Электронная коллекция документов РГАЭ «Экономика революции. 1917–1920 гг. (К 100-летию революций 1917 г.)»

Финансы революции

         Финансы революции 

          Первый раздел проекта посвящен теме «Финансы революции». В него включены электронные образы документов из фондов РГАЭ «Министерство финансов СССР», «Государственный банк СССР», «Коллекция документов деятелей финансирования и кредитования».
 
          Раздел, включающий 46 документов, состоит из четырех тематических групп:
- кредитно-финансовая система
- денежное обращение
- налогообложение
- госбюджет и  создание нового финансового аппарата. 
           
*     *     *
 
           Период революционных событий в бывшей Российской империи сопровождался ожесточенной политической и социальной борьбой между отдельными политическими силами и группами населения, переросшей затем в военные действия. Экономическая жизнь страны в период революции и гражданской войны носила специфический характер. На первый план выходили задачи выживания и мобилизации экономики для решения актуальных политических задач. Наиболее последовательными в решении этих задач оказались большевики, что и обусловило их победу в гражданской войне.
 
          В 1917 г. Российская империя вошла с большим государственным долгом, составлявшим к моменту его аннулирования 55 млрд. рублей. В большей своей части этот долг обуславливался ростом государственных расходов в период участия России в Первой мировой войне. Значительная часть этого долга составляли внешние займы, прежде всего у Англии и Франции. Огромный государственный долг составлял серьезную проблему для новых властей России, так как отвлекал значительные средства на погашение займов и уплату процентов по ним. Большевики здесь проявили себя последовательными сторонниками радикального решения этой проблемы. Сначала они приостановили выплату по купонам и дивидендам, а затем декретом ВЦИК от 21 января (3 февраля) 1918 г. аннулировали государственные займы. В дальнейшем данный декрет  был подкреплен рядом государственных законодательных актов, которые ограничили возможности владельцев ценных бумаг по их распоряжению (документ № 2). Исключения делались для учреждений новой власти и мелким вкладчикам (документ № 3). В  результате владельцы ценных бумаг были лишены возможности ими распоряжаться (документы № 3, 5).
 
          Столь же решительно действовала советская власть и в отношении банковской системы бывшей Российской империи. До революции в России сложилась система кредитных организаций, включавшая в себя государственные, частные, общественные банки и учреждения мелкого кредита. Начав с захвата Государственного банка и установления финансового контроля за деятельностью остальных кредитных учреждений, советская власть проводила в жизнь программную установку партии большевиков по национализации банков и установлении государственной монополии банковского дела (документы № 7, 8). Деятельность Народного банка РСФСР, созданного на базе бывшего Государственного банка Российской империи, по сравнению со своим предшественником носила ограниченный характер и все больше сводилась к выдаче денежных сумм на казначейства в соответствии со сметным характером финансирования экономики страны. Уже к концу первого года работы в Народном банке РСФСР сосредоточились кредитно – расчетные, кассовые и бюджетные операции (документ № 6). Внедрение безденежных расчетов между государственными организациями и предприятиями, отсутствие реальных возможностей для развития кредитного дела в условиях экономической разрухи в стране, обесценение денег способствовало деградации Народного банка в бюджетно–сметный аппарат. Логическим завершением эволюции Народного банка РСФСР стало его упразднение и слиянии с аппаратом Наркомата финансов РСФСР (документ № 9).
 
          Еще к началу Первой мировой войны состояние денежного обращения в России было достаточно благополучным. В годы войны эмиссии ничем не обеспеченных бумажных денег для финансирования военных расходов подорвало денежное хозяйство страны. На 1 сентября 1917 г. в обращении находилось кредитных билетов, не обеспеченных золотым покрытием, на сумму более 14 млрд. рублей. После захвата власти большевиками состояние денежного обращения ухудшилось. Разрушение прежней кредитно-банковской и налоговой систем, принудительное аннулирование государственного долга, ограничение населения в распоряжении принадлежавших им денежных сумм не способствовало росту доверия населения к деньгам новой власти. Кроме того, быстрый рост организаций и предприятий, финансировавшихся в сметном порядке, требовал все больших сумм денег для покрытия потребностей сметного финансирования. Поэтому уже в первые месяцы своего существования советское государство испытывало острый недостаток в наличных деньгах – «денежный голод». Чтобы его ослабить к обращению были разрешены деньги прежних правительств, а также денежные суррогаты (документы № 11, 12).  Дезорганизации денежного обращения способствовало и начало активной фазы гражданской войны, так как помимо большевиков денежные суррогаты выпускал еще и ряд «правительств», действовавших на территории бывшей Российской империи (документы № 15, 16). В результате боевых действий значительно снизился объем добываемого в стране золота, а имеющийся золотой запас оказался сразу в «нескольких руках» (документы № 19, 22). Недостаток в денежных знаках способствовал натурализации экономической жизни страны, что еще больше ухудшало состояние денежного обращения в стране. Занятое в условиях гражданской войны поисками средств на самые неотложные нужды советское государство сознательно отказалось от попыток оздоровления денежного обращения. Вся работа в области денежного обращения большевиков в условиях экономики революции свелась к выполнению чисто технической задачи по наращиванию объемов эмиссии ничем не обеспеченных бумажных денег, направляемых на покрытие бюджетного дефицита. Суррогатный неполноценный характер новых советских денег («совзнаков») особенно и не скрывался. Эти денежные знаки официально назывались расчетными знаками, что подчеркивало технический характер их эмиссий (документы № 14, 17, 20). К концу гражданской войны состояние денежного обращения на территории РСФСР можно было назвать катастрофическим.
 
