Е. Р. Курапова. Из истории треста «Мурманрыба». 1940 г. (По материалам паспортов организаций треста в Российском государственном архиве экономики)
Опубликовано в сб. научных трудов XI Самарского историко-архивного форума
с международным участием, посвященного 100-летию образования СССР:
Память о прошлом-2022. Документальное наследие отечественной науки и техники
как социокультурный феномен. Самара, 2022. – С. 50–55.
В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) находится на хранении почти 315 тысяч единиц хранения НТД. Среди них выделяются три массово устойчивые группы НТД: отчеты по темам, изобретения и рацпредложения, паспорта организаций. Последние делятся на паспорта заводов/предприятий, паспорта учебных заведений, паспорта месторождений и паспорта водохранилищ [15]. В архивном фонде «Наркомат рыбной промышленности СССР» имеется комплекс паспортов за 1940 г. организаций треста «Мурманрыба» (1933–1941), входившего в то время в Главное управление рыбной промышленности северных бассейнов.
Паспорт – это типографски изданная форма («Типография им. Воровского, Москва, ул. Дзержинского, 8») под лейблом «Народный комиссариат рыбной промышленности СССР», с такими разделами, как: 1. Общая характеристика предприятия; 2. Состав предприятия; 3. Генеральный план; 4. Схема грузопотока; 5. Здания и сооружения предприятия; 6. Основные фонды предприятия; 7. Флот; 8. Сырьевая база; 9–16. Наименования завода, цеха; 17. Подъемно-транспортное оборудование; 18. Энергохозяйство; 19. Подсобное хозяйство; 20. Сантехническое устройство; 21. Дополнительные сведения по предприятию; 22. Карточка изменений.
Каждый раздел, в свою очередь, включает набор конкретных информационных групп. Например, первый раздел «Общая характеристика предприятия» включает такие информационные составляющие, как: транспортная связь; навигационные условия; причальные устройства; электроэнергия; вода; топливо; пар; смазка.
В трест на момент составления паспортов за 1940 г. (февраль 1941 г.) входило 14 предприятий: Рыбный порт, предприятия по ловле и переработке рыбы (Управление тралового флота, Мурманский рыбокомбинат, Умбский рыбозавод, Полярная моторно-рыболовная станция, Морзверрыбпром) и обслуживающие основную деятельность треста вспомогательные предприятия (Бондарный завод, Управление запорного хозяйства, Механическая мастерская, Абраммысские судоремонтные мастерские, Мурманснаб, совхоз «Арктика», транспортная контора, ремонтно-строительная контора) [14].
Охарактеризуем важнейшие предприятия, входившие в состав треста «Мурманрыба», напомнив, что Мурманск расположен за Северным полярным кругом, на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря, благодаря теплому Северо-Атлантическому течению это незамерзающий порт.
Рыбный порт треста Мурманрыба [10, л. 3, 5–7, 9, 11]. Согласно «Общей характеристике предприятия», порт располагался в естественной защищенной бухте с круглогодичной навигацией, территория предприятия составляла 60 га, площадь застройки достигала почти 84 тыс. кв. м, акватория – 4 287 380 кв. м. В предприятие общей численностью почти 1000 человек входили контора берегового обслуживания (204 постоянных рабочих), энергохозяйство (153), «льдо-база» (68), угольная база (180), «эксплуатация флота» (361).
Береговая инфраструктура порта включала 15 зданий постройки в основном начала 1930-х гг. Все здания в «паспорте» имели характеристику «требует капитального ремонта». В разделе «Б. Сооружения (слипы, стапеля, плотины, мосты, хранилища для жидкостей)» заполнены 5 позиций: водопровод («трубы чугунные, напор до 6 атмосфер», 1933 года постройки, «требует текущего ремонта»), эстакады («на деревянных козлах, сверху уложены узкоколейные пути», 1933 года постройки, в 1939 г. была проведена реконструкция), «причалы от 0 до 18» («основание свайное, настил деревянный», «1931–1940 гг. постройки», «требует капитального ремонта»), «причалы угольной базы 1–6» («основание свайное, настил деревянный», «1932–1937 гг. постройки», в 1938 г. проведена реконструкция, «требует капитального ремонта»), «забор базы порта» («требует капитального ремонта»).
