Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Восстановление энергетики Крыма в 1944–1950 гг.

В результате Крымской наступательной операции советских войск, продолжавшейся с 8 апреля по 12 мая 1944 г., полуостров был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Это была трудная победа, стоившая жизни десяткам тысяч советских людей. 
 
Немецкие войска, отступая под натиском Красной армии, применяли тактику «выжженной земли». Экономике Крыма был нанесен огромный ущерб, одной из наиболее пострадавших отраслей оказалось энергетическое хозяйство. 
 
Нацистами были уничтожены или получили значительные повреждения ключевые энергетические объекты Крыма: Севастопольская государственная районная электростанция (ГРЭС) №1 с турбоагрегатом в 12 мгВт (вступила в строй в 1937 г.), Камыш-Бурунская ГРЭС в городе Керчь (вступила в строй в 1938 г.). В Севастополе, Симферополе, Ялте и других городах полуострова были разрушены дизельные электростанции и основные подстанции сетевого хозяйства, украдены трансформаторы, уничтожены все линии электропередач (ЛЭП) мощностью 35 кВ, а в окрестностях Севастополя – и линии мощностью 6 кВ. 
 
Оккупанты подорвали опоры и вывезли в Германию провода ЛЭП «Севастополь – Саки», «Саки – Евпатория», «Саки – Айбары», «Севастополь – Ялта» (на этой линии впервые в СССР было освоено проектирование и монтаж ЛЭП в сложных горных условиях). От линии «Севастополь – Симферополь» осталось 40% инфраструктуры. Даже трамвайный контактный медный провод и металлические части вагонов гитлеровцы вывезли на переплавку. 
 
Восстановление разрушенного хозяйства полуострова началось сразу же после его освобождения. В короткие сроки были привлечены ресурсы всего Советского Союза: в Крым были направлены квалифицированные кадры и материальные средства. 
 
Так, в течение первых трех месяцев после освобождения г. Симферополя были восстановлены 23 трансформаторные подстанции. В октябре 1944 г. ввели в эксплуатацию ЛЭП «Севастополь – Симферополь» длиной 61,4 км. Это имело огромное значение для нормального энергоснабжения столицы Крыма. Симферопольская трамвайная сеть была полностью восстановлена 2 декабря 1946 г. 
 
Ряд объективных причин, связанных с огромным ущербом, причиненным экономике СССР в ходе Великой Отечественной войны, оказывал сдерживающее влияние на темпы восстановительных работ в Крыму. Советский Союз поднимал из руин освобожденные от оккупантов территории. Не хватало финансовых средств, строительных материалов и оборудования. Из-за того, что гражданские предприятия были переведены на выпуск военной продукции, повсеместной по стране была нехватка автомобилей, строительной, сельскохозяйственной и другой техники. Но особо острым был недостаток трудовых ресурсов и опытных специалистов. 
 
И все же, несмотря на трудности, темпы восстановительных работ по энергохозяйству по результатам послевоенной пятилетки (1946–1950 гг.) были высокими, а плановые задания были превышены по основным показателям. 
 
Самоотверженный труд советских энергетиков позволил Крымэнерго в 1948–1949 гг. восстановить такие ключевые для Крыма объекты, как Севастопольская ГРЭС, ЛЭП 110 кВ. «Севастополь – Симферополь» и Симферопольская подстанция 110 кВ. для удовлетворения потребности в электроэнергии областного центра Крыма. 
 
Кроме того, была выполнена первая очередь работ по восстановлению энергетики города-героя Севастополя, увеличена пропускная способность городских сетей Симферополя и Ялты. В целях удовлетворения потребности в электроэнергии санаториев и здравниц Крыма была построена распределительная сеть на южном берегу полуострова. 
 
На совещании хозяйственного актива системы Управления Крымэнерго, состоявшемся в феврале 1951 г., были подведены первые итоги четвертой пятилетки. Отмечалось, что план выработки электроэнергии выполнен на 100,5%, достигнут рост выработки электроэнергии, смонтированы и введены в эксплуатацию турбогенератор №2 на ГРЭС-1, подстанция 110 кв. на ГРЭС-1, подстанция 35 кв. «Южная», ЛЭП 85 кв., ЛЭП 110 кв. «Симферополь – Саки»; ЛЭП 35 кв. «Саки – Евпатория» и ряд других объектов. К концу четвертой пятилетки в энергохозяйстве по основным показателям был достигнут предвоенный уровень. 
 
Восстановление электроэнергетической отрасли Крыма может служить ярким примером героических усилий советского народа и целенаправленной работы министерств и ведомств СССР по возрождению экономики страны в регионах, разрушенных захватчиками. 
 
Значимые документы по данной теме представлены в интернет-проекте РГАЭ «Восстановление экономики Крыма. 1944–1950 гг.» на сайте РГАЭ по адресу
 
И.А. Цыганов, Отдел информационного обеспечения РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x