Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

День полярника

День полярника был установлен относительно недавно – в 2013 г. В этот день, 21 мая 1937 г. самолет, пилотируемый советским летчиком М.В. Водопьяновым, высадил на дрейфующий лед Арктики полярную экспедицию Академии наук СССР – И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Е.К. Федорова и Э.Т. Кренкеля. Научная станция «Северный полюс-1» приступила к работе, положив начало настоящему завоеванию человеком Крайнего Севера. 
 
Полярники – удивительные, героические люди, их подвиг достоин исторической памяти. В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) хранятся личные фонды видных исследователей Севера: летчиков, Героев Советского Союза А.Д. Алексеева, М.С. Бабушкина; инженер-контр-адмирала, начальника Главного управления Северного морского пути В.Ф. Бурханова; начальника Главного управления полярной авиации, Героя Советского Союза М.И. Шевелева; полярных исследователей В.Х. Буйницкого, Н.И. Евгенова, П.А. Гордиенко, Р.Л. Самойловича; историков Арктики М.И. Белова, Н. Я. Болотникова. 
 
Недавно в архиве завершено описание личного фонда Бориса Григорьевича Чухновского, при жизни ставшего легендой. 
 
Б.Г. Чухновский родился 28 марта (9 апреля 1898 г.) в Санкт-Петербурге. Позже его семья переехала в Гатчину, где в 1910 г. был построен аэродром и возникла первая в России воздухоплавательная школа. Борис, всегда любивший море, буквально заболел авиацией. В 1916 г. он поступил в Военно-Морской корпус, но в 1917 г. перевелся в Гутуевскую школу морских летчиков в Санкт-Петербурге, совместив две своих мечты – стать одновременно и моряком, и летчиком. Окончив школу в том же году и, получив чин мичмана, он начал службу во флоте. 
 
В феврале 1918 г. молодой пилот уже обеспечивал воздушную разведку финского побережья в ходе операции по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и их переходу из Гельсингфорса в Кронштадт. Видимо, тогда он принял новую власть, став одним из первых «красноморлетов». Гражданскую войну Чухновский провел на Волге, Каспии, Азовском и Черном морях, выполняя разведывательные задачи. 
 
В 1922 г. Борис Григорьевич вернулся в Петроград и поступил в Военно-морскую академию. В то время он уже серьезно интересовался Арктикой и, конечно, мечтал об использовании авиации для освоения северных просторов страны. В 1924 г. Б.Г. Чухновский был включен в состав Северной гидрографической экспедиции, в ходе которой вел ледовую разведку и уточнял картографические данные, став одним из первых советских полярных летчиков, малочисленный отряд которых положил начало широкому использованию авиации в Арктике. 
 
В 1925 г. Б.Г. Чухновский и О.А. Кальвиц (Кальвица) были откомандированы для полетов от Маточкина Шара в Карское море. Это был первый в мире перелет с материка в Арктику: чтобы избежать бесконечных погрузок-разгрузок авиатехники на железной дороге и кораблях, гидросамолеты шли по маршруту Ленинград – Архангельск – Новая Земля. 
 
В 1928 г. имя Чухновского стало известным всему миру. В качестве командира экипажа поискового самолета он принял активное участие в экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия» У. Нобиле. 
 
Вылетев 23 мая 1928 г. из Ню-Олесунна на Шпицбергене, «Италия» с международным экипажем из 16 человек на борту, пролетела над Северным полюсом, но на обратном пути потерпела катастрофу. Часть команды погибла, выжившие почти полтора месяца провели на льду. Весь мир переживал за потерпевших крушение, но только советскому радиолюбителю Н. Шмидту с помощью самодельного однолампового приемника удалось поймать радиосигнал станции терпящих бедствие. В СССР срочно был создан Комитет помощи «Италии», два ледокола – «Малыгин» и «Красин» – должны были дойти до лагеря экспедиции Нобиле и принять на борт всех находившихся там. На «Красин» был погружен самолет Б.Г. Чухновского. 
 