Среди жилых и культбытовых зданий значатся 44 жилых дома постройки середины – второй половины 1930-х гг., в основном одноэтажных, без водопровода и с выгребной канализацией, электрифицированных, а также «баня на 10 человек», клуб, столовая, школа. Три последних здания требовали капитального ремонта.
Списочный состав флота составляли 47 судов, в основе которых «приемные суда», а также 6 транспортных, 7 разъездных и 4 буксирных судна. Имелись 5 рыболовных траулера постройки 1910–1911 гг.: РТ-25 «Сайда», РТ-27 «Окунь», РТ-28 «Камбала», РТ-37 «Палтус» и РТ-39 «Зубатка», которые использовались «как буксирно-транспортные суда». Суда были построены в основном в 1930-е гг., 11 имели металлический корпус, остальные – деревянный. Интересно наличие товарно-пассажирского парохода «Соловки», 1886 года постройки, имевшего «70 % износа».
Оборудование угольной базы составляли флуссы (перегрузочные машины, 2 шт.), 1 экскаватор, 36 транспортеров, из которых 28 были новыми, производства Ленинградского механического завода. Их производительность составляла «50 т/час, скорость движения ленты 1,2 м/сек, угол уклона 30°».
Управление тралового флота треста «Мурманрыба» [7, л. 5–8, 26–29]. В раздел паспорта «Состав предприятия» внесено 26 позиций, среди которых: добывающий (1758 постоянных рабочих) и обрабатывающий (266) флот; тралово-такелажные обслуживающие предприятия (266); сетевязальный, парусный и сшивочный цеха (250); склады готовых орудий лова и дрифтерных сетей; бобинцовская мастерская[1]; консервирующие чаны; радиоцентр (24 сотрудника, 5 радиомачт); насосная, склад горючего и др. Имелись также «столовая (красный уголок)» и общежитие рыбокомбината. Если суммировать, на предприятии работало 2573 человека.
Согласно «краткой характеристике состояния зданий и сооружений предприятия», «хорошее» состояние отмечено по инфраструктуре радиоцентра, требовали ремонта общежитие комбината и консервирующие чаны, а «красный уголок и столовая», сетевязальная мастерская, парусный и сшивочный цеха, склад орудий лова – нуждались в капитальном ремонте. В разделе «Жилые и культбытовые здания» числилось 74 адреса, среди которых 2 магазина, дом отдыха «Мурмаши», детский сад, банно-прачечный комбинат и жилые дома. Здания были построены в 1930-е гг. Для домов, построенных в конце этого десятилетия, было характерно наличие городского водопровода и коллектора.
В деле имеются кальки: «Генплан территории передающего радиоцентра НКРП» (масштаб 1:500), «Генплан поселка дома отдыха в Мурмашах» (1:2000), «Генплан тралово-такелажной мастерской треста Мурманрыба» (1:500), «Генплан участка банно-прачечного комбината управления Тралфлота треста Мурманрыба» (1:1000).
Согласно разделу «Списочный состав флота», на балансе имелось 66 рыболовных траулеров постройки конца 1920-х – начала 1930-х гг. (наименования судов – РТ-1, РТ-22 и т. д.), плавучий рыбозавод «Память Сергея Кирова» и рефрижераторный пароход «Комсомолец Арктики» постройки 1896 и 1897 гг. соответственно, яхта «Жемчужина Севера» (посыльное судно), сухогрузный транспорт «Анатолий Серов», разъездной катер «Гроза», водолазный бот.
Показатели орудий лова и объема улова приводятся в паспорте за три года: 1938-й, 1939-й и 1940-й. Основных орудий лова в эти годы было три – трал (использовались 34-метровые с укороченными крыльями, размер 18 × 6 × 45,8), дрифтерные сети и кошельковый невод. В 1938 г. использовались все виды, в 1939 г. – трал и дрифтерные сети, в 1940 г. только трал. Добывались такие породы рыб, как треска, пикша, сайда, сельдь, окунь, камбаловые (камбала, палтус, ерш), зубатка. В паспорте имеется таблица «График лова рыбы (по месяцам в 1000 ц)» за указанные три года, годовые значения не подсчитаны. По месячным показателям этого трехлетнего периода автором статьи составлена таблица 1.
