Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Оружие Победы. Из истории советской военной промышленности

История появления в Красной армии самоходной артиллерийской установки СУ-76 стала хрестоматийным образцом того, как в ускоренном порядке, в условиях жестких ограничений и в качестве стремительного ответа на неожиданно появлявшиеся требования военного времени, в СССР создавались новые образцы вооружения. В последствии в РККА будут широко использоваться и другие самоходки: ИСУ-152, СУ-100, СУ-85. Однако в годы Великой Отечественной войны именно СУ-76 стала самой массовой самоходной артиллерийской установкой. 
 
Уже в начале войны Красной армии срочно требовалась САУ для поддержки пехоты в бою. Изначально эти функции возлагались на легкие и средние танки. Но первые обладали слишком неэффективным вооружением, а вторые были сложны в производстве и дороги. 
 
Одной из первых в авральном порядке была создана самоходная установка СУ-76 (с орудием калибра 76,2 мм). САУ была разработана летом 1942 г. конструкторским бюро завода № 38 (г. Киров) под руководством заместителя начальника 2-го (технического) отдела Народного комиссариата танковой промышленности СССР С.А. Гинзбурга (1900–1943). 
 
Главным преимуществом СУ-76 изначально должны были стать простота конструкции и дешевизна. Необходимо понимать, что в годы войны на выживание максимальное упрощение и удешевление оружия было свойственно для всех участников конфликта, а не только для Советского Союза. Уже осенью 1942 г., без проведения должных испытаний, самоходную установку запустили в массовое производство. Вскоре ее первые образцы появились на фронте. 
 
Ожидаемо машина оказалась недоработанной: силовой агрегат из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ 202 был сложен и быстро выходил из строя, часто ломалась коробка передач.
Результат первого боевого применения на Волховском фронте оказался удручающим. К этому привели не только конструктивные недоработки, но и непонимание назначения САУ командованием: самоходки часто использовались в боях как обычные танки, недостаточный уровень броневой защиты (броня обеспечивала только защиту от пуль, но не от снарядов) приводил к неоправданно большим потерям. 
 
7 июня 1943 г. вышло постановление Государственного комитета обороны и следом, 9 июня 1943 г., приказ народного комиссара танковой промышленности СССР И.М. Зальцмана № 340сс «О самоходных артустановках СУ-76», в соответствии с которыми выпуск СУ-76 существующей конструкции на заводе № 38 был временно прекращен. 
 
С.А. Гинзбург, под руководством которого были созданы СУ-76, был направлен в распоряжение Народного комиссариата обороны СССР для использования на менее ответственной работе в войсках. Его дальнейшая судьба сложилась трагически: находясь в должности заместителя командира 32-й танковой бригады по технической части, он погиб при авианалете 3 августа 1943 г. в районе деревни Малая Томаровка Курской области. 
 
Тем не менее, потребность в мобильной легкой артиллерии оказалось настолько острой, что, в конечном счете, в конце 1943 г. на нескольких танковых заводах был налажен выпуск СУ-76 более совершенной конструкции. Недостатки удалось частично убрать посредством ряда кардинальных модернизаций – так установке добавили гусеничное шасси танка легкого класса Т-70, двигатели ГАЗ 203 установили последовательно. Новая САУ получила наименование СУ-76М (модернизированная). 
 
Противопульная броня СУ-76М по-прежнему пробивалась любым немецким снарядом или крупным осколком. Однако эта машина при грамотном применении имела ряд ценных преимуществ. СУ-76М оказывалась незаменимой, когда требовалось подавить огневую точку противника, накрыть снайпера или позицию корректировщика и тем самым снизить потери наступающей пехоты. 
 
Отсутствие крыши (для защиты от осадков использовался брезентовый тент, входивший в комплект установки) обеспечивало хороший обзор, позволяло при необходимости вести огонь из личного оружия, предоставляло оперативную, без кодов и шифров, связь с пехотой. Экипаж не испытывал проблем с вентиляцией после выстрела. Облегчалось покидание машины в критических ситуациях. На переднюю часть установки при совершении марша можно было подсадить двух-трех пехотинцев. 
 
Сравнительно низкая масса значительно увеличивала маневренность в условиях городских боев, позволяла с помощью быстро сооруженных плотов перебросить СУ-76М на другой берег реки для поддержки зацепившейся за плацдарм пехоты. Кроме того, облегчалось прохождение по гатям болотистой местности. В открытом бою «Тигры» и «Пантеры» противника, имевшие сильное бронирование и мощное артиллерийское вооружение, для СУ-76М оказались «не по зубам». Однако с танками Т-III и Т-IV, основными боевыми машинами вермахта, советская самоходка вполне справлялась. Кроме того, относительно малые габариты облегчали маскировку СУ-76М и позволяли действовать из засад даже против тяжелых немецких танков, бортовая броня которых пробивалась 76-мм снарядом. 
 
Всего за войну было выпущено 14292 ед. СУ-76 (для сравнения: СУ-85 – 2650 ед., СУ-100 – 4976 ед., СУ-122 – 636 ед., СУ-152 – 670 ед). СУ-76М достойно завершила Вторую Мировую войну и внесла свой вклад в освобождение Европы и разгром Квантунской армии. После окончания Второй мировой войны САУ СУ-76 оставались в строю еще длительное время. В СССР – до 1960-х гг. Прошедшие ряд модернизаций машины состояли на вооружении Войска Польского, армии Чехословакии и Югославии, ГДР, Румынии и Венгрии, поставлялись в Албанию, Афганистан и Китай и Северную Корею. 
 
И.Б. Иванов, Отдел информационного обеспечения РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x