Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Советская государственная статистика на заре ее становления

Значение науки, изучающей общие вопросы сбора, измерения, мониторинга, анализа массовых количественных или качественных данных трудно переоценить. Это всегда хорошо понимали в нашей стране. 
 
В отличие от многих составленных и принятых наспех первых декретов советской власти, «Положение о государственной статистике», подписанное председателем Совета народных комиссаров (СНК) В.И. Лениным 25 июля 1918 г., было хорошо подготовлено и продумано. В основу лег опыт земских профильных специалистов. 
 
Активная деятельность 1915-1917 гг., связанная с организацией переписей, способствовала ускорению программного и организационного объединения земской и городской статистики. После Февральской революции 1917 г. общее руководство работами осуществлял отдел сельскохозяйственных переписей сначала министерства продовольствия, а затем земледелия Временного правительства. Возглавлял подразделение Павел Ильич Попов – земский статистик с многолетним стажем. 
 
С февраля 1918г. отдел статистики и переписи функционировал уже при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) и являлся фактическим центром статистической работы в стране. 8-16 июня 1918 г. в Москве прошел первый Всероссийский съезд советских статистиков, открыл его председатель ВСНХ А.И. Рыков. Затем с докладом «Организация государственной статистики» выступил П.И. Попов, предложив структуру независимой статистики нового государства. Центральными руководящими и объединяющими органами должны были стать Съезды статистиков и Центральная статистическая организация, которая, в свою очередь, разделялась на две части: научно-руководящую – Высший совет по делам статистики и организационную, техническую, исполнительную – Центральное статистическое учреждение (ЦСУ). 
 
Большинство участников съезда поддержали идеи П.И. Попова, основными тезисами были определены аполитичность, самостоятельность и независимость статистики от каких-либо государственных структур. Съезд избрал управляющего ЦСУ – П.И. Попова и Высший совет, состоявший из 15 членов, большинство из которых были представителями земских статбюро различных губерний России. 
 
Далеко не все представители государственных институций согласились с решениями съезда. Например, в ВСНХ считали, что Совет должен быть совещательным органом, а само ЦСУ должно состоять при одном из центральных учреждений. В июне-июле 1918 г. прошли несколько заседаний Совета народных комиссаров, на которых рассматривались вопросы создания центральной статистической организации и принятия «Положения о государственной статистике». Проект поддержал председатель СНК В.И. Ленин, комиссия с участием П.И. Попова должна была его доработать. Окончательный вариант во многих своих положениях сохранил документ, предложенный съездом, за исключением двух важнейших: 1) ЦСУ должно было «руководствоваться соответствующими правилами, установленными для народных комиссариатов» и подчинялось Совнаркому; 2) Совет по делам статистики создавался при ЦСУ, а не наоборот, как планировали сами статистики. Управляющий ЦСУ также назначался Совнаркомом, но пользовался в нем только правом совещательного голоса. 30 июля 1918 г. им вновь был назначен П.И. Попов. Таким образом, уже при своем создании государственная статистика не имела полной самостоятельности и независимости. 
 
Тем не менее, начальный период деятельности нового советского государственного учреждения, несмотря на тяжелые условия гражданской войны, голод и разруху, характеризовался чрезвычайно масштабными проектами. Первым из них был проект создания структуры. Всю организацию народного хозяйства разделили на пять групп: 1) изучения естественно-исторической среды; 2) изучения состава социальной массы; 3) организации деятельности общества; 4) научно-технических аппаратов и органов управления; 5) прочие. Группы, в свою очередь, делились на несколько подгрупп, где каждой соответствовал свой отдел. Например, во второй группе «изучение состава социальной массы» было пять статистических отделов: статистики демографии, народного здравия, моральной, военной, народного образования. Всего в первой структуре ЦСУ планировалось образовать 33 отдела, руководили которыми в большинстве своем бывшие земские специалисты. В первом составе Коллегии, утвержденном Совнаркомом, было 14 статистиков, среди них такие корифеи отрасли, как Е.В. Пашковский, А.И. Хрящева, П.А. Вихляев, В.Г. Михайловский. 
 