Таблица 1
Наименование пород рыбы
|
Улов 1938 г. (в 1000 ц)
|
Улов 1939 г.
|
Улов 1940 г.
|
Треска
|
1165,2
|
1238,9
|
765
|
Пикша, сайда
|
760,6
|
575,4
|
611,6
|
Сельдь
|
17,2
|
17,7
|
0,4
|
Окунь
|
72,6
|
141,4
|
78,8
|
Камбаловые
|
16,7
|
16
|
11
|
Зубатка
|
32,9
|
27
|
21,9
|
Мурманский рыбокомбинат состоял из ряда заводов: рыбозавода, посолочного, холодильно-филейного, консервного, мукомольно-экстракционного, фильтровочного завода рыбьего жира, приемных складов, жестяночно-баночного, ремонтно-механического и тароремонтного цехов. Рыбозавод находился в порту, в условиях круглогодичной навигации, площадь застройки составляла 32 200 кв. м [9, л. 2, 5, 6, 12–39, 40–42, 45–55, 61].
Характеристика ряда заводов и результатов их деятельности выглядит следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Название
|
Год постройки
|
Кол-во постоянных рабочих
|
Кол-во выработанной продукции
|
Рыбозавод № 1:
– цех приемки и уборки свежей и соленой рыбы
– маринадный цех
|
1937
|
342
|
6970 – свежая рыба
12 152 – соленая рыба
98 – клипфиск
8 – сельдь
|
Посолочный завод:
– 4 склада посола и уборки рыбы
– 5 приемочных складов
|
1928–1932
|
459
102
|
40 560 – рыба соленая и чанового посола
1472 – рыба высших сортов малосольная
98 – семга свежая и соленая
|
Холодильно-филейный завод:
– мокроморозилка
– сухая морозка
– аккумулятор
– камеры хранения
– филейный цех – машинное отделение
|
1931–1938
|
505
|
23 060 – рыба и филе
|
Коптильный завод:
– цех холодного копчения
– цех горячего копчения
|
1937
|
304
|
277,5 – копченые балычные
322,5 – филе сушено-копченое
7,8 – сельдь холодного копчения
489,4 – рыба горячего копчения
18,0 – сельдь горячего копчения
|
Консервный завод:
– консервный цех
– жестяно-баночный цех
– кулинарный цех
|
1933, 1939
|
296
|
933,0 – консервы
1182,0 банок
227 тонн
|
Фильтровочный завод
|
1929
|
75
|
1866,8 тонны медицинского рыбьего жира
|
Ремонтно-механический цех
|
1933, 1935
|
115
|
1507 тыс. руб.
|
Тароремонтный цех
|
1933, 1938
|
1933, 1938
|
98 тыс. шт. (ремонт тары)
|
Спецификация оборудования в целом по предприятию включает 54 наименования: рыбомойки, котлы, насосы, транспортеры, компрессоры, испарители, морозильные баки, вентиляторы, печи, ножницы, закаточные машины, прессы, баки, весы, дробилки, лифты, шнеки и др.
В разделе «Б. Сооружения» указаны 13 цистерн («материал – железо»), установленных на «открытом воздухе».
В разделе «Г. Жилые и культбытовые здания (жилдома, клубы, театры, ясли, школы, больницы и т. п.)» заполнены 75 позиций: 45 жилых домов, 16 жилых бараков, 2 детских сада, 2 аптеки, 3 магазина, «управление РК милиции», «политпросветшкола», горздравотдел, гороно, поликлиника, столовая, райсовет. Состояние зданий в подавляющем числе «удовлетворительно», кроме 6 жилых бараков («плохо»), в части зданий имелись водопровод (26 зданий) и канализация (23).
