Российский государственный архив экономики информирует о возобновлении работы всех читальных залов архива с 21 июня 2021 г. Российский государственный архив экономики представляет информационные площадки архива в социальных сетях: В Контакте, Instagram, Facebook. Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Финансы СССР в годы войны. 1941–1945 гг.

Прошло более 80 лет со времени начала Великой Отечественной войны 1941–1945  гг. – одной из самых трагических дат в истории нашей страны.

Победа в Великой Отечественной войне далась непросто.  Важной составляющей  победы стало поддержание финансовой системы СССР на должном уровне, обеспечивающим бесперебойное снабжение Красной Армии всем необходимым для успешного ведения боевых действий.  В условиях стремительного роста расходов на оборону, потери миллионов квалифицированных рабочих рук, сокращения экономического потенциала страны выполнение задачи сохранения ее финансового потенциала представлялось задачей, которая не имела простых решений.
 
Затронутые сюжеты получили освещение в исторической литературе. Назовем монографию   известного государственного деятеля,  профессионального экономиста Н.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (М., 1948), в которой впервые  в советской историографии  описывается  феномен военной экономики в СССР. Из современной историографии нельзя не обратить внимание на 4-х томную «Историю Министерства финансов России», подготовленную ведущими специалистами отрасли с использованием архивных документов. В третьем томе издания освещается, в т.ч., история советских финансов в годы Великой Отечественной войны (М., 2002). В юбилейном 2020 г. также увидела свет документальная серия  «Наркомат финансов СССР в годы Великой Отечественной войны»
 
Настоящий раздел интернет-проекта РГАЭ «Военная экономика СССР – фундамент победы в Великой Отечественной войне. 1941–1945 гг.» призван непосредственно ознакомить пользователей с архивными первоисточниками по теме «Финансы СССР в годы войны». В РГАЭ хранятся документы архивных фондов учреждений, осуществлявших руководство и координацию деятельности финансовых органов на территории СССР в годы войны. Это архивные фонды Наркомата финансов СССР (Ф.7733), Госбанка СССР (Ф.2324), Госплана СССР (Ф.4372). Документы вышеуказанных фондов послужили источниковой базой для данного проекта. Цифровые копии выявленных документов расположены по 6 разделам («Ценообразование», «Налогообложение», «Военные займы», «Расходы на оборону», «Бюджет», «Денежное обращение»), представляющих из себя наиболее значимые направления в работе финансовых органов СССР.
 
Ценообразование. В вопросе ценообразования советские финансовые работники проводили политику по экономии государственных средств. В первую очередь это касалось отпускных цен на продукцию военной промышленности. Вычислялась детальная калькуляция с задачей хотя бы немного уменьшить отпускные цены (Документы № 3, № 5, № 6, № 10). При этом поощрялись технические новшества, способствующие снижению цен на производство вооружения и боеприпасов.
 
По-другому осуществлялось регулирование цен на товары широкого потребления, включая продукты питания, не попавшие в число нормированных продуктов. Если пайковые цены (то есть цены на нормированные товары) старались удержать на минимальном уровне, то цены на ненормированные товары массового спроса фактически следовали за ценами «колхозного рынка», то есть за ценами «черного рынка». В начале войны быстрый рост цен «колхозного рынка» на товары массового спроса  (Документы № 1, № 7) вызвал такой же рост цен на ненормированные товары в государственной торговой сети (Документ № 2). В последние годы войны в связи с некоторым снижением цен «колхозного рынка» были снижены цены на продовольственные товары и в системе государственной коммерческой торговли (Документ № 4).
 
Интересно, что подобную динамику имели цены на товары массового потребления и в освобожденных районах СССР. Если в период оккупации и сразу после нее цены были выше, чем в районах СССР, не подвергавшихся оккупации, то по мере налаживания хозяйственной жизни на освобожденных территориях происходило снижение цен на товары широко потребления и прежде всего товары массового спроса (Документ № 9). В конце войны оборонная промышленность все более вовлекается в производство продукции гражданского назначения. В вопросе ценообразования на данную продукцию происходила борьба между узковедомственными интересами оборонных наркоматов и позицией Госплана СССР, отстаивавшим более сбалансированную позицию (Документ № 8).
 
