Мариупольский завод имени Ильича
Конец ХIХ в. стал ключевым периодом в летописи Донбасса, в это время произошел судьбоносный поворот в сторону масштабной индустриализации, определившей не только экономическое будущее этого края, но и его менталитет, культуру и всю последующую историю.
В 1882 г. железная дорога соединила небольшой купеческий городок Мариуполь с Юзовкой (в настоящее время – Донецк). На побережье Азовского моря, наряду с прежним экспортным товаром – пшеницей, для вывоза за границу стал поступать местный уголь. В 1886-1889 гг. был построен новый Мариупольский торговый порт, который стал вторым по грузообороту на юге России после Одессы. Близость к центрам добычи угля и руд предопределили становление Мариуполя как одного из центров металлургической промышленности.
В апреле 1896 г. два зарубежных предпринимателя – выходец из Пруссии А. Ротштейн и американец Э. Смит обратились к властям Российский империи с предложением основать Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество, которое должно было заниматься разработкой месторождений марганца в Екатеринославской губернии, а также строительством трубных, корабельных и металлургических предприятий в Мариуполе. Выкупленные в США профильные заводы были по частям перевезены через Атлантику и уже в феврале 1897 г. в Мариуполе был запущен первый трубосварочный стан. В 1898 г. неподалеку от Никополь-Мариупольского производства началось строительство другого завода на средства бельгийского общества «Провиданс».
После революции оба предприятия были национализированы советской властью, в 1920 г. объединены в Мариупольский металлургический государственный завод, который в 1924 г. получил имя В. И. Ленина.
За время первых пятилеток завод Ильича завоевал статус одного из мощнейших металлургических центров юга России, где производились автотракторная сталь, нефтепроводные, бурильные, газовые и водопроводные трубы, горячекатаный и холоднокатаный стальной лист для судостроения. Здесь в 1939 – 1940 гг. создали броневую марку стали для легендарного танка Т-34.
С 1941 г. наступил новый этап истории завода. После начала Великой Отечественной войны работники предприятия перевели производство на военные рельсы. Теперь здесь производили сталь для танков, броню, другие виды оборонной продукции. Подчинявшийся ранее Наркомату судостроения, завод им. Ильича перешел в ведение Народного комиссариата танковой промышленности СССР, который был образован Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 сентября 1941 г. и просуществовал до 1945 г.
15 июля 1941 г., когда казалось, что ничто не могло остановить наступление нацистов, начался демонтаж оборудования. Уже в середине августа мариупольские станки монтировались на Магнитогорском металлургическом комбинате. Тысячи рабочих ушли добровольцами на фронт, в цехах их заменили женщины и дети. Враг был все ближе к городу. Постановлением ГКО от 4 октября 1941 г. «Об эвакуации второй очереди харьковских заводов: № 183, № 75, ХТЗ и Мариупольского завода им. Ильича», директорам заводов была дана задача немедленно приступить к эвакуации оборудования и кадров из Харькова и Мариуполя в Магнитогорск. Закончить эвакуацию было необходимо к 15 октября 1941 г.
15 октября 1941 г. на Магнитогорском металлургическом комбинате был налажен выпуск броневой листовой стали шириной до 4100 мм., позже тут же начали производство танковых башен. Большое число рабочих-ильичевцев отправилось в 1941 г. на заводы в Сталинград, Барнаул, Свердловск, Серов. Благодаря спасенному оборудованию и сохраненным кадрам удалось организовать масштабное военное производство, которое, в конечном счете, создало материальную основу для победы СССР в войне.
С 8 октября 1941 г. Мариуполь находился под оккупацией фашистов. В Берлине прекрасно осознавали ценность захваченных территорий и расположенных на ней предприятий, между германскими промышленниками шла настоящая борьба за право владеть мариупольскими активами. При этом был расчет на полное повиновение местного населения, которое расценивалось как дешевая рабочая сила. Грандиозные планы немцев по освоению приазовской металлургии провалились.
Город был освобожден от нацистов 10 сентября 1943 г. За 23 месяца оккупации Мариуполя враги разрушили основное производство. Отступая, захватчики также уничтожили очистные и подъемные сооружения Старо-Крымского и Кальмиусского водохранилищ, насосные скважины, водопроводную и канализационную сети, железнодорожное и портовое хозяйства, были взорваны и сожжены жилые дома. Металлургические предприятия представляли собой груды исковерканного металла. В городе было расстреляно и замучено свыше 50 тыс. человек, – почти половина всех жителей.
После изгнания оккупантов в 1943 г. на заводе им. Ильича одновременно восстанавливали производство, выпускали продукцию, строили котельную, нагревательные печи, устанавливали вспомогательное оборудование. В 1944 г. возобновили выпуск труб, запустили трубопрокатный и трубосварочный цехи. С освобожденных территорий на завод в огромном количестве поступал металлолом. К концу 1944 г. было восстановлено 70 % производственных мощностей и возобновлена поставка броневой стали на фронт.
В 1946 г. за героизм и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, коллективу завода им. Ильича на вечное хранение было передано Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.
Просматривая приказы Наркомата танковой промышленности СССР (НКТП) (сентябрь 1941 – август 1944 гг.), отложившиеся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), можно наглядно восстановить напряженную картину военных лет. Документы подписаны Вячеславом Александровичем Малышевым, который 11 сентября 1941 г. был назначен на пост Наркомата танковой промышленности СССР, во время войны Постановлением ГКО № 1959 от 3 июля 1942 г. был назначен заместителем члена ГКО В. М. Молотова по контролю над производством танков.
Д. А. Пулкатинская, Отдел публикации архивных документов РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #Украина #Мариуполь #Завод_им_Ильича #МеталлургическийЦентр #ВОВ #АрхивныеДокументы #История