Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

«От нас требуется небывалая гибкость, умение маневрировать»

Так Александр Александрович Белянский, директор одного из крупнейших авиазаводов страны, характеризовал задачу выпуска знаменитого ИЛ-2 в начале августа 1942 г., когда враг рвался к Сталинграду. Но эти слова будущего зам. министра авиационной промышленности СССР могут быть эпиграфом ко всей его многогранной деятельности. Об этом уникальном руководителе написано до обидного мало и не всегда точно. Так, в Википедии неверно указана его главная награда – он был Героем Социалистического Труда, а не Советского Союза. 

В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) хранятся расшифровки записанных на магнитной ленте незадолго до смерти воспоминаний Александра Александровича. Особый интерес представляют его свидетельства о встречах и работе с С.В. Ильюшиным и А.А. Туполевым. Сохранились в фонде А.А. Белянского и воспоминания А.И. Шахурина, министра авиационной промышленности СССР, в которых дается высокая оценка работы Александра Александровича в годы войны. К сожалению, эти документы никогда не были опубликованы. 

Между тем, А.А. Белянский – типичный представитель плеяды выдающихся управленцев периода Великой Отечественной войны, уроженцев Украины. Среди них – директора оборонных заводов, генералы, удостоенные звания Героя социалистического труда – Л.Р. Гонор, М.С. Дубовый, П.А. Сысоев, Ф.К. Чеботарев. Их биографии, судьбы, стремительный взлет карьеры тридцатилетних инженеров-практиков, постигавших азы производства в юношеском возрасте, поразительно схожи. Преданные своей профессии, они работали на благо и во имя Победы, приумножая научно-технический и военный потенциал своей страны. 

А.А. Белянский родился в 1906 г. в г. Николаеве. Родители – украинцы, отец работал фельдшером. С 1907 г. семья жила в Днепропетровске, где Александр освоил рабочую профессию слесаря, окончил фабрично-заводское училище при металлургическом заводе, затем – Днепропетровский металлургический институт. В 1929 г., после службы в РККА, А.А. Белянский возвратился на родной завод, где работал в должности инженера, помощника начальника цеха. 

В 1933 г. по разверстке Высшего совета народного хозяйства СССР был направлен для работы в оборонную промышленность, был старшим инженером в Оружейно-пулеметном тресте в Москве, позднее главным механиком завода №13 в г. Брянске. В 1938 г. назначен начальником производства Воронежского авиационного завода №18. Именно на этом заводе налаживался серийный выпуск самолетов Ил-2. Вот как Александр Александрович вспоминал об этом периоде своей деятельности: 

«Первая моя работа была такая – осмыслить все ли достает заводу, все ли заказано… Возможность была такая и я дозаказывал оборудование, которое даже в проекте не было учтено. …Я ездил в наркомат, связь хорошую имел с поставщиками оборудования, и все что мне нужно, безотказно мне давалось. Я имел право заказывать за границей … недорогие вещи; шарико-подшипники… у нас не изготавливались, нужно было в Швеции заказывать. У меня открытый лист был на валюту, данный Орджоникидзе …Примерно до 2 млн. марок… Единственный завод среди авиационных заводов СССР, который имел аэродинамическую трубу. И мне, как главному механику приходилось ее достраивать. 

…В 40, начале 41… я занимался заказами на оборудование, комплектовал завод, монтировал все это дело, обучали мы рабочий класс… В Америке закупили 5 тыс. тонный пресс…Американцев туда не пустили, монтировали сами.. Автоматику негде было купить, комбинировали сами из того, что было в СССР. Станки делали сами. Проектировали и делали». 

10 марта 1941 г. на Воронежском авиазаводе выпустили первый штурмовик ИЛ-2, ставший самым массовым в истории авиации. С апреля 1941 г. в течение 5 месяцев А.А. Белянский исполнял обязанности директора этого предприятия, которое в августе 1941 г. первым среди оборонных заводов было награждено орденом Ленина, а сам директор получил первую высокую награду – орден Трудового Красного Знамени. Именно в этот период началось особо тесное сотрудничество с КБ Ильюшина, которое продолжалось многие годы. Вот как об этом вспоминал А.А. Белянский: 

«Началась планомерная работа по наращиванию выпуска самолетов ИЛ-2….. Мы приняли самостоятельное решение, не советуясь с Ильюшиным. Вместо прессованного профиля делать гнутики…построили на заводе испытательную станцию… Потом все оформили через Ильюшина… Он сначала орал, кричал, спорил…потом все наши материалы по испытаниям посмотрел и утвердил…Ильюшин – это вообще человек своеобразный, в технике был абсолютно чистоплотный… Мы друг друга уважали, любили и дружно работали… Основную школу мы все же прошли через ОКБ Ильюшина,… Ильюшин шефствовал и обеспечивал все качество». 

Осенью 1941 г. фронт приближался к Воронежу. Белянский стал одним из организаторов эвакуации завода в г. Куйбышев и восстановления производства Ил-2 на новом месте. А в феврале 1942 г. ему пришлось организовывать строительство штурмовиков на оставшихся после эвакуации, площадях Московского завода №1, который стал именоваться №30. После гибели М.Б. Шейнкмана с 22 мая 1942 г. А.А. Белянский был назначен директором завода №18 с задачей увеличения выпуска легендарного Ил-2. 

В августе 1944 г. А.А. Белянскому было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. 16 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда. В 1950 г. за выдающиеся заслуги в деле организации и производства самолетов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники Александру Александровичу присудили Сталинскую премию. Под его руководством с 1942 по 1955 гг. на Куйбышевском заводе строились Ил-2, Ил-10, Ил-28, Ту-4, Ту-95, Ту-114. В годы войны здесь было изготовлено более половины всех истребителей. 

С 1955 г. А.А. Белянский – заместитель Министра авиационной промышленности СССР (заместитель по труду и заработной плате, член Коллегии министерства авиационной промышленности; начальник Шестого Управления Государственного Комитета СМ СССР по авиационной технике; заместитель председателя Государственного Комитета Совета Министров СССР по авиационной технике), с марта 1965 г. – заместитель министра авиационной промышленности с возложением руководства объединения «Авиазагранпоставка». 

С 1976 г. Александр Александрович Белянский находился на пенсии. Скончался он 26 декабря 1981 г. в Москве и был похоронен на Кунцевском кладбище. 

За весь период работы в авиационной промышленности А.А. Белянский зарекомендовал себя настойчивым, инициативным руководителем, обладающим большими организационными способностями. Он хорошо знал процессы производства и технологию опытного и серийного самолетостроения. Имея богатый профессиональный опыт, хорошую теоретическую подготовку, А.А. Белянский оперативно и грамотно решал все вопросы в рамках своих полномочий. Имя этого замечательного человека должно быть вписано в летопись Великой Отечественной. 

        М.М. Альтман, к.и.н., Отдел НИР и маркетинга РГАЭ

#Росархив #РГАЭ #ВыдающаясяЛичность #БелянскийАлександрАлександрович #Выпуск_ИЛ2 #КуйбышевскийЗавод #АвиационнаяПромышленность #АрхивныеДокументы #История 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x