Налогообложение. В период действия военной экономики государство не может, ввиду огромного роста военных расходов, ограничиться объемом налоговых поступлений, характерных для мирного времени. Поэтому на период войны вводятся дополнительно как прямые, так и косвенные налоги. Для СССР в период Великой Отечественной войны наибольшее значение имели военный налог и налог с оборота. Военный налог – это денежный сбор с населения, введенный с 1 января 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. Обложению подлежали граждане в возрасте с 18 лет и до наступления пенсионного возраста, за исключением ряда льготных групп (например, военнослужащих). Другим важным налогом для пополнения государственной казны был налог с оборота. Этот налог собирался в виде отчислений предприятий в государственный бюджет. Размер отчислений определялся обычно разницей между оптовой и розничной ценой. Взимался налог преимущественно в отраслях промышленности, производящих товары для населения.
 
Но мало было ввести новые налоги. Надо было добиться их хорошей собираемости. Деятельность налоговых органов страны была нацелена на собирание максимальной суммы налоговых поступлений, для этого принимались энергичные меры (Документы № 11, № 12, № 16). При этом уделялось внимание вопросу  собираемости и других видов налогов, например, налогов с сельского населения  (Документы № 14, № 16). С поставленной задачей налоговые органы государства в целом справились (Документы № 18, № 19, № 20). Однако чрезмерный нажим налоговых органов на население во время сбора налогов приводил к нарушениям, когда с людей пытались собрать налоги, незаконно на них начисленные (Документы № 21, № 22, № 23). Значительной части граждан,  переселенных или проживавших на освобожденных от немецкой оккупации территориях, были предоставлены налоговые льготы (Документы № 15, № 17). Это позволяло ускорить процесс восстановления нормальной хозяйственной жизни на этих территориях.
 
Военные займы. Рост производства военной продукции требовал постоянного увеличения ассигнований на военное производство. В условиях ограниченных возможностей для внешнего заимствования советское государство воспользовалось опытом первых пятилеток, когда развитие промышленности страны было профинансировано в том числе и за счет роста внутреннего долга, то есть размещением государственных займов среди населения. Всего за годы войны в 1942–1945 гг. было размещено среди населения 4 государственных военных займа. Размещение займов сопровождалось активной пропагандисткой кампанией по привлечению граждан к участию в этом событии (Документы № 28, № 35). Уже первый государственный военный займ показал, что население одобрительно относится к идее оказать финансовую поддержку государству в тяжелые годы военных испытаний. Так,  первый государственный военный займ 1942 г. общей суммой в 10 млрд. рублей был размещен среди населения в течение  всего одного месяца – апреля 1942 г. При этом была собрана сумма в 12 млрд. рублей (Документ № 27). Также успешно прошли кампании по привлечению средств  граждан в государственную казну. Нередки были случаи, когда люди подписывались на суммы в 8–10 тысяч и более рублей (Документы № 32, № 33, № 34). В начале войны продолжались поступления в казну и по предвоенным государственным займам (Документ № 25). Облигации всех займов можно было продать или обменять на деньги или продукты и даже похитить (Документ № 31).
 
Другими важными центрами по сбору добровольных пожертвований граждан на вооружение Красной Армии стали различные фонды: Фонд обороны СССР, Фонд Красной Армии, Фонд Главного командования Красной Армии. Миллионы людей жертвовали свои деньги в эти фонды, чтобы военная промышленность могла дать дополнительную продукцию и этим приблизить День Победы (Документы № 29, № 30).
 
