«Челюскинцы». Стенная газета «Не сдадимся»
Мало, кто сейчас помнит, что вопрос об освоении Севера и о доказательстве прав нашей страны на обширные территории в Северном Ледовитом океане остро стоял уже в 30-х годах прошлого века. Открытие регулярной навигации по Северному морскому пути должно было подтвердить приоритеты Советского Союза в Арктике. Именно эта задача стояла перед экспедицией О.Ю. Шмидта, которая должна была отработать схему доставки грузов по северной трассе за одну летнюю навигацию на пароходе «Челюскин».
2 августа 1933 г. корабль вышел из Мурманска во Владивосток. На борту находилось 112 человек: экипаж судна – 52 человека во главе с капитаном В. Ворониным и штурманом М. Марковым, члены экспедиции – 29 человек, остальные – полярники и рабочие, которые направлялись на остров Врангеля. Среди них было 9 женщин. За историей первого и единственного плавания парохода «Челюскин» следил весь мир.
Поначалу ледовая обстановка в целом благоприятствовала плаванию, но при входе в Восточно-Сибирское море ледовая обстановка ухудшилась. Самые сложные испытания ждали экспедицию в Чукотском море, куда судно вошло в середине сентября. Посещения острова Врангеля оказалось невозможным, путь был закрыт тяжелыми льдами, которые потом зажали «Челюскин».
С середины октября до начала ноября судно дрейфовало вместе со льдом в сторону Берингова пролива и 4 ноября его достигло. Задача экспедиции, в целом, была выполнена: Северный морской путь был пройден. Лед стал заметно тоньше и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Но вечером 4 ноября корабль стало сносить в глубину ледовых полей. Дрейф продолжался, лед давил все сильнее, и 13 февраля 1934 г. пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдет на дно. Быстро и четко, были выгружены несколько тонн продовольствия, снаряжения, топлива и различных вещей, необходимых для выживания. При перекличке выяснилось, что погиб завхоз Б. Могилевич. Пароход затонул, люди остались на арктическом льду. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Э. Кренкель.
Советские люди не пали духом – они знали, что их спасут, делали все, чтобы дождаться помощи. Из спасенных материалов соорудили барак, поселив туда до половины экипажа. Остальные жили в палатках. Построили камбуз и сигнальную вышку, постоянно проводили работы на ледовом аэродроме.
В Москве была создана правительственная комиссия для спасения экспедиции, сделать это можно было только при помощи авиации, но опыта полетов в Арктике в то время не было ни в нашей стране, ни вообще в мире. Советские пилоты с ходу осваивали новую профессию и уже 5 марта летчик А. Ляпидевский на тяжелом самолете АНТ-4 (ТБ-1) вывез со льдины женщин и двоих детей. Следующий рейс смог прибыть только 7 апреля, но за неделю советские летчики на легких самолетах вывезли всех. Спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Судьба челюскинцев, подвиг моряков, полярников и летчиков сделали единой всю страну. Это было ни с чем несравнимое единение советского народа, его победа.
В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в ходе проверки наличия и состояния архивных документов объединенного фонда «Учреждения Северного морского пути» была обнаружена рукописная стенная газета «Не сдадимся» (№ 1), выпущенная на дрейфующем льду в Чукотском море экипажем парохода «Челюскин» после гибели судна 13 февраля 1934 г.
Подготовленная 17–18 февраля газета «Не сдадимся» с невероятной глубиной и эмоциональной силой воплотила один из самых кульминационных моментов, – первые дни пребывания советских людей в полной изоляции на льду непосредственно после катастрофы. Особую ценность ей придает, помимо разноплановых статей и информаций, изобразительный ряд: дружеский шарж на О.Ю. Шмидта и рисунки бытового характера. Стенгазета стала одним из главных узнаваемых символов челюскинской эпопеи. Уже 21 февраля льдина, на которой находились люди, раскололась практически надвое, 6 марта едва не ушел под воду барак, в котором находилась основная часть членов экспедиции. Таким образом, этот документ создавался в чрезвычайной ситуации, когда перспектива смерти была более чем реальной.
Со временем бумага стенгазеты деформировалась, имела многочисленные изломы и разрывы основы, приходящиеся на изображение.
Чтобы сохранить уникальный памятник стойкости духа советских людей РГАЭ обратился в Лабораторию микрофильмирования и реставрации документов (ЛМРД), которая является одним из структурных подразделений Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД).
В ЛМРД ведется ежедневная кропотливая работа по обеспечению сохранности документов и их реставрации, накоплен уникальный опыт. Сотрудниками лаборатории, в лице руководителя работ И.С. Шараповой и художника-реставратора И.Т. Концелидзе были проведены лабораторные исследования, установлена последовательность реставрационных мероприятий с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов.
В ходе работы были удалены поверхностные загрязнения и потеки клея, методом удаленного увлажнения и последующего прессования устранена деформация листа. Утраты восполнены, изломы разглажены и укреплены, после чего была произведена тонировка строго в пределах утрат. Для дальнейшего хранения газета помещена в подготовленный из ватмана паспарту и в папку из специального картона «архивного качества».
Проведенные мероприятия по восстановлению документа показали успешный результат. Документ удалось привести в первозданный вид и сохранить для будущих исследователей.
Н.В. Асатрян, заместитель директора РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #Челюскинцы #СтеннаяГазета_НеСдадимся #Реставрация #СохранностьДокумента #АрхивныеДокументы