Так, если в первом квартале 1991 г. фактическая поставка газа составляла 17 млн м3 в сутки, то в зимний период 1991–1992 гг. она составит «в пределах» 15–16 млн м3, квартальные поставки электроэнергии будут уменьшены от планировавшихся 400 млн кВт. ч до 250 млн кВт. ч. Такое развитие ситуации объясняется следующим образом: «Положение с обеспечением народного хозяйства страны топливно-энергетическими ресурсами, в том числе и газом, в предстоящий зимний период складывается исключительно напряженно. Впервые за всю историю развития газовой промышленности в 1991 г. ожидается снижение добычи газа». В связи с этим было принято постановление Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР «О мерах по обеспечению народного хозяйства и населения топливом и энергией в осенне-зимний период 1991/92 г.», в котором было предусмотрено «ввести ограничения в IV квартале 1991 г. и 1 квартале 1992 г. потребления на нужды промышленности котельно-печного топлива на 10% и электрической энергии, кроме предприятий топливодобывающих и нефтеперерабатывающей отраслей, на 15 % от их фактического потребления»
[26].
Безусловно, привлекает внимание тема (и процесс) «экономического размежевания» с прибалтийскими республиками: Литвой, Латвией и Эстонией [4, с. 204]. Отметим ответы Минэкономразвития, связанные с Литвой, от июня 1991 г. В ответе от 18 июня 1991 г. сообщается, что Минэкономики совместно с Министерством юстиции СССР рассмотрело телеграмму премьер-министра Литвы Гедиминаса Вагнорюса «по вопросу разработки подписания двустороннего соглашения между Правительством СССР и Литвы по нормализации хозяйственных отношений и активизации внешнеэкономической деятельности». С учетом ряда законодательных актов 1990 г. министерство считает возможным поддержать предложение правительства Литвы, указывая при этом, что «данный вопрос целесообразно обсудить в рамках ведущихся переговоров между Союзом ССР и Литвой и рассматривать его в комплексе социально-экономических проблем, затрагивающих интересы обеих сторон»
[27]. В ответе от 25 июня 1991 г. министерство изложило свою позицию по вопросу «первичной приватизации государственного имущества в Литве» в ответ на обращение секретаря ЦК Компартии Литвы Юозаса Куолялиса. Отмечается, что «Литовским законодательством о гражданстве и приватизации грубо нарушается принцип равноправия граждан СССР». Так, Закон Литовской ССР от 3 ноября 1989 г. «О гражданстве Литовской ССР» «по существу упраздняет на территории Литвы статус гражданства СССР, переводит всех граждан СССР, не имеющих или не приобретших гражданства Литвы, в категорию иностранных граждан или лиц без гражданства». Это «обстоятельство противоречит Конституции СССР, действие которой распространяется и на Литву». Предложено «вопрос о приватизационных мероприятиях, осуществляемых в республике и ограничивающих права граждан в зависимости от их гражданства» обсудить на переговорах делегаций СССР и Литвы. При этом «следует исходить из того, что разграничение государственной собственности и последующее осуществление приватизационных мер – одна из итоговых целей указанных переговоров»
[28].
В региональном разрезе в рамках РСФСР Минэкономики рассматривало вопросы финансового положения предприятий Свердловской области, выполнения программы по социально-экономическому развитию Красноярского края в новых экономических условиях, о проекте постановления Кабинета министров СССР «О социально-экономическом развитии Тюменской области в 1991–1995 гг.», «О мерах по оказанию помощи Читинской области» [4], о разработке проектов Концепции и Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья и др. Более частные вопросы касались финансирования строительства пассажирских павильонов в портах Провидения и Анадырь, организации медицинского ожогового центра в Западно-Сибирском регионе, включения Ленинграда в состав потребителей из общесоюзного фонда и др.