Протоколы заседаний Коллегии, хранящиеся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), свидетельствуют о широком размахе поставленных на научную основу работ. Наряду с организационными вопросами статистики решали проблемы проведения общегосударственных исследований и методологии обработки полученных результатов, взаимоотношений с местными статистическими органами и ведомственной статистикой, статистического образования и издательской деятельности. В 1918-1926 гг. ЦСУ провело несколько общероссийских переписей: промышленную и профессиональную (1918 г.); военно-конскую (1919 г.); 10% выборочную перепись крестьянских хозяйств (1919 г.), итоги которой были рассчитаны по 26 губерниям, и сплошную – совхозов и коммун; перепись населения (1920 г.); сельскохозяйственную и промышленную (1920 г.); всеобщую перепись (1926 г.). В марте 1920 г. П.И. Попов предложил для обсуждения Коллегией план по районированию России. Профессор Р.М. Орженцкий разработал проект Устава нового высшего учебного заведения – Статистического института, который, к сожалению, так и не был реализован, предполагалось издание «Статистической энциклопедии». 
 
Много времени уходило на решение злободневных задач, таких как обследование питания городского и сельского населения; организацию военной статистики при Народном комиссариате по военным делам; подготовку «Декрета о регистрации естественного движения населения в городах РСФСР»; проведение по поручению СТО переписи мужского населения в возрасте 16-45 лет с учетом классовой принадлежности и выработку проекта декрета о военнообязанных; организацию транспортной статистики; проведение по поручению СНК обследования заготовительной и распределительной деятельности кооперации и Наркомпрода, а также деятельности других комиссариатов; обследование состояния местных финансов; выработку основных принципов при определении ставок и техники продналога. 
 
В учреждении царил дух демократизма, идеология для большинства его сотрудников давно отошла на второй план, почти все они были беспартийными. По меткому выражению К.А. Вернера статистика стала для них «ремеслом, делом, не оживляемым увлечением и верою». Управляющий П.И. Попов считал коллег и подчиненных своими товарищами, а себя – одним из них. Такой «островок независимости» не мог долго существовать в структуре управления авторитарного государства. Начиная с лета 1921 г. нарастала волна критики. 
 
Глава Совнаркома В.И. Ленин, первоначально поддержавший независимую статистику, летом 1921 г. в своем письме Попову характеризовал ЦСУ, как бюрократическое учреждение стоящее далеко от нужд социалистического строительства. Он требовал подчинения ЦСУ Госплану, работы по указаниям и заданиям его руководства, считал возможным, чтобы ЦСУ не публиковало собранных данных. Попов горячо возражал, считая, что безгласное ЦСУ будет злейшей пародией на высшее статистическое учреждение республики и превратится в справочную контору, сведениями которой каждый будет пользоваться на свой лад, а подчинение Госплану превратит ЦСУ в его справочно-информационный отдел. 
 
Г.Е. Зиновьев на одном из собраний сказал, что статистика «много врет», а Н.И. Бухарин заявил, что статистика «хромает на обе ноги». Против методов исчисления ЦСУ нормы потребления хлебной продукции выступил сотрудник Госплана С.Г. Струмилин, который обвинял учреждение в недоучете чистых хлебов и завышении этой нормы. Ярым критиком работы ЦСУ был В.Г. Громан, в прошлом земский статистик. Ставший одним из ведущих сотрудников Госплана, он призывал к полному удовлетворению требований плановых органов и обслуживанию только практических нужд ведомств со стороны государственной статистики. 
 
Апогеем этой кампании стала критика достоверности хлебофуражного баланса 1925-1926 гг., составленного ЦСУ. Для его ревизии была создана Комиссия народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) под председательством Я.А. Яковлева, итоги работы обсуждались на заседаниях СНК и Политбюро. 
 
Начиная с 1923 г. страна возобновила вывоз хлеба, доходы от продажи которого были важнейшим источником для модернизации промышленности. Вопрос хлебозаготовок стал центральным для большевистского руководства, плановые задания намного превышали возможности крестьянства. Комиссия РКИ объявила о том, что составленный ЦСУ хлебофуражный баланс «не может служить основанием для суждения ни об избытках и недостатках производства хлебов, ни о товарности, ни об экономических отношениях основных слоев крестьянства». Напрасны были возражения и требования П.И. Попова провести научную экспертизу, его объяснения методологических особенностей сбора и обработки статистических данных для составления баланса. 
 
Работа ЦСУ и его управляющего была признана неудовлетворительной. В декабре 1925 г. П.И. Попов был отстранен от должности, а к концу 1920-х гг. сменился почти весь состав Коллегии ЦСУ, да и само учреждение 23 января 1930 г. стало сектором народно-хозяйственного учета Госплана СССР. Независимая статистика была забыта на долгие годы. 
 
            Т.А. Савинова, к.э.н., Отдел организационно-плановой работы РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x