Из истории чайной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны
В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) находятся на хранении документы «Главного управления чайной промышленности СССР (Главчай) Министерства промышленных и продовольственных товаров СССР» за 1935–1956 гг. Среди них интерес представляют отчеты Главчая за годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
К началу войны в состав Главчая входило 9 предприятий союзного подчинения: 5 чаеразвесочных фабрик (Московская, Владивостокская, Самаркандская, Дагомысская, Иркутская), 2 чаепрессовочные фабрики (Одесская и Таганрогская), Анасеульская опытная чайная фабрика и Адлеровский чайный совхоз. Продукция в основном была представлена следующим ассортиментом: чай высшего сорта, улучшенный грузинский, чаи первого, второго и третьего сортов, плиточный чай.
Война существенно повлияла на работу предприятий Главчая. Союзная промышленность перестала получать продукцию с фабрик, расположенных в зоне боевых действий и на оккупированной территории (Одесса, Таганрог). 2 ноября 1941 г. в Самарканд частично была эвакуирована Московская фабрика.
Мобилизация работников чайной промышленности и снижение поставок сырья привели к падению производства. Так, в IV квартале 1941 г. было произведено только 63% продукции от запланированного показателя. Сложности возникли и со своевременной подачей вагонов под погрузку чайного сырья и дефицитом тароупаковочных материалов. Урожай 1941 г. в значительной части остался в портах Красноводска и Баку.
Работниками чайной промышленности были предприняты серьезные усилия по осуществлению бесперебойных поставок чайной продукции как на фронт, так и для гражданского населения. Увеличился выпуск чаев второго и третьего сортов, что было связано с ухудшением качества отечественного сырья. При этом был перевыполнен план по выпуску чая высшего сорта.
Периодически возникающий недостаток сырья приводил к перебоям его поставок на предприятия чайной промышленности. В связи с этим было принято решение, в частности, по Московской чайной фабрике, о производстве суррогатного чая. В некоторых районах Московской области проводились заготовки листьев фруктовых деревьев. Часть сырья поставила Тимирязевская сельскохозяйственная академия. С августа по ноябрь 1941 г. выпускалось до 50 тонн продукции в месяц, что позволяло обеспечивать чайным напитком население Москвы. Для выполнения производственного плана был осуществлен завоз импортного чая в количестве 1510 тонн. Предпринятые меры в целом позволили сохранить довоенные объемы выпуска чайной продукции. Так, в 1941 г. было отгружено 18152 тонн чая, что составило 88,5% от запланированного объема.
Положительно на объем выпускаемой продукции сказался рост производительности труда работников чайного производства, что привело к повышению нормы выработки чайных фабрик в 1941 г. на 130%, в том числе по основному производству на 124,6%, а по вспомогательным цехам на 143,2%. При росте среднегодовой зарплаты рабочего в целом по всем предприятиям на 11,5% рост выработки на одного рабочего составил 25,9%.
За перевыполнение количественных и качественных показателей Московской, Иркутской и Самаркандской фабрикам неоднократно присуждались премии Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) и Народного комиссариата пищевой промышленности СССР.
После достижения перелома в ходе Великой Отечественной войны появилась возможность направить часть финансовых и людских ресурсов на развитие чайной промышленности. Во второй половине 1943 г. было принято решение о восстановлении Таганрогской чаепрессовочной фабрики, начались работы по расширению производства Иркутской фабрики, возвращены из эвакуации работники и оборудование Московской фабрики.
В 1944 г. было принято решение об увеличении производства чая (до 180 тонн в месяц) «мелким потребительским развесом» в пачках по 25 и 50 грамм Московской чайной фабрикой, продукция которой поставлялась в розничную сеть Москвы, Ленинграда и областные центры РСФСР. В 1945 г. чаеразвесочные фабрики провели большую работу по увеличению выпуска чайной продукции в мелкой расфасовке. Ее выпуск по сравнению с 1944 г. увеличился на 25%. Для этого дополнительно было выделено 7 тонн бумаги, 3 тонны пергамента и около 2 тонн упаковочной бумаги. С внедрением чаеразвесочных автоматов улучшилось качество упаковки чая. С апреля 1945 г. дорогие сорта чая продавались по коммерческим ценам через магазины Главного управления по коммерческой торговле («Главособторг»), эта продукция оформлялась с использованием красочных этикеток.
Возобновилось прерванное войной капитальное строительство на предприятиях чайной промышленности СССР. Основными объектами капитального строительства стали Дагомысская чайная фабрика, Адлеровский чайный совхоз, а также приобретение и монтаж импортного оборудования электростанции для Анасеульской опытной чайной фабрики.
С 1944 г. началась и работа по улучшению качества чая. Совместно с Институтом биохимии им. А.Н. Баха Академии наук СССР чайные фабрики треста «Чай-Грузия» расширили биохимические лаборатории контроля качества, в них поставлялось новое оборудование, разрабатывались мероприятия по дальнейшему контролю чайного производства.
Руководство Главчая обращало внимание на процесс подготовки специалистов для чайного производства. Например, в 1944 г. на эти цели было выделено 30 тыс. руб. из бюджета страны. Подготовку и переподготовку прошли 800 человек. На базе Московской чаеразвесочной фабрики были организованы курсы обучения тестеров (дегустаторов чая). Все подготовленные специалисты были направлены на производство – чаеразвесочные фабрики союзного подчинения.
В мае 1945 г. был организован союзный чайный трест «Краснодарчай», в состав которого вошла одна чаеразвесочная фабрика, строящийся чайный совхоз в Адлере и перешедший на баланс Главчая совхоз «Дагомыс».
В первой половине 1945 г. продолжались перебои с равномерной поставкой вагонов под погрузку сырья, ситуация стала улучшаться во второй половине текущего года, но в связи с началом военных действий на Дальнем Востоке, с июля 1945 г. прекратилась подача сырья на Иркутскую и Владивостокскую фабрики, что привело к увеличению нагрузки на Московскую, Самаркандскую и Одесские чаеразвесочные фабрики.
В течение 1945 г. в результате широко развернувшегося социалистического соревнования и полученных на основе этого хороших показателей работы фабрикам было присуждено 12 премий. В последний год войны также произошел подъем стахановского движения. Например, если в 1944 г. число стахановцев на Московской чайной фабрике составляло 67,1% от общего числа работников, то в 1945 г. оно достигло 75%.
Чайная промышленность СССР в годы войны продолжала работать и развиваться, обеспечивая потребности фронта и населения страны в любимом всеми ароматном напитке.
С.В. Платонов, Отдел информационного обеспечения РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #ЧайнаяПромышленность #СССР #ВОВ #Главчай #ПроизводствоЧая #АрхивныеДокументы #История