Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

ПОДВИГ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Восстановление Сталинградского тракторного завода. 1943–1949 гг.

Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского (СТЗ) был построен в числе первых промышленных объектов, возведенных по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х гг. Строительство СТЗ осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в строй действующих предприятий завод был введен в 1930 г. 17 июня 1930 г. с конвейера завода сошел первый советский колесный трактор, а 20 апреля 1932 г. освоена проектная мощность завода. В предвоенные годы с конвейера сходило 144 трактора в сутки. Параллельно с производством тракторной техники на заводе был налажен выпуск танков. 
 
Летом 1941 г. на СТЗ приступили к серийному выпуску новейших боевых машин Т-34. За короткое время коллектив завода смог выйти на показатель в 300 единиц бронетехники в месяц. Столько же техники в то время выпускала вся остальная танковая промышленность СССР. 
 
Сталинградский тракторный производил и ремонтировал бронетехнику вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. Производство было остановлено только 13 сентября 1942 г., когда бои шли уже непосредственно на территории завода. 
 
После окончания боевых действий в 1943 г. Сталинград лежал в руинах. На территории Сталинградского тракторного завода им. Дзержинского от прямых попаданий бомб и снарядов пострадали все промышленные здания и сооружения. Были уничтожены все деревянные строения, нарушены системы энергоподачи и телефонной связи, полностью разрушен жилой фонд СТЗ. 
 
Для восстановления завода уже в феврале 1943 г. была организована Особая строительно-монтажная часть № 14 (ОСМЧ-14), позже переименованная в ОСМЧ «Сталинградский тракторострой». Работы, в которых принимали участие 27 организаций пяти наркоматов, начались в апреле 1943 г. В 1943 г. на СТЗ прибыло более 10 тыс. человек, большая часть (6028 человек) – молодые рабочие, направленные по линии обкомов Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. 
 
На начало 1944 г. В ОСМЧ «Сталинградский тракторострой» было 7569 рабочих, 4643 занятых непосредственно строительно-монтажными работами. Большинство прибывших не имело строительной подготовки, поэтому обучение производилось в процессе восстановительных работ, в частности организовывались курсы по повышению квалификации. На 1 января 1944 г., в соответствии с установленными Государственным комитетом обороны СССР планом и сроками 1-й очереди восстановления завода, в строй вошло более 91 тыс. кв. метров производственных площадей и 30,5 тыс. кв. метров площади жилищного и культурно-бытового назначения. 
 
В феврале 1944 г. по указанию ГКО СССР было принято решение о восстановлении производства тракторов СТЗ-3 на Сталинградском тракторном заводе с июля 1944 г. Для выполнения этой первоочередной и важнейшей военно-хозяйственной задачи были мобилизованы людские и материальные ресурсы ряда наркоматов и ведомств, ежемесячно производилась отгрузка большого количества материалов, изделий и оборудования для СТЗ. 
 
Для восстановления производства тракторов были созданы Конструкторские бюро по производству тракторов и двигателей, в которых развернуты работы по созданию чертежей. Совершенствовалась организация поточного производства тракторов и снижения трудоемкости. В 1944 г. удалось сдать в эксплуатацию 85411 кв. метров промышленных площадей, что обеспечило возможность расширения ассортимента изготавливаемых на заводе изделий. 
 
Благодаря принятым мерам Сталинградский тракторный завод выполнил постановление правительства, начав с июля 1944 г. выпуск тракторов марки СТЗ-3, а с августа того же года – первой серии гусеничных тракторов. Количество выпускаемой продукции быстро росло. Так, в июле было произведено 15 тракторов, в августе – 47, а в сентябре – 100. Одновременно осваивались новые технологии, и увеличивался выпуск дизельных моторов. Завод за короткий срок освоил производство и перешел на выпуск модернизированного дизельмотора В-44. 
 
Производственные успехи были особенно заметны на фоне отставании от плана в жилищном и культурно-бытовом строительстве. При плане ввода в эксплуатацию в 1944 г. 50 тыс. кв. метров жилплощади ОСМЧ «Сталинградский тракторострой» было сдано немногим более 16 тыс. кв. метров, что приводило к неудовлетворительному состоянию жилищно-бытовых условий молодых рабочих. 
 
Секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов в письме секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову от 3 сентября 1944 г. сообщал: «Из 7600 молодых рабочих Тракторного завода – 4455 человек живут в неприспособленных каменных зданиях, требующих текущего и капитального ремонта. Большинство общежитий находится в запущенном состоянии – в них тесно, грязно, отсутствует необходимое оборудование (тумбочки, столы, стулья)». Низкие темпы восстановления жилищно-бытовой инфраструктуры были связаны с необеспеченностью строительства материалами и недостатком рабочей силы. 
 
Несмотря на все трудности, рабочие Сталинградского тракторного завода проявили трудовой энтузиазм и в значительной мере восстановили работу СТЗ. К концу 1948 г. «Сталинградский тракторострой» был ликвидирован. 
 
Показателем успешного восстановления стал переход Сталинградского тракторного завода в ноябре 1949 г. на выпуск дизельных тракторов ДТ-54 без остановки производства и без снижения темпов выпуска. 
 
С.А. Мишина, Отдел информационного обеспечения РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x