Расходы на оборону. В центре внимания советских финансовых органов во время войны было безусловное исполнение статей государственного бюджета, связанных с расходами на оборону. После начала войны 100% финансовое обеспечение этих статей приобрело для страны жизненно важное значение. Выполнение этой главной задачи имело непростые решения, так как расходы на оборону в условиях военного времени резко возросли (Документы № 39, № 40). Рост военных расходов оказывается еще большим, если в них включить и необходимые сопутствующие расходы. Например, расходы государства на эвакуацию населения и предприятий (Документы № 36, № 38), на выплату населению компенсации за изъятое имущество (Документ № 37), на обеспечение продовольственных баз для партизан (Документы № 41, № 42) и многое другое.
 
Советскому государству удалось обеспечить необходимым финансовым наполнением статьи бюджета, связанных с расходами на оборону, в течение всего периода Великой Отечественной войны. В то же время расходы на оборону в течение  всего периода военных действий непрерывно росли (Документы № 43, № 45, № 47), что обуславливалось в первую очередь постоянным перевооружением армии и военного флота и численным ростом военных контингентов. Финансовые органы страны боролись за экономию военных расходов путем соблюдения финансовой дисциплины и правильной организации управления финансирования обороны (Документ № 44).
 
Бюджет. С начала войны государственные бюджеты СССР и союзных республик из-за резкого снижения доходности потеряли сбалансированность и приобрели дефицитный характер (Документ № 48). Чтобы сохранить расходы на оборону на высоком уровне пришлось уменьшить расходы на другие важнейшие статьи бюджета (например, народное хозяйство и культуру) (Документы № 51, № 54). Положение усугубилось снижением объемов денежных поступлений по налогу с оборота. Такое положение было связано с сокращением объемов товарооборота государственной и кооперативной торговли, что еще больше увеличило бюджетный дисбаланс. Положение спасла сознательная жертва миллионов советских людей: за счет выплат существенно увеличившихся налогов на физических лиц, массовой подписки на государственные займы, а также других выплат советских граждан (Документ № 50) дисбаланс государственного бюджета был преодолен и в последние годы войны он вновь становится бездефицитным (Документы № 53, № 54). Этому способствовало и развитие в 1944–1945 гг. государственной коммерческой торговли, что снова увеличило поступление в казну налога с оборота.
 
Одним из следствий прогрессирующего роста расходов госбюджета на оборону стало сокращение ассигнований на развитие отраслей промышленности, непосредственно не связанных с производством вооружений (Документы № 49, № 58). Это приводило к росту убыточности промышленности СССР. Всего по подсчетам Наркомата финансов СССР за годы войны на дополнительные расходы, связанные с ведением боевых действий, было израсходовано примерно 300 млрд. рублей. Эти расходы были покрыты за счет населения, как в виде налогов и других выплат, так и в виде роста цен на товары широкого потребления, что увеличило размер налога с оборота (Документ № 57).
 
Денежное обращение. В связи с оккупацией части территории Советского Союза немецкими войсками возникла проблема контроля Советского государства над денежным обращением. Были предприняты беспрецедентные меры по эвакуации денежных фондов конторами  Госбанка СССР (Документ № 59). Однако, несмотря на все принятые меры, значительные суммы советских денег попали в руки оккупантов,  были уничтожены или вывезен за рубеж (Документы № 60, № 68). Другой вынужденной мерой со стороны Советского государства стала эмиссия «пустых», то есть не обеспеченных золотовалютными резервами или товарными массами, денег. Это было связано с уменьшением товарных запасов в руках государства и быстрым ростом цен на товары первой необходимости (Документы № 61, № 62). В свою очередь рост номинальной денежной массы  раскручивал спираль инфляции и способствовал дальнейшему росту цен на продукты питания (Документы № 63, № 65).
 