Ледокол «Малыгин» 20 июня был затерт в тяжелых льдах и в дальнейших поисках не участвовал. Вскоре и «Красин» встретил лед, тогда гидроплан Чухновского, имевший позывной «Красный медведь», вылетел на поиск. 10 июля летчики нашли лагерь Нобиле, сбросив там продовольствие и снаряжение, а 11 июля обнаружили на льдине еще двух членов экспедиции из группы Мальмгрена, ушедших из лагеря за помощью еще 30 мая. Передав координаты, «Красный медведь» попал в густой туман и не смог найти ледокол. Экипаж пошел на вынужденную посадку, при которой самолет оказался поврежденным, однако Чухновский по радио отказался от помощи, настаивая, чтобы сначала спасли итальянцев. 12 июля аэронавты были приняты на борт «Красина», но советским летчикам пришлось провести на льду пять суток. Этот самоотверженный поступок был по достоинству оценен международной общественностью. 
 
Среди хранящихся в РГАЭ документов имеются дневниковые записи Бориса Григорьевича об этой поисково-спасательной экспедиции, его инструкции о подготовке площадок на льдине для сброса продовольствия и вещей с самолета, письма иностранных граждан с признаниями достижений советских авиаторов. В конце 1960-х гг. в рамках советско-итальянского сотрудничества в кинематографии был снят замечательный фильм «Красная палатка». В основе фильма – реальные события. 
 
Б.Г. Чухновского с полным правом можно назвать пионером советской ледовой разведки и одним из тех, кто стоял у основ организации регулярного транспортного сообщения в Арктике. В 1929 г. ледоколу «Красин» Карской экспедиции был придан разведывательный гидросамолет под его командованием и в навигацию того года начались систематические облеты Северного морского пути. С 1931 г. полярными летчиками Б.Г. Чухновским, М.С. Бабушкиным, Ф.Б. Фарихом, М.В. Водопьяновым начали осуществляться регулярные полеты в отдаленные пункты европейского Заполярья. Уже в 1933 г. были созданы первые в мире авиабазы для обеспечения регулярных арктических полетов на Чукотском полуострове на мысе Северном острова Шмидта, на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосифа. 
 
Будучи энтузиастом своего дела, Чухновский работал над концепцией летательного аппарата с «тройной амфибийностью», способного взлетать с воды, снега и суши. В РГАЭ имеются заметки, докладные записки, протоколы, планы и служебные письма на эту тему. Его инициатива была поддержана руководством страны: постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 июня 1933 г. № 1317/295 «О постройке морского самолета» утверждалось предложение полярного летчика о постройке гидросамолета, определены полномочия инициатора и даны необходимые поручения. Самолет ДАР (дальний арктический разведчик) разрабатывал советский авиаконструктор Р.Л. Бартини. Б.Г. Чухновский также участвовал в создании новой машины в качестве организатора и испытателя. Планировалось выпустить серию из 5 единиц, но из-за сложности производства и отсутствия необходимого оборудования производство было остановлено. 
 
Во время Великой Отечественной войны Бориса Григорьевича назначили заместителем командира авиаполка Северного флота. Начались боевые вылеты на разведку и на бомбежку вражеских позиций и объектов. Нередко приходилось вступать и в воздушные бои с самолетами противника. Критических ситуаций во время этих полетов было много. 
 
После войны Борис Григорьевич вернулся в Полярную авиацию. Несмотря на то, что в 1946 г. он ушел с летной работы, Чухновский еще 10 лет работал в этой области. До последних дней он занимался поисками новых технических решений, стараясь облегчить труд полярных летчиков. Умер легендарный авиатор 30 сентября 1975 г. и был похоронен на Новом кладбище в Гатчине. 
 
Борис Григорьевич Чухновский прожил поистине героическую жизнь, которая была посвящена прекрасной цели – освоению Арктики. 
 
                                       Л.Е. Татиевская, к.и.н., Отдел личных фондов РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x