Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Ко Дню железнодорожника. Из истории строительства Турксиба. Документы из фонда Министерства путей сообщения СССР в Российском государственном архиве экономики

В советской России в 1917 г. был образован Народный комиссариат по делам железнодорожным, переименованный в декабре того же года в Народный комиссариат путей сообщения РСФСР (НКПС РСФСР). 
В июле 1923 г., после образования СССР, НКПС РСФСР был преобразован в общесоюзный Наркомат путей сообщения СССР. В марте 1946 г. ведомство было преобразовано в Министерство путей сообщения СССР.
В январе 1992 г. советское министерство было ликвидировано и образовано Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ). 
В настоящее время функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Министерства транспорта (Минтранса России). 
 
В Российском государственном архиве экономики хранится архивный фонд № 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)» (142145 ед. хр., 1917–1991). Комплекс железнодорожного хозяйства, находившийся в ведении НКПС – МПС СССР, включал собственно железнодорожные пути, станционные комплексы, локомотивное и вагонное хозяйства. 
 
В советский период были введены в действие такие крупнейшие железнодорожные маги¬страли, как Турксиб (Западная Сибирь – Средняя Азия), Приволжская (Казань – Астрахань), Печорская (Коноша – Воркута – Лабытнанги), Байкало-Амурская (Усть-Кут – Ванино) и др. 
 
На истории строительства одной из них, в день профессионального праздника, хотелось бы остановиться подробнее.
Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль) – железная дорога из Сибири в Среднюю Азию. Построенная в 1927–1930 гг., она стала одной из главных строек первой пятилетки СССР. Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 г. 
 
Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 г. Начальником строительства Турксиба был В. С. Шатов. 
 
1442 км рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 г. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 г., с другого конца от станции Луговая – 19 ноября. 
 
К маю 1929 г. было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 г. первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза). 
Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 г. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 г., на 8 месяцев раньше срока. 
 
В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком поставок зерна, строительных материалов. Уже в январе 1931 г. дорога вступила в постоянную эксплуатацию. 
 
Велико значение Турксиба. Он полностью оправдал все надежды, связанные с его строительством, способствовал значительному росту экономики и культуры Казахской ССР и Среднеазиатских республик. С ним напрямую связано развитие хлопководства в СССР. 
 
Турксиб стал первой линией в регионе, вокруг которой возникали промышленные и сельскохозяйственные предприятия. 
 
В фонде № 1884 РГАЭ были выявлены значимые документы строительства Турксиба, которые представляют интерес не только для исследователей, но и для всех тех, кто интересуется историей нашей страны, историей развития железнодорожного транспорта. В них нашли отражение вопросы: обсуждения и принятия решений по техническим условиям проектирования и сооружения Туркестано-Сибирской железной дороги, финансирования и этапов строительства, развития промышленного производства в районах, прилегающих к железной дороге, развития внутренней и внешней торговли, а также вопросы условий труда, оплаты и быта, медицинского обслуживания строителей железнодорожной магистрали. 
 
И.А. Цыганов, Отдел информационного обеспечения РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x