Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

В авангарде советской моды: Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту

В сентябре 1944 г., после слияния Центрального дома моделей на Кузнецком мосту и Дома моделей на Сретенке, начал свою работу Московский дом моделей (МДМ). Новое учреждение находилось в ведении Московского городского управления легкой промышленности Мосгорисполкома (МГУЛП) и размещалось в доме 14 по ул. Кузнецкий Мост. Выбор здания был неслучаен: в досоветский период в нем располагался «Магазин сибирских и американских меховых товаров» купца А.М. Михайлова. В здании в стиле модерн, возведенном по проекту архитектора А.Э. Эрихсона в 1901–1903 гг., помимо самого мехового магазина, располагались демонстрационные залы, примерочные, а также пошивочные мастерские. Основательность изначальной планировки помещений позволила Дому моделей в короткие сроки разместиться в предоставленном здании без существенных финансовых и материально-технических расходов. Первым директором МДМ стал Н. Никулин, а художественным руководителем (до 1958 г.) – известный художник-модельер А.Ф. Бланк. 
 
К концу 1944 г. структура МДМ включала пять цехов (закройный, три модельных и цех по пошивке конфекционной одежды), группу по моделированию женского белья, художника по моделированию женских головных уборов, филиал «Опытное ателье», а также группу художников-зарисовщиков. Общий штат сотрудников насчитывал около 400 человек. Уже в октябре МДМ провел первый конкурс в нескольких номинациях на лучшую модель одежды. Всего в течение 1944 г. МДМ было выпущено 9248 изделий на 271 тыс. руб. (в ценах 1926–1927 гг.), при этом в производство было внедрено 177 моделей, разработанных по заказу Главного управления особой торговли (Главособторга) Наркомата торговли СССР. 
 
В послевоенные годы одним из основных направлений деятельности Московского дома моделей была разработка новых моделей сезонов «весна-лето» и «осень-зима». Так, в течение 1946 г. художественно-конструкторский коллектив МДМ спроектировал 2231 модель при запланированных 1756, при этом было реализовано (выпущено в производство) швейными фабриками 1099 моделей мужского, женского и детского видов одежды всех сезонов. В этот период штат Дома моделей пополнился молодыми выпускниками Московского текстильного института, уже со второй половины 1930-х гг. осуществлявшего подготовку художников-технологов в сфере легкой промышленности. В этот же период в МДМ начали работать талантливые художники-модельеры, получившие впоследствии мировую известность – В.И. Аралова (главный художник ОДМО в 1970-е гг.), А. Донская (главный редактор «Журнала мод» и с 1959 г. журнала «Мода стран социализма»), А.А. Левашова (с 1962 г. – директор и художественный руководитель Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности СССР), Л.Ф. Турчановская (главный художественный руководитель ОДМО во второй половине 1960-х гг.), Т. Файдель и др. В 1945 г. начался регулярный (4 раза в год) выпуск издания «Журнал мод», редакция которого располагалась в самом Доме моделей. 
 
В 1945 г. в Московском доме моделей стали проводить открытые показы мод для населения с привлечением манекенщиц, сопровождавшиеся комментариями искусствоведов. Посетителям также предоставлялась возможность ознакомиться с модными образцами в специальном выставочно-демонстрационном зале и проконсультироваться с дежурным художником-модельером. Уже в 1946 г. постоянную выставку моделей с сеансами демонстрации образцов посетило около 50 тыс. человек, при этом было продано более 45 тыс. зарисовок выкроек, а торговыми организациями реализовано более 400 тыс. образов выкроечного материала. 
 
В условиях сложного экономического положения в стране и недостатка финансирования Московский дом моделей в этот период работал на принципах самоокупаемости, в инициативном порядке разрабатывая и предлагая производителям новые модели одежды. Поскольку разработки для массового фабричного производства не приносили планируемого дохода, главным источником получения прибыли стали заказы Главного управления особой торговли (Главособторга) Наркомата торговли СССР. В этот период обязательным требованием для моделирования стало соблюдение экономичности: при разработке обязательно учитывались промышленные нормативы (нормы расходования тканей, затраты времени на обработку и др.). Повысились и требования к назначению моделей (для какого момента действительности подходит определенная модель, какой тип человека может ее носить и т.д.). Этот подход ознаменовал переход на новый этап художественно-конструкторского творчества модельеров – создание образа, что было прогрессивным явлением уже в масштабе мирового модельного искусства. 
 