Положение несколько изменилось в лучшую сторону в последние годы войны. В связи с освобождением советской территории от врага и начавшимся процессом восстановления экономики страны снова увеличились товарные массы в руках государства, что создало предпосылки для успешного ведения государственной коммерческой торговли. При этом значительно снизилась денежная эмиссия и вырос налог с оборота. Впервые с начала войны начали снижаться цены «колхозного рынка» на продукты питания (Документы № 67, № 69). Исследования специалистов наркомата финансов показали, что за время войны появился слой людей, в руках которых сосредоточились значительные денежные суммы (Документ № 66). Состояние денежного обращения требовало его упорядочение путем проведения денежной реформы, что и было осуществлено посредством  денежной реформы 1947 г.
 
Материал к публикации подготовлен творческой группой в составе:   Е.Р. Курапова (руководитель проекта), В.С. Пушкарев, М.С. Серпиков, И.М. Ким, И.А. Цыганов, А.В. Гапузин,  Е.В. Дерусова.

 

Ценообразование

Налогообложение

Военные займы

Расходы на оборону

Бюджет

Денежное обращение


 
Содержание документа
Дата документа
Поисковые данные

Ценообразование

1.
май 1942 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 361. Л. 181, 180.
2.
16 июля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 843. Л. 19 с об.
3.
22 августа 1942 г.
8 сентября 1942 г.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93сч. Д. 1110. Л. 10, 9.
4.
Записка заместителя председателя СНК СССР А.И. Микояна и наркома торговли СССР А.В. Любимова И.В. Сталину с предложением о снижении коммерческих цен на продовольственные товары в коммерческих магазинах и ресторанах и о предоставлении скидки с цен в этих заведениях офицерскому составу Красной Армии, с приложением сопроводительного письма А.И. Микояна о направлении копий записки В.М. Молотову, Л.П. Берии, Г.М. Маленкову, К.Е. Ворошилову, Н.А. Вознесенскому.
6 сентября 1944 г.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93сч. Д. 1244. Л. 19, 18.
5.
17 марта 1943 г.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93сч. Д. 1107. Л. 10.
6.
16 апреля 1943 г.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93сч. Д. 1107. Л. 14, 13.
7.
3 сентября 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1576. Л. 42, 22.
8.
5 августа 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1613. Л. 264, 263.
9.
15 августа 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 244. Л. 18, 17.
10.
13 сентября 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1613. Л. 208, 206.

Налогообложение

11.
13 мая 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 844. Л. 67, 66.
12.
15 мая 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 844. Л. 87, 86.
13.
19 мая 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1104. Л. 2 с об.
14.
23 августа 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1104. Л. 16, 15.
15.
4 ноября 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1412. Л. 6, 7.
16.
25 ноября 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1413. Л. 27, 26.
17.
26 ноября 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1412. Л. 5.
18.
1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1557. Л. 75.
19.
1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1557. Л. 73.
20.
1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1557. Л. 29.
21.
22 апреля 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1679. Л. 37, 38.
22.
26 апреля 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1744. Л. 15, 14.
23.
21 мая 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1744. Л. 34.

Военные займы

24.
Обращение личного состава 22-й танковой дивизии РККА к Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину с предложением о прекращении розыгрышей по всем тиражам государственных займов и о передаче этих средств в фонд государства для повышения обороноспособности страны с приложением сопроводительных писем, направленных начальником отдела политпропаганды 22-й танковой дивизии М.И. Калинину и управляющим делами Президиума Верховного Совета СССР Н.К. Козловым наркому финансов СССР А.Г. Звереву.
12 июля 1941 г.
18 июля 1941 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 569. Л. 1, 2.
25.
Таблицы «Сведения о поступлениях по Займу Третьей Пятилетки (выпуск четвертого года) в IV–м квартале на 21 ноября 1941 года» и «Сведения об изменении остатков вкладов населения в сберегательных кассах за период времени с 21/VI по 21/XI 1941 года» с приложением сопроводительного письма, направленного начальником Главного управления государственных трудовых сберегательных касс и госкредита Наркомата финансов СССР П.Я. Дмитричева заместителю наркома финансов СССР П.А. Малетину.
3 декабря 1941 г.
6 декабря 1941 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 570. Л. 17, 16.
26.
28 января 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 806. Л. 37, 36.
27.
24 апреля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 805. Л. 67.
28.
28 мая 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1034. Л. 91.
29.
9 июня 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1034. Л. 89.
30.
12 июля 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1034. Л. 92.
31.
29 июля 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1034. Л. 95, 94.
32.
31 мая 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30. Д. 403. Л. 5 с об.
33.
21 июня 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30. Д. 403. Л. 25.
34.
19 июля 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30. Д. 403. Л. 4 с об.
35.
26 апреля 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1679. Л. 27.