В апреле 1991 г. председатель исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов Э.Э. Россель, председатель ассоциации государственных предприятий Свердловской области В.Н. Семенов и председатель Совета объединения «Уралграфитвермикулит» Г.М. Смирнов обратились к руководству страны «с просьбой содействовать укреплению финансового положения ряда предприятий области». Беспокойство местной власти было вызвано «изменением с 1 января 1991 г. оптовых цен на продукцию, введением налогообложения прибыли, налога с продаж и передачей предприятиями части собственных средств в фонд стабилизации экономики». 18 апреля Кабинетом министров СССР было дано поручение Минэкономики изучить ситуацию и подготовить ответ, который спустя два месяца был направлен в Кабмин. На поставленные вопросы были даны следующие ответы. Так, уточнялось, что «в расчетах новых оптовых цен … были учтены удорожающие факторы, влияющие на рост себестоимости продукции. Новые оптовые цены обеспечивают предприятиям … уровень рентабельности, достаточный для нормальной хозрасчетной деятельности. Одновременно широкий круг продукции переведен на реализацию по договорным ценам». При этом «Жалобы на изъятие у предприятий прибыли в бюджет на уровне 60, 70 или даже 100 % являются необоснованными. В соответствии с законодательством уровень ставки налога из прибыли в бюджет не может составлять более 35 % ее облагаемого уровня…». Что касается введенных «20 % амортизационных отчислений» в фонд стабилизации экономики, то это делается с целью создания «фондов финансовых ресурсов для развития базовых отраслей» экономики и «для поддержки отдельных предприятий, попавших в период становления рыночных отношений в сложное финансовое положение». К формированию фондов привлечены предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме предприятий агропромышленного комплекса и «предоставлять исключение промышленным предприятиям Свердловской области было бы неправомерно». Далее на конкретных примерах по предприятиям Свердловской области (Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Первоуральский Новотрубный завод, Уралхиммаш, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный завод) с приведением фактических данных обосновывается мнение, что «Свердловская область имеет возможности самостоятельно решать свои финансовые проблемы»
[29].
1 августа 1991 г. Минэкономики, выполняя поручение Кабинета министров, сообщало вышестоящей инстанции свое мнение об организации в Западно-Сибирском регионе медицинского ожогового центра. Предложение межотраслевой ассоциации СуперЧИП+ВС было рассмотрено с привлечением Минздрава СССР, Миннефтегазпрома СССР и концерна Газпром и поддержано, поскольку «необходимость в таком центре обусловлена сосредоточением в Западной Сибири большого количества взрывопожарных объектов, в том числе газовых скважин, установок комплексной подготовки газа, промысловых и магистральных газопроводов, компрессорных станций и др.». При этом организация ожогового центра на современном уровне потребует «строительства операционных и послеоперационных камер высокого класса чистоты и поставки необходимого медицинского оборудования, в том числе и импортного производства». Вопросы проработки медико-технических требований, определения заказчика и подрядчика, конкретные условия строительства центра было предложено возложить на инициатора обращения
[30].
Свою прогностическую функцию министерство наиболее масштабно реализовало в разработке, по поручению Кабинета министров СССР, ряда сценариев развития экономики страны на период 1991–1994 гг. Перечислим их (в хронологическом порядке по дате документа): «О прогнозе развития экономики страны в 1991 г.» (20 июня 1991 г.)
[31], «Об итогах развития народного хозяйства страны и суверенных республик в первом полугодии 1991 г. и мерах по стабилизации экономики во втором полугодии 1991 г.» (16 августа 1991 г.)
[32], проект концепции Экономического соглашения между СССР и суверенными республиками на 1992 г. (17 августа 1991 г.)
[33], «О принципиальных подходах к урегулированию внешней задолженности СССР» (13 сентября 1991 г.)
[34], «Предложения по приоритетным направлениям и формам привлечения иностранного капитала в экономику СССР» (16 сентября 1991 г.)
[35], «О ключевых проблемах материально-технического обеспечения в 1992 г. (24 сентября 1991 г.)
[36], «Прогноз о функционировании экономики страны на 1992 г. и на 1993–1994 гг.» (11 декабря 1991 г.)
[37]. Материалы структурированы, насыщены цифровыми показателями, которые приводятся в сопоставительном ключе, информацией о текущем положении дел с вычленением узловых проблем, в ряде документов присутствуют вариативные предложения нормализации и развития ситуации.
Нельзя также не сказать об имеющейся в материалах архивного фонда министерства «Концепции выхода из кризиса и стимулирования социально-экономического развития Дальневосточного экономического района и Забайкалья в период до 2000 г.», подготовленной по инициативе и под эгидой Ассоциации Дальневосточных советов народных депутатов. Объемный и содержательный документ, датированный 31 мая 1991 г., безусловно, обращает на себя внимание
[38]. Интересна его судьба. 6 июля 1991 г. Кабинет министров СССР дал поручение Минэкономики СССР, Совету министров РСФСР, Академии наук СССР и Министерству внешних экономических связей СССР представить согласованный проект концепции в срок до 1 августа. В свою очередь Совет министров РСФСР дал поручение подведомственной сети проработать вопрос совместно с Минэкономики СССР и завершить работу над концепцией до 1 октября. Министерство, направляя свой ответ 1 августа, предлагает «принять предложение Совета Министров РСФСР о порядке и сроках разработки» проекта концепции / программы «в части вопросов союзного ведения и межреспубликанских отношений в этом регионе» и просит разрешения представить его в октябре 1991 г. Окончательный вариант концепции в материалах фонда пока не обнаружен.