В 1947 г. после ликвидации системы коммерческой торговли и прекращения мелкосерийного и экспериментального производства новых моделей в пошивочных, Московский дом моделей был переведен на государственное финансирование и преобразован в Общесоюзный дом моделей (ОДМ) Главного управления швейной промышленности Министерства легкой промышленности СССР (Минлегпрома СССР). Он также был наделен правом контроля за деятельностью региональных швейных фабрик и ателье индивидуального пошива одежды. С этого времени на ОДМ, помимо определения основных направлений в моделировании одежды, разработки требований к текстильной промышленности (оформление тканей, колористика, рисунок, расцветка), создания новых фасонов одежды для швейных предприятий, возлагались задачи по методическому руководству (в т.ч. контроль в области моделирования) региональными Домами моделей, оказанию технической помощи центральным швейным лабораториям Минлегпромов союзных республик, а также организация выставок, общественных просмотров моделей, лекций и творческих дискуссий по моделированию одежды. Таким образом, Общесоюзный дом моделей превратился в главный теоретический, методический и пропагандистский центр советской моды, «кузницу советской моды», занимавшийся разработкой и внедрением советского стиля моделирования одежды.
Уже в течение 1948 г. в СССР была создана сеть республиканских и областных Домов моделей, составивших единую структуру во главе с ОДМ и существовавшую вплоть до 1990-х гг. Создание этой структуры заложило основу нового этапа развития советской модной индустрии, в основу которого был положен неофициальный принцип «золотого лекала»: выпуск современных моделей одежды должен был осуществляться производителями по утвержденным лекалам самых успешных образцов, разработанных лучшими модельерами СССР. 
 
В 1950-е гг. деятельность ОДМ характеризуется значительным ростом объема моделирования, повышением художественного уровня разработки моделей, расширением ассортиментной базы одежды, усилением методической работы в регионах и широким применением новых форм пропаганды культуры одежды среди населения. Регулярными стали творческие командировки (декадники) художников, модельеров и искусствоведов для изучения творчества и костюма народов СССР. В рамках декадников осуществлялся сбор теоретического и изобразительного материала на художественных выставках, в музеях, библиотеках, Институте этнографии АН СССР, а также при выездах в регионы СССР. 
 
С 1953 г. началось расширение международных связей ОДМ, экспонирование на международных ярмарках, выставках и конгрессах мод, традиционными стали командировки художников и модельеров для изучения зарубежного опыта. В 1957 г. ОДМ принял активное участие в организации Международного конгресса мод в Москве. В 1958 г. образцы новых моделей и тканей, разработанных ОДМ, были представлены в разделе достижений легкой и текстильной промышленности советской экспозиции на Всемирной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, подготовка к участию в которой велась ОДМ с 1956 г. В том же 1958 г. состоялось первое совместное заседание ОДМ с представителями постоянной рабочей группы Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по вопросам культуры одежды. Впоследствии такие заседания для обмена опытом и обсуждения перспектив моды стали регулярными. В 1958 г. ОДМ был переименован в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО). 
 
В 1960-е гг. стандартный набор направлений деятельности ОДМО расширился за счет выполнения специальных зданий правительства по международным мероприятиям и разработки специальных коллекций в соответствии с тематическими планами, утвержденными Главным управлением швейной промышленности Минлегпрома СССР, в ведение которого ОДМО перешел в 1965 г. Этот период характеризуется активным изучением передового зарубежного опыта и применением его в отечественном моделировании. Одним из ярких событий этого периода стало проведение при активном участии ОДМО в 1967 г. в Лужниках Международного фестиваля мод. 
 
В 1965 г. художественным руководителем экспериментального цеха в ОДМО стал уже известный своими новаторскими коллекциями, недавний выпускник Московского текстильного института В. Зайцев. Творческий коллектив ОДМО в период его расцвета был представлен рядом талантливых художников-модельеров, искусствоведов и манекенщиков: Т. Осмеркина, Е. Стерлигова, Л. Телегина, Г. Крохмалева, И. Крутикова, Г. Гагарина, Т. Мокеева, А. Щипакина, И. Андреева, С. Качарава, А.Д. Игманд (в 1991-2002 гг. – главный художественный руководитель Дома Моделей на Кузнецком Мосту), Л. Анисимов (первый в СССР мужчина-манекенщик), Н. Копченый, В. Рухадзе, Р. Збарская, В. Яшина, Е. Изергина, М. Романовская, Л. Баскакова, Н. Кондрашина, сестры-близнецы О. и В. Аносовы, Н. Жукова, М. Ткаченко. Все коллекции Дома моделей выходили под маркой: «Авторский коллектив Дома моделей «”Кузнецкий Мост”». 
 
