День химика (по документам Российского государственного архива экономики)
День работников химической и нефтехимической промышленности был официально учрежден 1 октября 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1988 № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях». Дата праздника переходящая – день химика в России отмечается в последнее воскресенье мая, в 2024 г. это – 26 мая.
Химическая промышленность – одна из важнейших отраслей в экономике, играющая ключевую роль во всех сферах жизни человечества.
Большую ценность представляет и архивное наследие ученых-химиков. Комплекс личных фондов химиков (Е.А. Борской, С.В. Кафтанова и др.), хранящийся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), позволяет не только проследить историю становления химической науки и динамику развития химических отраслей, но и узнать малоизвестные факты биографии ученых.
Настоящий прорыв в области науки произошел в XVIII в., когда по указу Петра I в 1724 г. в Российской империи было основано первое высшее научное учреждение – Петербургская академия наук (Императорская академия наук в Санкт-Петербурге).
К сожалению, это знаменательное событие практически не затронуло химию. Подтверждением этому служит письмо президента Императорской академии наук Л. Блюментроста к руководителю кафедры химии М.Бюргеру: «Если вас несколько затруднит химия, то можно ее откинуть, так как вы будете в особенности прилежать к практической медицине». Впрочем, М. Бюргер не успел воспользоваться этим советом, так как скончался через несколько месяцев после прибытия в Санкт-Петербург.
Не проявили себя и преемники Бюргера. Фактически кафедра химии продолжала пустовать вплоть до занятия ее первым русским ученым-химиком, академиком М.В. Ломоносовым, с которого и началась история химической науки в России.
В 1748 г. усилиями М.В. Ломоносова при Академии наук открывается первая химическая лаборатория, проводятся многочисленные опыты и исследования.
Результатом деятельности М.В. Ломоносова стали такие научные достижения как разработка принципов физической химии, заложение основ молекулярно-кинетической теории, получение твердой ртути.
Важные тезисы о значении М.В. Ломоносова для отечественной и западноевропейской химической науки выдвигаются в статье доктора химических наук, профессора С.В. Кафтанова «Михаил Васильевич Ломоносов – основатель физической химии». (РГАЭ. Ф. 204. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 1.).
Проведя сравнительный анализ ломоносовского и западноевропейского мировоззрения, С.В. Кафтанов резюмирует, что ломоносовское направление явилось более прогрессивным, так как в отличие от господствующего в Европе ньютонианства, вышло за рамки метафизического мышления.
Значительное место в статье отведено и рассмотрению новаторских идей Ломоносова, предвосхитивших многие открытия XIX–XX вв.
Настоящий расцвет химической науки произошел в XIX в. и был во многом связан с именем великого русского химика А.М. Бутлерова.
А.М. Бутлерову принадлежит целый ряд выдающихся открытий: создание теории химического строения вещества, теоретическое описание структурной изомерии, получение сахаров из формальдегида (реакция Бутлерова) и др.
Еще одним серьезным увлечением Бутлерова, помимо химии, было пчеловодство. Ценные сведения об этой стороне деятельности ученого содержатся в публикации историка отечественного пчеловодства Я.С. Голицына. Несмотря на довольно сжатый формат статьи, Я.С. Голицыну удалось подробно освятить главные труды Бутлерова по пчеловодству и очень емко обозначить роль Александра Михайловича в развитии российского пчеловодства.
Существенный вклад внес А.М. Бутлеров и в становление высшего женского образования. Активно участвуя в организации Высших Бестужевских курсов, он не только делал щедрые пожертвования в их пользу, но и лично занимался оборудованием химических лабораторий для занятий со слушательницами. За все время своего существования Бестужевские курсы подготовили свыше 2,5 тыс. образованных женщин, из среды которых вышли и ученые-химики.
Дореволюционная история химической науки знает немало женских имен, в их ряду – А.Ф. Волкова, Ю.В. Лермонтова, В.Е. Богдановская.
