Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Август 1933 г. – Рапорт Главного военно-мобилизационного управления Наркомата тяжелой промышленности СССР наркому тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе о ходе реализации системы танкового перевооружения РККА

Первый советский танк Т-18 был сконструирован в 1927 г., начать серийное производство танков и танковых моторов планировалось на ленинградском заводе «Большевик». Фактически это был несколько модернизированный вариант французского танка «Рено ФТ» времен Первой мировой войны. В 1927/28 хозяйственном году было изготовлено 23 таких танка, а в следующем году завод «Большевик» должен был выпустить еще 85 Т-18. В целом программа 1928/29 х.г. была выполнена, но с запозданием на несколько месяцев (См.: Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927–1932). Сборник документов. Т. 3. Ч. 1: М., 2008. С. 161–163). 

В 1928 г. на Харьковском паровозостроительном заводе им. «Коминтерна» начиналась подготовка выпуска нового танка Т-12, имевшего в своей основе все тот же «Рено ФТ». По планам на 1929/30 хозяйственный год необходимо было изготовить 30 таких танков. Важным сдерживающим фактором было отсутствие базы для выпуска двигателей для установки в танк. В стране отсутствовал выпуск шарикоподшипников и электрооборудования для сборки танков. Эти материалы советская промышленность была вынуждена импортировать (Там же. С. 370–371, 358–361). 

К концу 1929 г. вся принятая программа советского танкостроения оказалась несостоятельной. В 1930–1931 гг. по инерции еще продолжалось производство и проектирование прежних моделей танков: серийных Т-12, Т-18, Т-20, Т-24 и других машин (Там же. С. 508–510), но дальше мелкосерийного производства и изготовления опытных образцов дело так и не пошло. 

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. констатировало, что в СССР «кроме танка Т-18, типов и конструкций танков среднего, большого и танкетки не имеется… Пятилетняя программа тракторостроения и моторостроения не увязаны с танкостроением и удовлетворением потребностей армии в мощных тракторах. Не проработано обеспечение танкостроения броней и моторами, нет достаточных конструкторских сил, обеспечивающих выполнение плана танкостроения…». В связи с этим было принято решение отправить «за границу авторитетную комиссию из представителей ВСНХ и НКВоенмора» для изучения опыта заграничных стран и проработки вопроса о закупке необходимой техники (Там же. С. 388–389). Это постановление послужило началом новой широкой программы по развитию советского танкостроения. 

20 января 1930 г. Политбюро приняло окончательное решение направить в западные страны комиссию «в составе т. Осинского, Халепского и Будняка», которой было поручено «произвести закупку за границей на сумму до 500 тыс. руб. отдельных экземпляров быстроходных тракторов, тягачей и моторов разных систем и ознакомиться с организацией их производства». Итогом нескольких заграничных поездок 1929–1931 гг. стал процесс серийного производства броневых машин, частично или полностью основанных на импортных образцах. Всего в течение 1930-х гг. в серийном производстве были модификации танков серии БТ: БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7А и БТ-7М. Все модели обладали схожими характеристиками и отличались в основном конструкцией башни и установленным вооружением. 

Приобретение иностранных машин и технологий их изготовления позволили развернуть серийное производство танков в СССР. В начале 1930-х гг. советская промышленность освоила выпуск нескольких видов бронетанковой техники. Харьковский паровозостроительный завод начал выпуск легких танков серии БТ, а впоследствии и тяжелых Т-35; московский завод № 37 – легких плавающих Т-37; ленинградский завод им. Ворошилова – легких Т-26. 

В Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» началось освоение серийного производства среднего советского танка Т-28. В течение первой половины года проводились испытания пробегом опытного образца. Новый танк разрабатывался в опытно-конструкторском отделе ленинградского завода им. Ворошилова. В августе – сентябре 1932 г. были кардинальным образом переработаны чертежи прототипа. Не дожидаясь изготовления опытного образца, в конце октября 1932 г. танк был принят на вооружение. 14 ноября создатели новой машины за успешное конструирование были удостоены орденов Ленина. Новый танк был принят к серийному производству еще до выпуска первого образца. 

К апрелю следующего года удалось собрать 12 новых танков, которые приняли участие на первомайских парадах в Москве и Ленинграде, но после торжественных мероприятий они были возвращены в цеха для доработки. Окончательно первая партия (в 14 танков) была готова только к 1 октября 1933 г., а всего до конца года была выпущена 41 машина из 90 запланированных (См.: Коломиец М.В. Средний танк Т-28. Трехглавый монстр Сталина. М., 2007. – С. 15–18). 

Параллельно с созданием танка Т-28 активно проводились работы по тяжелой многобашенной машине Т-35. В основу модели был положен проект немецкого конструктора Э. Гротте. Танк начали проектировать на заводе «Большевик». В целом проект был закончен уже Опытно-конструкторским машиностроительным отделом созданного завода № 174 в 1933 г. и передан для серийного производства на Харьковский паровозостроительный завод (См.: Коломиец М.В., Свирин М.Н. Тяжелый танк Т-35: Сухопутный дредноут Красной Армии. М., 2007. – С. 15–18). 

16 июля 1933 г. нарком по военным и морским делам СССР и председатель Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилов доложил председателю Комиссии обороны СССР В.М. Молотову, что к 1 мая 1933 г. РККА имеет на вооружении 5729 танков различной модификации. 

Однако наряду с количественными и качественными достижениями имелись серьезные отставания. Отмечалась неполная комплектность боевых машин. Так, танк БТ не был обеспечен мотором отечественного производства. Обеспеченность запчастями составляла только 25–30% от плана, не было и заводов для ремонта танков. Отмечалось отсутствие гаражей, их обеспеченность составляла 50%, а также стационарных мастерских (65%) и др. Качество продукции значительно отставало от тактико-технических требований. Отмечалась необеспеченность хранилищами для мобилизационных запасов и средствами подвоза их к фронту. 

