Теоретик и практик электротехники Л.В. Дрейер. К 150-летию со дня рождения
Начало XX в. ознаменовалось периодом бурного развития электротехнической науки и практики в России, а Лев Владимирович Дрейер стал одним из представителей блестящей плеяды отечественных инженеров-электротехников, поднявших эту отрасль на мировой уровень.
Он родился 7 марта 1874 г. в Москве в семье врача. После окончания реального училища поступил в Императорское Московское техническое училище, во время учебы в котором проявились его выдающиеся способности. На третьем курсе им была написана работа «Многофазные динамо-машины и электродвигатели», за которую Л.В. Дрейер в 1896 г. был удостоен половины премии из капитала, учрежденного после проведения Политехнической выставки 1872 г. Во время каникул способный студент совершенствовал свои практические навыки, работая электромонтером по оборудованию элеваторов на Рязано-Уральской железной дороге, техником по расширению водопровода г. Костромы, электрическому переоборудованию училища и мастерских им. Чижова, техником по переоборудованию освещения Московского окружного суда, практикантом на заводе АЕG в Германии.
Сочетание науки и практики становится лейтмотивом всей деятельности талантливого инженера.
После окончания училища в 1899 г. Л.В. Дрейер поступил на работу на электротехнический завод «И. Стручков и В. Чибисов». В январе 1901 г. он назначается конструктором завода и занимается проектированием динамо-машин и электромоторов. В этом же году начинает издавать и редактировать журнал «Электрическая Энергия», который охватывал широкий круг вопросов электротехнической науки, теоретические и практические проблемы в области устройства и эксплуатации машин и механизмов с электроприводом. Участие в издании журнала принимал вес цвет электротехнической науки России того времени: А.А. Вернер, С.Д. Гефтер, А.Л. Линев, М.К. Поливанов, С.В. Русаков, Б.И. Угримов, К.А. Круг, Г.Д. Дубелир, И.Т. Павлицкий.
Многие из них стали сотрудниками Л.В. Дрейера в Управлении городских железных дорог Московской городской управы, где он начал работу в 1904 г. Это один из значимых периодов в жизни молодого и энергичного инженера, который отдавал все свои силы новому делу – организации трамвайного движения в Москве. Из воспоминаний его дочери известно, что еще студентом он в 1898 г. объехал многие города Европы с целью изучения устройства трамвая и осознанно подал прошение в городскую управу о предоставлении ему должности инженера-электрика. В Управлении городских железных дорог Дрейер начинал с помощника заведующего службой распределения тока, а к 1917 г. стал заведующим этой службой.
В 1907 г. среди электротехнического сообщества возникла мысль об образовании объединения, которое могло бы стать центром технической научной мысли московского промышленного региона. 27 февраля 1908 г. было зарегистрировано «Общество электротехников», председателем которого был избран физик А.А. Эйхенвальд, его заместителями стали один из крупнейших российских энергетиков Р.Э. Классон и инженер И.В. Линде, а секретарем был избран Л.В. Дрейер. Советом общества было принято решение приступить к выпуску «Бюллетеня Общества электротехников» с задачей информирования научно-технической общественности о фундаментальных и прикладных исследованиях в области электротехники, обсуждения на страницах издания дискуссионных вопросов по электротехнике и смежным областям знаний. Вся организаторская и редакционная работа легла на плечи Льва Владимировича, с которой он успешно справлялся, хотя она была сопряжена с решением научных, организационных и финансовых проблем. Он не упускал возможности печатать и свои статьи и заметки в редактируемых изданиях.
После Октябрьского переворота многие технические специалисты, лояльно относившиеся к новой власти, были привлечены к работе большевистским правительством. Дрейер становится членом Коллегии строительного управления государственной Кизеловской районной станции (первая на Урале и третья в стране электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО), а в апреле 1920 г. – членом Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). В состав Комиссии ГОЭЛРО под председательством Г.М. Кржижановского вошли крупнейшие российские инженеры и ученые: А.И. Эйсман, А.Г. Коган, Б.И. Угримов, Н.Н. Вашков, Н.С. Синельников, Г.О. Графтио, Г.Д. Дубелир, К.А. Круг, М.Я. Лапиров-Скобло, Б.Э. Стюнкель, М.А. Шателен, Е.Я. Шульгин, Д.И. Комаров, Л.К. Рамзин, А.И. Таиров, А.А. Шварц и др. Всего в Комиссии работало 240 человек. Менее чем за год на основе международного опыта и дореволюционных разработок российских энергетиков им удалось создать документ, определивший долгосрочную перспективу развития экономики страны – План ГОЭЛРО. В этот период Л.В. Дрейером были написаны работы: «Уральский уголь и его использование для электрических станций», «Срочная электрификация Кизеловского района», «Кузнецкий каменноугольный бассейн». Они вошли в материалы плана ГОЭЛРО.
В дальнейшем Л.В. Дрейер работал в Народном комиссариате путей сообщения (НКПС) РСФСР в должности начальника отдела улучшений и изобретений в области техники (ИЗУЛ) при Техническом комитете НКПС. Отдел занимался изучением и распространением изобретений в деле техники и транспорта, развитием и поддержкой изобретательской деятельности, формированием организационной структуры Технического комитета. Под председательством начальника отдела Л.В. Дрейера 7-8 раз в месяц проходили заседания центрального жюри (ЦЖИЗУЛ), на которых рассматривались рационализаторские предложения, обеспечивавшие улучшение работы людей и механизмов и повышавшие производительность труда и его безопасность. Жюри принимало решение о внедрении предложения или отклоняло его. Заслушивались изобретатели, эксперты, рассматривались результаты испытаний. Авторам признанных улучшений выдавалось денежное поощрение в размере 40–250 рублей.
В последние годы жизни по состоянию здоровья Л.В. Дрейер вынужден был заниматься только педагогической деятельностью. Он начал ее в 1906 г. сверхштатным преподавателем Императорского Московского инженерного училища ведомства путей сообщения. В 1913 г. был утвержден штатным преподавателем Московского института инженеров путей сообщения Императора Николая II. Л.В. Дрейер воспитал не одно поколение специалистов-электротехников, написал более 30 научных трудов и статей, имел несколько патентов на изобретения. В 1935 г. ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре электротехники, на которой он трудился до своей кончины 8 августа 1938 г.
М.Л. Давыдов, к.и.н., Т.А. Савинова, к.э.н., Отдел организационно-плановой работы РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #ВыдающаясяЛичность #ДрейерЛевВладимирович #АрхивныеДокументы #Электротехника #История_Науки