Совещание заместителей наркома авиационной промышленности СССР в первый день войны
Современные историки, анализируя предвоенные документы, склонны считать, что объемы «оборонки» превышали треть всех промышленных мощностей СССР. Гордостью и надеждой советского народа были «сталинские соколы»: Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия и ее сателлиты вторглись на территорию Советского Союза. То, что произошло в первые дни с ВВС РККА, иначе как трагедией назвать нельзя. Основная масса советских самолетов-истребителей на западном и северо-западном направлениях была уничтожена. По самым приблизительным оценкам, в первые дни войны были потеряны около 1200 самолетов, из которых 800 – на аэродромах. Огромные потери, которые понесли советские ВВС уже в первые дни войны, потребовали принятия экстренных мер по их восполнению. В первый же день войны были приняты меры по мобилизации всех ресурсов авиационной промышленности для максимального наращивания выпуска боевой авиатехники.
Вашему вниманию представляется Протокол № 3 совещания заместителей наркома авиационной промышленности от 22 июня 1941 г., в котором зафиксировано одно из рабочих событий Наркомата авиационной промышленности СССР первого дня Великой Отечественной войны. В протоколе выделены четыре основные группы вопросов, которые руководство наркомата считало первостепенными для отрасли: I. Об охране заводов. II. О строительстве бомбоубежищ. III. О плане строительства. IV. О программе заводов на ближайшие три месяца. V. Об импорте. VI. О работе аппарата. Все пункты сформулированы конкретно и лаконично. Первые два направлены на обеспечение сохранности производства в условиях войны. Третий и четвертый – на изменение планирования. Пятый – на импортозамещение (говоря современным языком) поставок оборудования и материалов. Последний, шестой, пункт – о задачах и организации работы аппарата наркомата в условиях войны.
Совещание проводил выдающийся организатор отрасли народный комиссар авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин (1904–1975) занимавший эту должность с января 1940 г. по январь 1946 г. Родившийся в крестьянской семье, в 1932 г. он окончил Московский инженерно-экономический институт, имел опыт партийной и хозяйственной работы. Ко времени начала войны ему было 37 лет. Показателен состав его заместителей, присутствовавших на заседании. Практически все они были приблизительно одного возраста с наркомом (37–40 лет) и являлись представителями нового поколения управленческих кадров, выходцами из рабоче-крестьянской среды, получившими высшее образование уже при советской власти. Многие из них проявили себя надежными руководителями производства в чрезвычайных условиях военного времени, и в дальнейшем, после окончания войны, встали во главе советского авиастроения.
В частности, в списке присутствовавших на совещании находится В.П. Баландин (1904–1973), заместитель наркома с 1939 г., одновременно занимавший должность директора авиамоторного завода № 26. В начале лета 1941 г. он был арестован, но вскоре освобожден по ходатайству наркома А.И. Шахурина и его заместителей А.С. Яковлева и П.В. Дементьева. После начала войны, Баландин, оставаясь заместителем наркома, руководил строительством Уфимского моторостроительного завода, затем возглавил его.
П.А. Воронин (1903–1984) стал заместителем наркома авиапромышленности в 1940 г. До этого работал на авиационном заводе № 1, где по его инициативе был создан опытно-конструкторский отдел для разработки высотного скоростного истребителя. После начала войны он отвечал за эвакуацию авиационных предприятий на Восток страны и налаживание серийного выпуска самолетов. В 1946 г. стал директором авиазавода № 30, который продолжил развитие советской конструкторской школы: производил самолеты конструкторских бюро А. И. Микояна и С. В. Ильюшина: МиГ-9, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, Ил-12, Ил-14, Ил-18.
М.В. Хруничев (1901–1961), заместитель наркома авиапромышленности по строительству с января 1939 г., с началом войны также занимался эвакуацией авиационных заводов, с 1942 г. по 1946 г. был первым заместителем наркома боеприпасов, после войны занял должность министра авиационной промышленности СССР (с 1946 г. по 1953 г.).
А.С. Яковлев (1906–1989), выдающийся авиаконструктор, один из создателей реактивной авиации, был заместителем наркома по опытному самолетостроению в 1940–1946 гг., одновременно являлся главным конструктором и директором авиазавода № 115, начальником ОКБ и главным конструктором завода № 292, во время эвакуации предприятий отрасли на был представителем наркома по воссозданию авиационного производства в Новосибирске. Под его руководством созданы лучшие истребители Великой Отечественной войны: Як-1, Як-3, Як-7, Як-9.
На совещании присутствовали также заместитель наркома по опытному моторостроению В.П. Кузнецов (1895–1954) и заместитель наркома по кадрам А.И. Кузнецов (1905–1982), начальник мобилизационного отдела В.Д. Полозенко и др. В тексте протокола упоминаются не присутствовавшие на заседании А.В. Кац, начальник Главного управления капитального строительства в 1939–1941 гг., и первый заместитель наркома П. В. Дементьев (1907–1977), занимавший эту должность с 1941 г. по 1953 г., в дальнейшем – министр авиационной промышленности СССР с 1965 г. по 1967 г.
Протокол подписан наркомом авиационной промышленности А.И. Шахуриным, им же проведена правка синим карандашом. Исправления чернилами и номер протокола вписаны секретарем совещания. В частности, изначально упомянутое в тексте наименование «ГПИ-1» (Государственный проектный институт) исправлено на «Гипроавиапром» (Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности), так как в мае 1941 г. произошло переименование института. В тексте упоминаются аббревиатуры: ВИАМ – Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов и НКАП – Народный комиссариат авиационной промышленности.
Т.В. Сорокина, к.и.н., Отдел публикации архивных документов РГАЭ