Важнейшей задачей второй пятилетки наряду с созданием мощной производственной базы и конструированием новых образцов танков являлось проведение работ по ликвидации перечисленных недостатков. 

Публикуемый рапорт Главного военно-мобилизационного управления наркому тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе о ходе реализации системы танкового перевооружения РККА от августа 1933 г. описывает основные направления развития танковой промышленности. В нем отражен выпуск основных типов танков для Красной Армии, новые образцы которых имели большую маневренность и проходимость, больший запас горючего и мощность, больший запас хода и лучшую защиту (РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 32. Л. 3–10). К документу приложен лист с пометой-автографом С. Орджоникидзе «Читал. Вернуть обратно». 

13 августа 1933 г. постановление СТО СССР № 71сс/о «О системе танкового вооружения РККА» определило основные задачи на вторую пятилетку в области механизации армии. Планировалось достигнуть такого размаха механизации РККА, который бы позволил механизированным войскам стать одним из основных, решающих элементов в боевых операциях. 

В соответствии с этим на первую половину пятилетки утверждалось сохранение в производстве следующих типов боевых машин:
Т-37 – в качестве разведывательного танка;
Т-26 – в качестве общевойскового танка;
БТ – в качестве оперативного танка;
Т-28 – в качестве танка качественного усиления ТРГК (танковый резерв Главного командования);
Т-35 – в качестве мощного танка особого назначения. 

К концу пятилетки (1937 г.) предлагалось иметь в производстве следующие типы танков: а) разведывательный танк T-37 колесно-гусеничный; б) общевойсковой танк Т-26 колесно-гусеничный; в) оперативный танк ПТ-1; г) танк качественного усиления ТРГК Т-28 колесно-гусеничный; д) мощный танк особого назначения – новый образец (в случае запоздания сохраняется Т-35). Все машины на тяжелом топливе. 

Предусматривалась возможность постановки на производство во время войны имеющегося опытного образца Т-34 на базе автомобильной промышленности (ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 2. Л. 72–79). 

Согласно справки Сектора обороны Госплана СССР о развитии военных производств СССР за период между XVI и XVII съездами ВКП(б) от 20 января 1934 г. за четыре года военно-производственные возможности резко возросли. В результате, производство танков по сравнению с 1929/30 г выросло в 28,8 раза (РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 1735. Л. 12–17). 

По сведениям от апреля 1934 г. военная промышленность в 1933 г. передала РККА 3908 танков (или 99,4% окончательного плана): Т-26 – 1578 единиц, Т-27 – 1146 единиц, БТ – 1005 единиц, Т-37 – 137 единиц, Т-28 – 41 единицу, Т-35 – 1 единицу. 

Первоначальный объем плана заказов, рассчитанный на 4570 танков всех типов, предусматривал довести обеспеченность развертывания РККА по МР-15 и новых формирований боевыми машинами до 68%. В связи с явным отставанием подачи по Т-37, Т-26, Т-28 и Т-35 правительство своим постановлением за № 102сс/о от 25 октября определило на IV квартал 1933 г. программу подачи танков в количестве 1712 единиц, учитывая, что за первые три квартала промышленность подала 2217 танков (ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 3. Л. 7–10). Таким образом, было санкционировано сокращение подачи танков в 1933 г. на 641 единицу. Главным образом это коснулось Т-37. Но и это задание правительства осталось невыполненным. 

В 1933 г. промышленность изготовила 3908 танков, недовыполнив первоначальный план на 662 единицы, и сокращенного плана – на 21 единицу. Процент обеспеченности МР-15 был снижен до 63%. Поданные промышленностью боевые машины были снабжены вооружением, прицелами и приборами. По запасным частям к боевым машинам выполнение составляло – 84%, к автомашинам и тракторам – 100%. 

Несмотря на достижения в области освоения промышленностью новых сложнейших средств производства, отмечалось наличие значительных недоработок по отдельным средствам вооружения, в том числе и по танкам (РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1214. Л. 1–21). 

Справка Сектора обороны Госплана СССР отразила рост выпуска танков в течение четырех лет: 1931 г. – 928 танков, 1932 г. – 3347 танков, 1933 г. – 3640 танков, 1934 г. – 3440 танков. 

В 1934 г. заводами и предприятиями было сдано 3565 танков из 3660 запланированных:
Танк «Виккерс» – Т-26, Ворошиловский завод – 1426 единиц,
Танк «Виккерс» – Т-26, СТЗ – 23 единиц,
Танк «Кристи» – БТ, ХПЗ – 1105 единиц,
Тяжелый танк – Т-35, ХПЗ – 10 единиц,
Средний танк – Т-28, Кировский завод – 50 единиц,
Плавающая танкетка – Т-37, завод № 37 – 951 единица. 

В то же время танки требовали конструкторской доработки. Вместо срочного решения этих проблем, руководство страны стремилось максимально нарастить их выпуск. При таком подходе низкое качество бронетанковой продукции было неизбежным итогом. Этот недостаток сохранился и в предвоенные годы. 

Вместе с тем, по целому ряду тактико-технических характеристик советские танки середины 1930-х гг. были передовыми боевыми машинами, обладавшими мощным вооружением и броней. 

Н.И. Трушина, Отдел публикации архивных документов РГАЭ 

#Росархив #РГАЭ #РККА #Перевооружение #Танкостоение #ТяжелаяПромышленность #СССР #БоевыеМашины #АрхивныеДокументы #История

 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x