Еще более «богатым» на женщин-химиков стал советский период. Известными представительницами химической науки тех лет были – С.А. Амирова, В.А. Баландина, М.С. Меркулова, А.В. Новоселова, К.В. Топчиева, В.В. Черная. К числу талантливых женщин – химиков можно отнести и Е.А. Борскую – химика-технолога, автора более 40 научных работ, изобретателя.
Е.А. Борская (урожденная Букреева) родилась 4 ноября 1898 г. в селе Красном Курской области. Детство Елизаветы Андреевны было тяжелым, многодетная семья (6 детей) вынуждена была выживать на скромное жалование отца – учителя сельской школы.
Окончив гимназию с золотой медалью (1916 г.), Елизавета Андреевна устраивается на работу в школу учителем начальных классов, а спустя семь лет поступает в Курский институт народного образования. Студенткой Борская (тогда еще Букреева) пробыла недолго – через год после ее поступления институт был ликвидирован. Не желая сдаваться, Елизавета Андреевна уезжает в Москву, где готовится к поступлению в институт и одновременно работает инструктором в распределителе для беспризорных детей (детский дом им. Герцена). «Московский» период оказался очень насыщенным в жизни Борской и в полной мере отразился в ее личном дневнике.
Дневник Е.А. Борской – уникальный документ, позволяющий изнутри увидеть остро стоящую в ранние годы СССР проблему детской беспризорности. Ежедневно наблюдая за трудными подростками, она пишет о высокой эффективности, применяемой к ним трудотерапии, и искренне радуется успешной социализации своих подопечных.
Однако трудовая жизнь в Москве продолжалась недолго. Тяжело переболев в 1924 г. тифом, Елизавета Андреевна вынуждена была отложить поступление в институт и вернуться домой.
Осуществить свою мечту Борская смогла лишь спустя шесть лет – в 1930 г. она становится студенткой Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (в настоящее время Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева-РХТУ). Это было довольно смелым решением, учитывая, что на тот момент Елизавета Андреевна уже состояла в браке и имела двоих малолетних детей.
После окончания института в 1935 г. и вплоть до начала Великой Отечественной войны, Борская проработала химиком-технологом в НИИ автотракторной промышленности (НАТИ).
В 1941 г. Елизавета Андреевна вместе с детьми и мужем, служившим в Народном комиссариате путей сообщения СССР, была эвакуирована в Оренбургскую область. После окончания войны Борская возвращается в НАТИ и по совместительству работает в Научно–исследовательском институте синтетических веществ (НИИНП).
В 1948 г. Елизавета Андреевна переходит в Научно-исследовательский институт технологии автомобильной промышленности СССР (НИИАвтопром). Довольно скоро Борская организует там новую лабораторию формовочных материалов и крепителей, в которой под ее руководством проводятся сложные процессы окисления нефтепродуктов для получения необходимых деталей.
В 1963 г. Е.А. Борская защищает диссертацию при Московском автомеханическом институте по теме: «Исследование новых крепителей и разработка промышленных методов их получения из петролатума и некоторых синтетических смол для изготовления стержней в литейном деле».
Все последующие годы своей профессиональной деятельности Елизавета Андреевна посвящает совершенствованию процесса автоматизации производства. Усиленно работая над улучшением скоростного отверждения стержней в горячих ящиках, Борская публикует по этому вопросу ряд научных статей и подает около 30 изобретательских заявок.
За успешную работу, проделанную в НИИАвтопроме, Е.А. Борская была награждена 3 серебряными и 3 бронзовыми медалями ВДНХ (ВСХВ), а также указом Президиума Верховного Совета СССР удостоена ордена «Знак почета».
Н.Н. Кузнецова, А.М. Стольникова, Отдел личных фондов РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #ЗнаменательнаяДата #ДеньХимика #ВыдающаясяЛичность #БоровскаяЕлизаветаАндреевна #НИИАвтопром #АрхивныеДокументы #История