В энергохозяйстве рыбокомбината находились в эксплуатации 285 электромоторов, исключительно отечественного производства (Харьковского, Ярославского, Ленинградского заводов). Подсобное хозяйство располагало одним легковым автомобилем и двумя автокарами, имелся специальный пожарный водопровод (4 подземных гидранта и 3 чана емкостью 3 куб. м), а также городской телефон и радиоузел, обслуживавший «120 радиоточек по заводам». В части сантехнического устройства имелись городской водопровод и «фекально-производственная» канализация («от завода в залив»), методы очистки – «спуск в Кольский залив».
Полярная моторно-рыболовная станция, согласно описанию навигационных условий, располагалась в «открытой бухте», навигация в которой была доступна «круглый год», в 30 км от железнодорожной станции и пристани Мурманска, на территории в 1750 га [12, л. 3, 6, 7, 11, 12, 22].
В деле имеются кальки «Схематический план поселка в бухте “Ретинская” МРС Полярного района Мурманской области». Документ составлен на основании «глазомерных съемок» в масштабе 1:1000. Поселок на плане «вытянут» вертикально, справа расположена бухта, слева – горы. Поселок имеет: механическую мастерскую и электростанцию, кузницу, жилые дома (12-квартирный, 2 одноквартирных и 4-квартирный), магазин, контору, 3 склада, пожарное депо, овощехранилище, «красный уголок и пекарню», медпункт, хранилище для горючего, 2 уборные, колодец и «баню (частника)».
Также сохранился схематический план поселка в «порт-Владимире (б[ывшего] 3 отд[еления] лаг[ерного]пункта НКВД)». «Экспликация» включает 35 наименований, среди которых – жилые дома (один 16-квартирный и 21 одноэтажный), дезокамера, радиоузел, пожарная будка, кузница, овощехранилище, контора, радиостанция, камера усилительного режима, баня, салогрейка. Все наименования, кроме жилых домов, предваряет буква «Б.». Видимо – «бывшие».
В списочном составе флота по типам судов и их назначению лидирует «Касатка промысл[овая]», 34 корабля, с деревянным корпусом, годы постройки – с 1930-го по 1938-й, регистровый тоннаж – от 30 до 50, полезная грузоподъемность – от 5–6 до 17–22 тонн, нормальная скорость хода – 10 км/час. Характеристика судов приведена по таким параметрам: основные размеры; люки; грузоподъемные средства; судовые двигатели; судовые динамо; стоимость судна; % износа. Среди судовых двигателей находившихся в эксплуатации судов почти треть (12 шт.) приходится на двигатель «Воронеж» завода имени И.В. Сталина, чуть меньше (11 шт.) – на швейцарские модели, в том числе фирмы «Болиндер», 5 экземпляров – продукция московского завода «Красный пролетарий».
В разделе паспорта «Сырьевая база» имеется информация об «орудиях лова» и «графике лова рыбы». Добыча производилась сетями (тресковыми, дрифтерными, учебно-комплектными (леска)), неводами, кильнотами и завесками. Количественно (по наличию оборудования) лидируют сети дрифтерные, в пропорции 1939/1940 гг. – 4220/2500; на сети тресковые приходится 1650/795 шт.; леска – 1000/865; невода – 9/2. При этом показатель максимальной добычи приходится на «леску» – 21/19,27 (в 1000 ц). В графе «График улова рыбы (в центнерах)» даются месячные показатели. Годовые объемы, по подсчетам автора статьи, таковы (в пропорции 1939/1940 гг.): треска– 26 636/19 266; сельдь– 16 931/4693; семга – 625/324; всего 44 577/24 373. И по количеству оборудования, и по цифрам улова налицо явное снижение показателей в 1940 г.
Подсобное хозяйство в паспорте организации охарактеризовано тройным словом «нет»: транспорта («автомобилей, тракторов, лошадей) – «нет», телефонной связи – «нет», радиостанции – «нет».
