Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Московское метро в первые месяцы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Московский метрополитен стал жизненно важным объектом, он не переставал работать, ежедневно перевозил пассажиров, обеспечивал их безопасность, оказывал помощь и поддержку в сложных ситуациях. В годы войны для миллионов москвичей именно метро стало местом спасения во время вражеских авианалетов. Возможности его использования как укрытий рассматривались еще на начальных стадиях строительства первых очередей метрополитена. 
 
В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) хранятся чертежи станций и линий второй очереди, направленные в Наркомат тяжелой промышленности СССР в 1935 г., которые свидетельствуют о том, что уже тогда была заложена идея создания в метро бомбо- и газоубежища для жителей столицы. При строительстве радиусов по проекту третьей очереди также предполагались бомбоубежища. По расчетам проектировщиков, новые тоннели способны были вместить до 200 тысяч человек. 
 
К началу Великой Отечественной войны в московском метро успешно работали 21 станция на Кировско-Фрунзенской, Арбатской и Горьковской линиях. С первых дней войны многие инженеры и рабочие московского метро привлекались для решения первостепенных военных задач – участвовали в восстановлении разрушенных немцами железных дорог, мостов и других транспортных объектов; имея бронь, добровольно вступали в ряды защитников Отечества. 
 
В ночь с 22 на 23 июля 1941 г. немецкие бомбардировщики пытались прорваться сквозь оборону Московской ПВО. В налете участвовало по разным оценкам от 115 до 150 самолетов противника. О трагических последствиях этого авианалета свидетельствует записка начальника метрополитена И.С. Новикова наркому путей сообщения СССР Л.М. Кагановичу от 23 июля 1941 г.: «… в 22:20, в районе Арбатской площади, были сброшены одна фугасная и несколько зажигательных бомб. Находившееся на поверхности население большим потоком устремилось в вестибюль станции Арбатская, из-за чего произошла давка на входе. По подсчетам служб, в ходе данной атаки погибло 44 человека, тяжело ранено 26 и ранено 17». 
 
Следующая бомба в 12:32 ночи упала на эстакаду метромоста, повредив полотно и конструкции моста. Дальнейшие последствия выразились: «…в 2:15 прямым попаданием бомбы было пробито перекрытие в перегонном тоннеле между станциями Смоленская – Арбатская <...> Всего погибло 13 человек и ранено 7...». Кроме этого, Новиков сообщил о разрыве фугасной бомбы на улице Горького, из-за чего был разрушен водопровод и газовая сеть. В экстренном порядке были предприняты меры по устранению разрушений и нормализации движения утром 23 июля. 
 
В документах РГАЭ сохранилось письмо очевидца трагических событий 22–23 июля, депутата Верховного Совета СССР, академика В.Н. Образцова наркому путей сообщения СССР Л.М. Кагановичу. В отправленном 23 июля письме Образцов сообщил: «В ночь на 23 июля я, провожая сестру, находился в убежище на метро /ст. Комсомольская/ и хочу сообщить Вам те недостатки организации, которые следует исправить. В метро было направлено, по-моему, не менее 10.000 человек пассажиров, многие из них с детьми и даже грудными. Медицинский пункт слишком мал и не может обслужить это количество». Автор в письме указывал на недостаточное количество питьевой воды и на отсутствие уборных для такого количества людей. Далее автор писал: «…не было никаких указаний публике о медицинском пункте, о воде и т.д. Были случаи потери детей…». В конце письма Образцов резюмировал: «…На платформах можно было-бы поставить для детей кровати, диваны или нары, или хотя-бы застелить среднюю часть платформы ковром, чтобы не было холодно детям спать на каменном полу». Л.М. Каганович в тот же день поставил резолюцию на данное письмо: «Новикову и Самодурову. Замечания верные и безусловно правильные. Срочно доложить, какие меры вами приняты». 
 
Практически сразу были приняты меры по ликвидации указанных недостатков. В исследованиях и статьях указывается, что на станциях метро было установлено около четырех тысяч детских кроваток, и столько же лежанок для взрослых, питьевые фонтанчики и водопроводные краны, созданы медицинские пункты и оборудованы туалетные комнаты. 
 
В военные годы метрополитен работал до 22 часов, а ночью использовался как убежище для москвичей. В дневные часы в случае объявления воздушной тревоги поезда останавливались и метро было открыто для спасения жителей столицы. По данным источников в 1941 г. в метро укрывалось в общей сложности 13,9 млн граждан. Столичное метро работало в условиях реальных боевых действий вокруг Москвы, экстренной эвакуации предприятий, острой нехватки рабочей силы, оборудования и материалов. 
 
Полностью оснащение бомбоубежищ всем необходимым было закончено к осени 1941 г. А утром 16 октября 1941 г. впервые за всю его историю метрополитен был закрыт для пассажиров. Началась подготовка к эвакуации оборудования, подвижного состава и уничтожению тоннелей. К вечеру, ранее принятые решения были отменены и на следующий день метрополитен снова работал в штатном режиме. Осенью 1941 г., когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, работники метро активно участвовали в боевых операциях по защите столицы и сооружении оборонительных рубежей. Женщины и дети в мастерских московского метрополитена круглосуточно, без выходных ремонтировали танки, изготовляли мины и противотанковые ежи. 
 
Несмотря на военное положение, дефицит кадров, трудности снабжения, коллективы Метрополитена и Метростроя, работая по несколько смен, смогли обеспечить бесперебойную работу метро в начальные месяцы войны и полностью возобновить строительство новых станций уже в декабре 1941 г. В годы войны были открыты станции Новокузнецкая, Павелецкая, Завод имени Сталина, Бауманская, Электрозаводская, Сталинская, Парк Культуры и Отдыха имени Сталина. 
 
В сложных условиях военного времени столичный метрополитен продолжал работать, строить и созидать. 
 
Д.М. Гаврилин, Отдел НИР и маркетинга РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2025
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x