          Первым шагом советской власти в области налогообложения стало установление обязательности взимания старых налогов под угрозой конфискации всего имущества. Эти меры в первую очередь касались имущественных слоев населения. Для сохранения имеющейся налоговой базы был введен временный запрет на реорганизацию торговых и торгово-промышленных предприятий (документ № 24). Сбор налогов возлагался на местные советы, которые часть налоговых поступлений должны были обращать на местные нужды (документ № 23). Однако ввиду тяжелого экономического положения в стране, а также полного отсутствия собственного налогового аппарата поступление налогов шло медленно и в недостаточном количестве. Более того, местные органы советской власти, как показывают жалобы с мест (документ № 29), вносили дезорганизацию в налогообложение, устанавливая разнообразные налоги, не предусмотренные общим законодательством. Советское государство пошло по пути чрезвычайных налогов с имущих групп сельского и городского населения. Самый известный из этой группы – 10 миллиардный революционный налог, введенный декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. Разверстка и взимание налога также была возложена на местные советские органы  (документы № 27, 28). При его проведении применялись самые жесткие меры вплоть до реквизиции имущества должника (документ № 30). По существу, этот налог являлся контрибуцией с имущих групп населения. Иногда подобные сборы принимали причудливые формы (документ № 25). Эти налоги носили «классовой» характер, так как служили целям не только пополнения бюджета, но и выравнивания имущественного положения населения. 
         
       Другим важным видом налога в преимущественно крестьянской стране стал натуральный налог на сельских хозяев в виде отчисления части сельскохозяйственной продукции, установленной декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. (документ № 26). И этот налог носил «классовый характер», так как наибольшая тяжесть налога приходилась на наиболее обеспеченные крестьянские хозяйства.  В связи с ухудшением продовольственного положения вскоре этот налог был заменен продразверсткой. В 1920 г. под руководством Наркомата финансов РСФСР предпринимается попытка упорядочить налоговые сборы и разработать единый подоходно-поимущественный налог (документ № 32). Но в условиях натурализации экономики и приостановлении 3 февраля 1921 г. взимания всех действующих налогов эта попытка не была реализована на практике. 
 
В.С.Пушкарев
 

Финансы революции

 
№№
п/п
Содержание документа
Дата
Архивный шифр

Кредитно-банковская система

1.
13 апреля 1917 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 116. Л. 180, 181.
2.
8 марта 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3227. Л. 11.
3.
 
 
11 июня
12 июня
17 августа
1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 116. Л. 15 – 17.
4.
20 июня 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3227. Л. 34 – 34об.
5.
4 августа 1918 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 1. Д. 13. Л. 91об.
6.
25 сентября 1918 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 8. Д. 11. Л. 1 – 3об.
7.
10 декабря 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 10. Л. 7 – 10.
8.
не ранее 6 января 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 10. Л. 6 – 6об.
9.
1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 1, 2.
10.
19 августа 1921 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6302. Л. 72.

Денежное обращение

11.
1917 г.
РГАЭ. Ф. 256. Оп. 1. Д. 11. Л. 2, 2об.
12.
11 июня 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3227. Л. 26.
13.
11 июня 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 82а. Л. 5, 5об., 6.
14.
20 февраля 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 166. Л. 52, 54.
15.
20 марта 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 181. Л. 25, 25об., 26.
16.
23 июня 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 182. Л. 146.
17.
1919 г.
РГАЭ. Ф. 256. Оп. 1. Д. 11. Л. 5, 5об.
18.
21 апреля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1346. Л. 31, 31об.
19.
28 мая 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1346. Л. 24 – 28.
20.
1 марта 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 166. Л. 87.
21.
25 октября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 166. Л. 98.
22.
29 марта 1926 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 3. Д. 399. Л. 149.

Налогообложение

23.
21 марта 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6683. Л. 1, 1об.
24.
15 августа 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6683. Л. 11, 11об.
25.
5 октября 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 121. Л. 10.
26.
30 октября 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4769. Л. 1 – 3об.
27.
30 декабря 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4784. Л. 9 – 10.
28.
5 ноября 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6688. Л. 15, 15об.
29.
1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 121. Л. 4 – 6.
30.
16 августа 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4989. Л. 19 – 19об.
31.
12 ноября 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4989. Л. 1 – 1об.
32.
20 марта 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 5124. Л. 9.

Госбюджет и создание нового финансового аппарата

33.
10 января 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1. Л. 10, 16, 16об.
34.
 
 
11 мая – 29 мая 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1018. Л. 4, 5.
35.
29 июля 1918 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 1. Д. 13. Л. 40.
36.
5 августа 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1018. Л. 25.
37.
13 декабря 1918 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 19. Л. 43 – 44об.
38.
 
 
 
19 апреля – 5 мая 1919 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3785. Л. 73, 79, 82.
39.
24 января 1920 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 9а. Д. 58. Л. 51 – 54.
40.
26 февраля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 9а. Д. 58. Л. 112 – 112об.
41.
16 марта 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 231. Л. 9 – 9об., 10 – 10об.
42.
3 ноября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1750. Л. 5, 5об.
43.
15 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 92об., 93.
44.
8 марта 1921 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1750. Л. 29об.
45.
19 апреля 1921 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 143 – 143об.
46.
14 мая 1921 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 79.

 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2017
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!