Бондарный завод располагался в 2,5 км от железнодорожной станции и в 0,5 км от пристани и был связан с ними автотранспортом. Имелись также подъездные пути (2 км «нормальной колеи» и 4,8 км шоссе). Площадь застройки составляла 4186 кв. м. Состав предприятия с общим числом постоянных рабочих 1209 человек включал цеха: бондарно-механический (489 постоянных рабочих), бондарно-тарный (24), ящичный (151), столярный (38), лесопильный (148), ремонтно-механический (88), хозяйственно-транспортный (69), сушильный (15), лесную биржу (149), приемно-тарную базу (38) [13, л. 3–5, 7–9, 24].
Продукцией завода являлись бочки и ящики. За 1940 г. в бондарно-механическом цехе было произведено 395 тыс. бочек (при суточной мощности 1900 шт.), в бондарно-кустарном цехе – 54 тыс. бочек (при норме 80 шт. в сутки), и в ящичном цехе – 591 тыс. ящиков (при норме 2400 ящ. в сутки).
В разделе паспорта «Жилые и культбытовые здания» заполнены 44 позиции, из которых по 3 позиции приходится на магазины и конторы, остальные – жилые помещения. Здания, пребывавшие в «удовлетворительном» состоянии, располагались в Мурманске на улицах, названия которых можно было встретить в любом советском городе: Рабочей, Декабристов, Колхозной, М. Горького, Советской, Заводской, на проспектах Кирова и Сталина, местный колорит вносили Варничная Сопка, Петушихина губа, Абрам-мыс и др. Здания постройки первой половины 1930-х гг. были одно- и двухэтажные, стены – рубленые, «досчатые» или «деревянный каркас». В помещениях имелись электрическое освещение, печное отопление и вентиляция («форточки»), водоснабжение и канализация отсутствовали. Подсобное хозяйство предприятия располагало легковым автомобилем «Форд».
Изученные паспорта предприятий треста «Мурманрыба», таким образом, позволяют сделать вывод о наличии в них полноценной информации о состоянии производственной и социальной инфраструктуры предприятий треста, их производственной базе и технологической вооруженности, о результатах производственной деятельности. Исследователи, обращаясь к этому виду НТД, имеют дело с аутентичной информацией по экономической, социальной и политической истории Отечества. И это еще раз подтверждает базовый вывод о том, что НТД является репрезентативным источником по истории советской промышленности в целом и ее отдельных отраслей, ее научно-технического развития [17].
Дополнительным источником, раскрывающим таящуюся в «сухой цифири» паспортов социально-политическую информацию, могут служить опубликованные материалы секретариата Наркомата рыбной промышленности СССР тех лет, где в обращениях руководителей наркомата П.С. Жемчужиной, А.А. Ишкова в Экономический совет при СНК СССР затрагивались вопросы работы моторно-рыболовных станций, улучшения снабжения предприятий автомобилями, моторами, брезентовой тканью и пр., товарами ширпотреба; отмечалось, что в условиях наличия в морях сардины, летней кеты и морского зверя трестам отчаянно не хватает «рабочих, соли, угля, консервных банок» [16].
Список источников и литературы
1. Российский государственный архив экономики (далее – РГАЭ). Ф. 8202. Оп. 14. Д. 2.
2. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 3.
3. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 6.
4. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 11.
5. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 14.
6. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 20.
7. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 21.
8. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 22.
9. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 23.
10. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 29.
11. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 30.
12. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 31.
13. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 32.
14. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 14. Д. 33.
15. Курапова Е.Р. Научно-технические документы в фондах Российского государственного архива экономики: вопросы комплектования, хранения и использования // Научно-технические документы в современном информационном пространстве : сб. докл. и выступл. на Пятом ист.-арх. форуме «Память о прошлом – 2016». Самара, 2016. С. 44–46.
16. Неподписанные и неотправленные письма. Материалы секретариата наркома рыбной промышленности СССР. 1939–1940 гг. / публ. подгот. Е.Р. Курапова // Исторический архив. 2011. № 2. С. 56–69.
17. Шаронин Д.А. Особенности научно-технической документации советского периода как исторического источника: краткий историографический обзор // Научно-технические документы в современном информационном пространстве : сб. докл. и выступл. на Пятом ист.-арх. форуме «Память о прошлом – 2016». Самара, 2016. С. 222.
[1]Бобинцы – утяжелители для нижней части трала.
Комментарии
Отправить комментарий