В 1970-е гг. в модельной деятельности ОДМО значительный акцент был сделан на создании моделей с дифференциацией по возрастным категориям и сезонному назначению, а также промышленных коллекций для ряда фабрик и производственных объединений Минлегпрома СССР. Продолжались творческие командировки (декадники) специалистов ОДМО в различные регионы СССР для сбора этнографических материалов с целью последующего использования элементов костюмов народов СССР в фасонах создаваемых моделей. Значительный объем модельных разработок приходился на выполнение спецзаданий (одежда для участников Олимпийских игр, работников Морского флота и отраслей промышленности (в т.ч. оборонного комплекса), форма для пионеров «Артека» и др.). Существенно возрос объем методической работы Дома моделей, расширилось взаимодействие с отраслевыми институтами Минлегпрома СССР по вопросам изучения потребительского спроса и рекламе новых товаров. Основным перспективным направлением деятельности ОДМО стало стремление к организации законченного цикла производства: от разработки перспективного моделирования до поставки технической документации производственным предприятиям. В этот период ОДМО возглавлял В.И. Ягловский. 
 
Со второй половины 1980-х гг. ОДМО работал в условиях хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, особый акцент в деятельности был направлен на освоение и расширение экспериментального производства по выпуску особо модных изделий малыми сериями. Интенсивность работы по стандартным направлениям деятельности постепенно снижалась (за исключением моделирования по спецзаданиям для МВД СССР, Госкомспорта СССР, пионерского лагеря «Океан» и др.), однако активизировались методическая работа и деятельность по пропаганде моды, рекламе и формированию потребительского спроса: так в 1988 г. ОДМО было проведено более 200 выездных и тематических показов коллекций модной одежды, при его участии вышло в эфир 48 радио- и телепередач, было опубликовано 128 материалов в прессе, сотрудники ОДМО приняли участие в ряде зарубежных выставок и ярмарок, а также в зарубежных показах авторских коллекций. В рамках методической работы Дом моделей ежегодно выпускал методические рекомендации по моделированию и конструированию одежды, каталоги-обзоры направлений развития ассортимента по материалам зарубежных журналов мод, сборники чертежей модных силуэтов одежды, продолжался выпуск популярного среди населения альбома выкроек «Я шью сама». В 1989 г. решением Мосгорисполкома ОДМО получил наименование «Кузнецкий мост». В структуре Дома моделей творческий блок включал 3 цеха (два модельно-конструкторских цеха и экспериментальный), отдел пропаганды моды, рекламы и организации выставок, а также редакционно-издательский отдел). Экспериментальный цех в этот период перешел от модельных разработок к широкой производственной программе. Директором Дома моделей в этот период (и до 2002 г.) была Т.И. Баландина. 
 
В начале 1990-х гг. ОДМО несколько раз сменил подчиненность: 6 августа 1992 г. ОДМО «Кузнецкий мост» был преобразован в Государственное предприятие «Дом моделей ”Кузнецкий мост”» Министерства промышленности Российской Федерации. Структура предприятия практически не изменилась, численный состав работников в 1992 г. составил чуть более 500 человек. В 1993 г. «Дом моделей ”Кузнецкий мост”» был преобразован в одноименное акционерное общество открытого типа (АООТ), а в 1997 г. – в открытое акционерное общество (ОАО). В этот период деятельность Дома моделей продолжалась в инерционном режиме, сохраняя традиционно сложившиеся направления работы. В 2000 г. был зарегистрирован товарный знак (знак обслуживания) ОАО «Дом Моделей ”Кузнецкий Мост”». Однако в новых экономических условиях главному моделирующему центру советской легкой промышленности, более полувека определявшему основной вектор развития советской моды, не удалось сохранить свой статус в формирующейся социально-экономической среде, и он прекратил свое существование в 2002 г. 
 
В архивном фонде Российского государственного архива экономики (РГАЭ) «Дома моделей одежды» (Ф. 523) содержится более 1100 дел с документами Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) за 1944-2000 гг. Наряду с традиционной организационно-распорядительной документацией интерес вызывают протоколы заседаний Художественного совета ОДМО, каталоги конструкций моделей ведущих силуэтных форм, рекомендации направления моды различных видов одежды, а также альбомы рисунков моделей мужской, женской и детской одежды. 
 
М.С. Серпиков, Отдел информационного обеспечения РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x