Расходы на оборону

36.
28 июня 1941 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 687. Л. 12.
37.
7 июля 1941 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 694. Л. 46.
38.
12 июля 1941 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 687. Л. 30, 29.
39.
Письмо наркома финансов СССР А.Г. Зверева председателю СНК СССР И.В. Сталину «О расходах на ведение войны из государственного бюджета в 1941 году» (с приложениями-таблицами: «Справка по оборонным расходам из государственного бюджета за 1941 год», «Справка о военных расходах, произведенных из государственного бюджета» за первое полугодие 1941 года», «Справка о расходах военного времени, произведенных из государственного бюджета за II полугодие 1941 года»).
7 февраля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 958. Л. 22, 21.
40.
4 июля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 958. Л. 45, 44.
41.
22 июля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 957. Л. 45.
42.
24 августа 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 806. Л. 78.
43.
16 марта 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1283. Л. 62.
44.
14 августа 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1283. Л. 76, 75.
45.
Записка наркома финансов СССР А.Г. Зверева «О расходах, произведенных Советским Союзом в связи с войной против гитлеровской Германии и ее союзников, за период 1941–1943 гг.», направленная председателю Комиссии по возмещению ущерба, нанесенного СССР гитлеровской Германией и ее союзниками, заместителю наркома иностранных дел СССР И.М. Майскому и письмо И.М. Майского о получении этих материалов (в приложении – «Справка о расходах, произведенных Советским Союзом в связи с войной против гитлеровской Германии и ее союзников, за период 1941–1943 гг. и о расходах, намеченных на 1944 год»).
26 апреля 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1399. Л. 42, 41.
46.
22 мая 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1877. Л. 99, 98.
47.
14 декабря 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1892. Л. 77.

Бюджет

48.
[1942 г.]
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 579. Л. обл., 36.
49.
3 июля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 811. Л. 39, 38.
50.
19–20 августа 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 945. Л. 38 с об.
51.
7 сентября 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1230. Л. 118, 117.
52.
20 апреля 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1555. Л. 35.
53.
10 июня 1944 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1563. Л. 200, 199.
54.
28 августа 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 402. Л. 28 с об.
55.
11 января 1945 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 402. Л. 6 с об.
56.
5 февраля 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1677. Л. 59, 58.
57.
25 августа 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1729. Л. 12, 11.
58.
13 ноября 1945 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1857. Л. 130.

Денежное обращение

59.
16 февраля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 805. Л. 8, 7.
60.
20 февраля 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 806. Л. 40, 39.
61.
14 ноября 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1236. Л. 10 с об.
62.
21 сентября 1942 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1236. Л. 6, 5.
63.
28 января 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1236. Л. 29, 28.
64.
13 февраля 1943 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36сч. Д. 1236. Л. 80 с об.
65.
27 июня 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 244. Л. 13 с об.
66.
2 ноября 1944 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 403. Л. 72 с об.
67.
13 февраля 1945 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 402. Л. 90 с об.
68.
14 марта 1945 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 244. Л. 20 с об.
69.
31 мая 1945 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 244. Л. 53 с об.
70.
июнь 1945 г.
РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 30с. Д. 402. Л. 60 с об.

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2021
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!