14 декабря 1991 г. Министерство экономики и прогнозирования СССР направило председателю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством И.С. Силаеву письмо «Об упразднении Минэкономики СССР». Обращение было вызвано правовой коллизией, созданной постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР» и Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР». Согласно первому документу ведомство «было указано в числе действующих на переходный период на основе дополнительных соглашений. Однако переходный период определен не был и соответствующих дополнительных соглашений не заключено», согласно второму «имущество, финансовые и другие средства» министерства переданы Министерству экономики и финансов РСФСР. В письме указывается, что «в целях создания правовых оснований для ликвидации Минэкономики СССР, освобождения и трудоустройства работников» представляется целесообразным издать соответствующее распоряжение Комитета
[39].
Деятельность Министерства экономики и прогнозирования СССР была завершена. Спустя 12 дней прекратило существование и государство с аббревиатурой «СССР». Но документированная история страны в ее политической
[40] и экономической составляющих представлена в российских архивах и доступна для изучения.
Список использованной литературы
1. Распад СССР: дискуссии о причинах, обстоятельствах и последствиях : [сб. ст.] / отв. ред. С.В. Журавлев. – Москва : Ин-т рос. истории РАН ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2019. – 224 с.
2. Мау В.А. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России, 1985–1994 гг. / В.А. Мау. – Москва : Дело, 1995. – 106 с.
3. Курапова Е.Р. Экономика на острие политики. Деятельность Министерства экономики и прогнозирования СССР в 1991 году (по материалам РГАЭ) / Е.Р. Курапова // Архив в социуме – социум в архиве : материалы четвертой Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.А. Антипин. – Челябинск, 2021. – С. 201–204.
4. «…в области создалась крайне напряженная ситуация…». Июль 1991 г. (По материалам Министерства экономики и прогнозирования СССР) / публ. подгот. Е.Р. Курапова, В.С. Пушкарев // Самарский архивист. – 2021. – № 1. – С. 59–66.
Примечания
[1]Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 847.
[2]РГАЭ. Ф. 847. Оп. 1. Д. 9. Л. 83.
[3]Там же. Д. 11. Л. 78–79.
[4]Там же. Д. 9. Л. 94–96.
[5]Там же. Л. 114, 115.
[6]Там же. Л. 227.
[7]Там же. Д. 12. Л. 28–30.
[8]Там же. Д. 9. Л. 197, 198.
[9]Там же. Д. 10. Л. 234, 235.
[10]Там же. Д. 13. Л. 200, 201.
[11]Там же. Д. 18. Л. 17, 18.
[12]Там же. Д. 9. Л. 11, 12.
[13]Там же. Л. 154, 155.
[14]Там же. Д. 11. Л. 215–217.
[15]Там же. Д. 13. Л. 168, 169.
[16]Там же. Д. 16. Л. 215, 216.
[17]Там же. Д. 9. Л. 4, 5.
[18]Там же. Д. 10. Л. 116, 117.
[19]Там же. Д. 9. Д. 167, 168.
[20]Там же. Д. 10. Л. 224.
[21]Там же. Л. 136, 137.
[22]Там же. Л. 141.
[23]Там же. Д. 9. Л. 73.
[24]Там же. Д. 8. Л. 118–121.
[25] Там же. Д. 10. Л. 110.
[26]Там же. Д. 16. Л. 1, 2.
[27]Там же. Д. 8. Л. 67, 68.
[28]Там же. Д. 9. Л. 64, 65.
[29]Там же. Д. 8. Л. 72–74.
[30]Там же. Д. 11. Л. 246–247.
[31]Там же. Д. 8. Л. 125–168.
[32]Там же. Д. 13. Л. 30–83.
[33]Там же. Л. 117–133.
[34]Там же. Д. 15. Л. 50–55.
[35]Там же. Л. 58–66.
[36]Там же. Д. 16. Л. 53–73.
[37]Там же. Д. 18. Л. 176–257.
[38]Там же. Д. 43. Л. 32–68.
[39]Там же. Д. 19. Л. 17.
[40]Распад СССР: документы и факты (1986-1992) : в 2 т. Т. 1: Нормативные акты. Официальные сообщения / под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских. М., 2009. 1120 с.
Комментарии
Отправить комментарий