День железнодорожника
08.08.2016
7 августа отмечается День железнодорожника. Это один из старейших профессиональных праздников: он был учрежден в 1896 г. С 1937 г. праздник отмечается в первое воскресенье августа.
Возникнув в начале XIX в., к середине того же века железнодорожный транспорт стал самым важным транспортом промышленно развитых стран того времени.
В России первая пассажирская железная дорога появилась в 1837 г. Она соединила Санкт-Петербург и Царское Село. Первой железнодорожной магистралью стала Николаевская железная дорога, построенная в 1851 г. и связавшая Санкт-Петербург и Москву. В 1912 г. была построена самая длинная в мире Транссибирская магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком.
В советский период были введены в действие такие крупнейшие железнодорожные магистрали, как Турксиб (Западная Сибирь – Средняя Азия), Приволжская (Казань – Астрахань), Печорская (Коноша – Воркута – Лабытнанги), Байкало-Амурская (Усть-Кут – Ванино) и др.
В России начало систематической деятельности по созданию органов управления железнодорожным транспортом было положено в 1842 г., во время строительства первой железной дороги, когда был образован Департамент железных дорог в составе Главного управления путей сообщения. В 1865 г. управление было преобразовано в Министерство путей сообщения (МПС).
В октябре 1917 г. Министерство путей сообщения было упразднено, а вместо него образован Народный комиссариат по делам железнодорожным, переименованный в декабре того же года в Народный комиссариат путей сообщения РСФСР (НКПС РСФСР).
В июле 1923 г., после образования СССР НКПС РСФСР был преобразован в общесоюзный Наркомат путей сообщения СССР. В марте 1946 г. ведомство было преобразовано в одноименное министерство.
В январе 1992 г. Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР) было ликвидировано и образовано Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ).
В настоящее время функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Министерства транспорта (Минтранса России).
В РГАЭ хранится архивный фонд 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)» (142145 ед. хр., 1917–1991). Комплекс железнодорожного хозяйства, находившийся в ведении НКПС – МПС СССР, включал собственно железнодорожные пути, станционные комплексы, локомотивное и вагонное хозяйства. Документы фонда 1884 в основном раскрывают историю железнодорожного транспорта советского периода истории страны.
В РГАЭ также хранятся личные архивные фонды специалистов–железнодорожников:
- инженера путей сообщения и изобретателя Ф.Д. Барыкина (1894–1965) (РГАЭ. Ф. 815, 115 ед. хр., 1914–1965)
- инженера путей сообщения Г.А. Мамацашвили (1902–1977) (РГАЭ. Ф. 631, 48 ед. хр., 1926–1976)
- инженера-конструктора железнодорожного транспорта Н.Г. Ярмольчука (1898–1979) (РГАЭ. Ф. 72, 215 ед. хр., 1921–1980)
- наркома НК РКИ РСФСР Н.И. Ильина и начальника Центрального паровозного управления НКПС СССР К.Н. Кузовлева в составе коллекции документов деятелей железнодорожного, водного и воздушного транспорта (РГАЭ. Ф. 94, 96 ед. хр., 1905–1981).
Комментарии
Отправить комментарий