Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Инженер-танкостроитель Нина Ивановна Масальская

В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) на хранении находятся документы о жизни и деятельности Н.И. Масальской, женщины с техническим складом ума и мужским характером. Нина Ивановна внесла значительный вклад в усовершенствование конструкции танков, в том числе – танка Т-34, танка Победы, который она знала досконально. В личном деле инженера Масальской – автобиография, характеристики с мест работы, свидетельство об окончании учебного заведения, личный листок по учету кадров, на основании которых прослеживается ее жизненный путь и профессиональная деятельность.
 
Нина Ивановна родилась в 1904 г. в г. Сарапуле Вятской губернии (ныне – Удмуртская Республика) в рабочей семье. В 1922 г. она избрана секретарем финансового отдела исполнительного комитета Дебесского уездного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вотской области, в 1923 г. являлась информатором Вотского обкома ВКП(б), руководила кружками политграмоты. В члены ВКП(б) вступила в 19 лет.
 
В 1929 г. Нина Ивановна – студентка конструкторского факультета Автотракторного института им. М.В. Ломоносова в Москве (Московский автомеханический институт им. М.В. Ломоносова). Столица надолго стала постоянным местом жительства молодого специалиста. В 1932 г. в качестве слушательницы она переведена в Военную академию моторизации и механизации им. И.В. Сталина, которую закончила в 1934 г. Н.И. Масальской присвоено звание военного инженера мотомехвойск РККА.
 
После окончания Военной академии Нина Ивановна посвятила свою жизнь разработке и усовершенствованию танков. По приказу Главного управления специального машиностроения (Главспецмаш) Наркомата среднего машиностроения (НКСМ) СССР от 5 октября 1939 г. № 107 она окончила курсы повышения квалификации инженерно-технических работников.
 
В Главспецмаше Н.И. Масальская принимала участие в деятельности комиссии по рассмотрению проекта и макета среднего танка Т-34 с торсионной подвеской, выполненной заводом № 183 им. Коминтерна. В РГАЭ на постоянном хранении имеется акт макетной комиссии, назначенной приказом Главспецмаша НКСМ СССР от 1 апреля 1941 г. № 014с/133. В акте значится, что вес танка составляет 25,5 тонн. Нина Ивановна немаловажное значение придавала безопасности экипажа и надежности боевой техники. В протоколе заседания макетной комиссии от 10 апреля 1941 г. зафиксировано особое мнение И.П. Терехина и Н.И. Масальской о необходимости исследования стойкости брони танка. Комиссия отметила отступления от тактико-технических требований, а также внесла определенные предложения по усовершенствованию среднего танка Т-34: сделать специальную вентиляцию башни, не допускать вибрацию корпуса при движении, в днище корпуса обязателен люк для выхода экипажа, окраска танка должна быть камуфляжной и др.
 
Приказом от 6 июля 1941 г. № 301сс нарком среднего машиностроения СССР В.А. Малышев контроль за выпуском танков возложил на ряд ведущих инженеров, в их числе была и Масальская. В 1942 г. Н.И. Масальская подготовила «Тактико-технические требования на опытные образцы зенитной установки в башне Т-34, с гидравлическим управлением для круговой стрельбы по зениту» и «Тактико-технические требования для 5-ти скоростной коробки перемены передач для танка Т-34». Она также участвовала в работе по просмотру чертежей завода №183 на корпус танка Т-34. 
 
Нина Ивановна поставила свою подпись в числе других под письмом (отправлено 4 сентября 1943 г. на имя Л.П. Берии), заступившись перед Государственным комитетом обороны СССР за директора завода № 112 Е.А. Рубинчика, на которого ранее было наложено взыскание. Решением ГКО СССР от 29 марта 1943 г. № 3092с «Об улучшении качества танков» директору завода объявлен выговор за выпуск танков с большим количеством дефектов и за нарушение технологического процесса. За годы войны под руководством генерал-майора инженерно-технической службы Е.Э. Рубинчика этот завод поставил фронту больше 12 тыс. танков, а директор был награжден четырьмя орденами Ленина.
 
В послевоенные годы Н.И. Массальская продолжила свою профессиональную деятельность по повышению надежности и эксплуатационных качеств танков Т-34, Т-44, Т-54. В РГАЭ имеется отчет о контрольных испытаниях танков Т-54 на заводе № 183 в 1949 г., в которых участвовала Нина Ивановна.
 
В качестве авторитетного работника старший инженер Н.И. Масальская участвовала в совещаниях в Главном управлении танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР. В сфере ее интересов были вопросы повышения межремонтного срока серийного танка Т-54.
 
В течение всей своей трудовой деятельности Н.И. Масальская работала на инженерных должностях в учреждениях и структурных подразделениях Наркомата среднего машиностроения СССР, Наркомата танковой промышленности СССР, Министерства транспортного машиностроения СССР, Министерства оборонной промышленности СССР. Каким бы ни был послужной список Нины Ивановны – приоритетным направлением ее трудовой деятельности являлось конструирование и совершенствование различных типов танков.
 
Талантливый инженер, она неоднократно поощрялась руководством за оперативное проведение работ по восстановлению неисправной бронетанковой техники и усовершенствованию танков, за достигнутые результаты по оказанию оперативной помощи заводам, выпускающим танки. Награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
 
Н.И. Масальская трудилась в учреждениях танковой промышленности в течение 20 лет и внесла весомый вклад в разработку и создание грозных боевых машин – отечественных танков.
 
Выражаем искреннюю признательность и благодарность за содействие в поиске сведений и материалов о Н.И. Масальской коллегам-архивистам: заместителю директора РГАСПИ М.С. Астаховой, директору РГВА В.П. Тарасову, начальнику ЦА МО РФ О.Д. Панкову, историку отечественного танкостроения И.Г. Желтову.
 
О.П. Литневский, Отдел НСА РГАЭ
 

#Росархив #РГАЭ #ВыдающаясяЛичность #МасальскаяНинаИвановна #ИнженерТанкостроитель #Главспецмаш #ТрудоваяДеятельность #АрхивныеДокументы #История 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2025
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x