Финансы революции
Финансы революции
Первый раздел проекта посвящен теме «Финансы революции». В него включены электронные образы документов из фондов РГАЭ «Министерство финансов СССР», «Государственный банк СССР», «Коллекция документов деятелей финансирования и кредитования».
Раздел, включающий 46 документов, состоит из четырех тематических групп:
- кредитно-финансовая система
- денежное обращение
- налогообложение
- госбюджет и создание нового финансового аппарата.
* * *
Период революционных событий в бывшей Российской империи сопровождался ожесточенной политической и социальной борьбой между отдельными политическими силами и группами населения, переросшей затем в военные действия. Экономическая жизнь страны в период революции и гражданской войны носила специфический характер. На первый план выходили задачи выживания и мобилизации экономики для решения актуальных политических задач. Наиболее последовательными в решении этих задач оказались большевики, что и обусловило их победу в гражданской войне.
В 1917 г. Российская империя вошла с большим государственным долгом, составлявшим к моменту его аннулирования 55 млрд. рублей. В большей своей части этот долг обуславливался ростом государственных расходов в период участия России в Первой мировой войне. Значительная часть этого долга составляли внешние займы, прежде всего у Англии и Франции. Огромный государственный долг составлял серьезную проблему для новых властей России, так как отвлекал значительные средства на погашение займов и уплату процентов по ним. Большевики здесь проявили себя последовательными сторонниками радикального решения этой проблемы. Сначала они приостановили выплату по купонам и дивидендам, а затем декретом ВЦИК от 21 января (3 февраля) 1918 г. аннулировали государственные займы. В дальнейшем данный декрет был подкреплен рядом государственных законодательных актов, которые ограничили возможности владельцев ценных бумаг по их распоряжению (документ № 2). Исключения делались для учреждений новой власти и мелким вкладчикам (документ № 3). В результате владельцы ценных бумаг были лишены возможности ими распоряжаться (документы № 3, 5).
Столь же решительно действовала советская власть и в отношении банковской системы бывшей Российской империи. До революции в России сложилась система кредитных организаций, включавшая в себя государственные, частные, общественные банки и учреждения мелкого кредита. Начав с захвата Государственного банка и установления финансового контроля за деятельностью остальных кредитных учреждений, советская власть проводила в жизнь программную установку партии большевиков по национализации банков и установлении государственной монополии банковского дела (документы № 7, 8). Деятельность Народного банка РСФСР, созданного на базе бывшего Государственного банка Российской империи, по сравнению со своим предшественником носила ограниченный характер и все больше сводилась к выдаче денежных сумм на казначейства в соответствии со сметным характером финансирования экономики страны. Уже к концу первого года работы в Народном банке РСФСР сосредоточились кредитно – расчетные, кассовые и бюджетные операции (документ № 6). Внедрение безденежных расчетов между государственными организациями и предприятиями, отсутствие реальных возможностей для развития кредитного дела в условиях экономической разрухи в стране, обесценение денег способствовало деградации Народного банка в бюджетно–сметный аппарат. Логическим завершением эволюции Народного банка РСФСР стало его упразднение и слиянии с аппаратом Наркомата финансов РСФСР (документ № 9).
Еще к началу Первой мировой войны состояние денежного обращения в России было достаточно благополучным. В годы войны эмиссии ничем не обеспеченных бумажных денег для финансирования военных расходов подорвало денежное хозяйство страны. На 1 сентября 1917 г. в обращении находилось кредитных билетов, не обеспеченных золотым покрытием, на сумму более 14 млрд. рублей. После захвата власти большевиками состояние денежного обращения ухудшилось. Разрушение прежней кредитно-банковской и налоговой систем, принудительное аннулирование государственного долга, ограничение населения в распоряжении принадлежавших им денежных сумм не способствовало росту доверия населения к деньгам новой власти. Кроме того, быстрый рост организаций и предприятий, финансировавшихся в сметном порядке, требовал все больших сумм денег для покрытия потребностей сметного финансирования. Поэтому уже в первые месяцы своего существования советское государство испытывало острый недостаток в наличных деньгах – «денежный голод». Чтобы его ослабить к обращению были разрешены деньги прежних правительств, а также денежные суррогаты (документы № 11, 12). Дезорганизации денежного обращения способствовало и начало активной фазы гражданской войны, так как помимо большевиков денежные суррогаты выпускал еще и ряд «правительств», действовавших на территории бывшей Российской империи (документы № 15, 16). В результате боевых действий значительно снизился объем добываемого в стране золота, а имеющийся золотой запас оказался сразу в «нескольких руках» (документы № 19, 22). Недостаток в денежных знаках способствовал натурализации экономической жизни страны, что еще больше ухудшало состояние денежного обращения в стране. Занятое в условиях гражданской войны поисками средств на самые неотложные нужды советское государство сознательно отказалось от попыток оздоровления денежного обращения. Вся работа в области денежного обращения большевиков в условиях экономики революции свелась к выполнению чисто технической задачи по наращиванию объемов эмиссии ничем не обеспеченных бумажных денег, направляемых на покрытие бюджетного дефицита. Суррогатный неполноценный характер новых советских денег («совзнаков») особенно и не скрывался. Эти денежные знаки официально назывались расчетными знаками, что подчеркивало технический характер их эмиссий (документы № 14, 17, 20). К концу гражданской войны состояние денежного обращения на территории РСФСР можно было назвать катастрофическим.
Первым шагом советской власти в области налогообложения стало установление обязательности взимания старых налогов под угрозой конфискации всего имущества. Эти меры в первую очередь касались имущественных слоев населения. Для сохранения имеющейся налоговой базы был введен временный запрет на реорганизацию торговых и торгово-промышленных предприятий (документ № 24). Сбор налогов возлагался на местные советы, которые часть налоговых поступлений должны были обращать на местные нужды (документ № 23). Однако ввиду тяжелого экономического положения в стране, а также полного отсутствия собственного налогового аппарата поступление налогов шло медленно и в недостаточном количестве. Более того, местные органы советской власти, как показывают жалобы с мест (документ № 29), вносили дезорганизацию в налогообложение, устанавливая разнообразные налоги, не предусмотренные общим законодательством. Советское государство пошло по пути чрезвычайных налогов с имущих групп сельского и городского населения. Самый известный из этой группы – 10 миллиардный революционный налог, введенный декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. Разверстка и взимание налога также была возложена на местные советские органы (документы № 27, 28). При его проведении применялись самые жесткие меры вплоть до реквизиции имущества должника (документ № 30). По существу, этот налог являлся контрибуцией с имущих групп населения. Иногда подобные сборы принимали причудливые формы (документ № 25). Эти налоги носили «классовой» характер, так как служили целям не только пополнения бюджета, но и выравнивания имущественного положения населения.
Другим важным видом налога в преимущественно крестьянской стране стал натуральный налог на сельских хозяев в виде отчисления части сельскохозяйственной продукции, установленной декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. (документ № 26). И этот налог носил «классовый характер», так как наибольшая тяжесть налога приходилась на наиболее обеспеченные крестьянские хозяйства. В связи с ухудшением продовольственного положения вскоре этот налог был заменен продразверсткой. В 1920 г. под руководством Наркомата финансов РСФСР предпринимается попытка упорядочить налоговые сборы и разработать единый подоходно-поимущественный налог (документ № 32). Но в условиях натурализации экономики и приостановлении 3 февраля 1921 г. взимания всех действующих налогов эта попытка не была реализована на практике.
В.С.Пушкарев
Финансы революции
№№
п/п
|
Содержание документа
|
Дата
|
Архивный шифр
|
Кредитно-банковская система |
|||
1.
|
13 апреля 1917 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 116. Л. 180, 181.
|
|
2.
|
8 марта 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3227. Л. 11.
|
|
3.
|
Прошение французской гражданки Люси Виэль на выдачу из её сейфа ценных бумаг и драгоценных металлов.
|
11 июня
12 июня
17 августа
1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 116. Л. 15 – 17.
|
4.
|
20 июня 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3227. Л. 34 – 34об.
|
|
5.
|
4 августа 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 1. Д. 13. Л. 91об.
|
|
6.
|
25 сентября 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 8. Д. 11. Л. 1 – 3об.
|
|
7.
|
10 декабря 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 10. Л. 7 – 10.
|
|
8.
|
не ранее 6 января 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 10. Л. 6 – 6об.
|
|
9.
|
1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 1, 2.
|
|
10.
|
19 августа 1921 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6302. Л. 72.
|
|
Денежное обращение |
|||
11.
|
1917 г.
|
РГАЭ. Ф. 256. Оп. 1. Д. 11. Л. 2, 2об.
|
|
12.
|
11 июня 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3227. Л. 26.
|
|
13.
|
11 июня 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 82а. Л. 5, 5об., 6.
|
|
14.
|
20 февраля 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 166. Л. 52, 54.
|
|
15.
|
20 марта 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 181. Л. 25, 25об., 26.
|
|
16.
|
23 июня 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 182. Л. 146.
|
|
17.
|
1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 256. Оп. 1. Д. 11. Л. 5, 5об.
|
|
18.
|
21 апреля 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1346. Л. 31, 31об.
|
|
19.
|
28 мая 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1346. Л. 24 – 28.
|
|
20.
|
1 марта 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 166. Л. 87.
|
|
21.
|
25 октября 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 166. Л. 98.
|
|
22.
|
29 марта 1926 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 3. Д. 399. Л. 149.
|
|
Налогообложение |
|||
23.
|
21 марта 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6683. Л. 1, 1об.
|
|
24.
|
15 августа 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6683. Л. 11, 11об.
|
|
25.
|
5 октября 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 121. Л. 10.
|
|
26.
|
30 октября 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4769. Л. 1 – 3об.
|
|
27.
|
30 декабря 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4784. Л. 9 – 10.
|
|
28.
|
5 ноября 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 6688. Л. 15, 15об.
|
|
29.
|
1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 121. Л. 4 – 6.
|
|
30.
|
16 августа 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4989. Л. 19 – 19об.
|
|
31.
|
12 ноября 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 4989. Л. 1 – 1об.
|
|
32.
|
20 марта 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 5124. Л. 9.
|
|
Госбюджет и создание нового финансового аппарата |
|||
33.
|
10 января 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1. Л. 10, 16, 16об.
|
|
34.
|
|
11 мая – 29 мая 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1018. Л. 4, 5.
|
35.
|
29 июля 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 1. Д. 13. Л. 40.
|
|
36.
|
5 августа 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1018. Л. 25.
|
|
37.
|
13 декабря 1918 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 19. Л. 43 – 44об.
|
|
38.
|
|
19 апреля – 5 мая 1919 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 3785. Л. 73, 79, 82.
|
39.
|
24 января 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 9а. Д. 58. Л. 51 – 54.
|
|
40.
|
26 февраля 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 9а. Д. 58. Л. 112 – 112об.
|
|
41.
|
16 марта 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 231. Л. 9 – 9об., 10 – 10об.
|
|
42.
|
3 ноября 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1750. Л. 5, 5об.
|
|
43.
|
15 декабря 1920 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 92об., 93.
|
|
44.
|
8 марта 1921 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1750. Л. 29об.
|
|
45.
|
19 апреля 1921 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 143 – 143об.
|
|
46.
|
14 мая 1921 г.
|
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1603. Л. 79.
|