Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Предисловие

 
Владимир Дмитриевич Журин родился в 1891 году в семье купца, городского головы города Тетюши (№ 1). В.Д. Журин получил хорошее образование, закончил Петроградский политехнический институт Императора Петра Великого в звании «инженер-строитель» (№ 4). Этот институт готовил управленческо-хозяйственную и научно-техническую элиту. В учебном заведении преподавали известные профессора: П.Б. Струве, Ю.С. Гамбаров, А.П. Фан-дер-Флит, Б.Э. Нольде, К.П. Боклевский и др.
 
Еще будучи студентом, В.Д. Журин занимался изыскательскими работами в Средней Азии. Его привлекали тайны Голодной степи, Туранской низменности и Ферганской долины, осваиваемых песками. После окончания института он начал свою трудовую деятельность в Управлении ирригационных работ в Туркестане (Иртур) в должности старшего инженера Управления работ по постройке головных сооружений Голодностепской ирригационной системы (№ 5). В октябре 1918 года была сформирована экспедиция в Туркестан во главе с Г.К. Ризенкампфом, в состав которой вошёл и Владимир Дмитриевич. Путь в Туркестан проходил через Самару. Именно в Самаре ГубЧК арестовала всех сотрудников экспедиции и заключила их в Самарскую губернскую тюрьму. Поводом для арестов стали подозрения в контрреволюционной деятельности, а также наличие в составе экспедиции бывшего министра путей сообщения  Временного правительства Г.С. Тахтамышева и бывшего издателя монархической газеты «Земщина» С.К. Глинка-Янчевского. Но уже 25 февраля 1919 г. Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета принял постановление о прекращении дела по обвинению Иртура в контрреволюционности (№ 6). В.Д. Журин был освобожден из тюрьмы еще до этого постановления 8 декабря 1918 года (№ 7).
 
В начале 1920-х годов В.Д. Журин проектировал ирригационные системы и гидротехнические сооружения в Голодной степи, преподавал в Туркестанском государственном университете, организованном для подготовки квалифицированных специалистов, писал труды по гидравлике (№ 10).
 
Знаменательной вехой в жизни В.Д. Журина стало участие в разработке Плана ГОЭЛРО. Он работал в руководимой Г.К. Ризенкампфом группе по Туркестанскому району и занимался проблемами электрификации Ферганской долины. В 1920 году В.Д. Журин написал доклад в Комиссию ГОЭЛРО «Электрификация Ферганского района» (№ 9).
 
В 1925 году в Ташкенте по инициативе В.Д. Журина организован Опытно-исследовательский институт водного хозяйства (с 1960-х годов носит его имя). В.Д. Журин стал его директором. Он стремился создать научно-исследовательский институт, охватывающий все области водного хозяйства Средней Азии. Институт сыграл большую роль в развитии исследований в области гидротехники, мелиорации земель, эксплуатации гидромелиоративных систем и водохозяйственного строительства.
 
С начала 1930-х годов начался новый этап деятельности В.Д. Журина. В декабре 1930 года он был арестован и направлен в особое конструкторское бюро, где назначен начальником проектного технического отдела, занимавшегося строительством Беломорско-Балтийского водного пути (№ 13). В 1932 году В.Д. Журин был досрочно освобождён (№ 19), но продолжал работать в Беломорстрое. По окончании строительства в 1933 году В.Д. Журин награждён орденом Трудового Красного Знамени. В Постановлении ЦИК СССР от 8 августа 1933 года «О награждении орденами Союза ССР работников, инженеров и руководителей строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина» отмечается роль В.Д. Журина в строительстве: «Наградить орденом Трудового Красного Знамени …Журина Владимира Дмитриевича – начальника проектного отдела строительства (был осуждён за вредительство по ст. 58–7 и досрочно освобождён в 1932 году), крупного инженера, обеспечившего выполнение всех проектных работ по сооружениям Беломорстроя». 
 
С этого времени В.Д. Журин прочно связан с крупнейшими стройками эпохи, курируемыми ОГПУ–НКВД.
 
Его назначают заместителем главного инженера строительства канала Москва – Волга. Решение о строительстве этого канала было принято еще в 1931 году. Канал был необходим для обеспечения растущей Москвы питьевой водой, а также подъёма уровня Москва-реки и Волги для обеспечения судоходства. В 1932 году постановлением СНК СССР № 859 была утверждена трасса канала через Дмитров (№ 17). Для обеспечения работ по строительству приказом ОГПУ № 889 от 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ «Дмитлаг», просуществовавший более пяти лет. 17 апреля 1937 года произошло заполнение водой всей трассы канала Москва – Волга.
 
На этой стройке В.Д. Журиным было предложено ряд изобретений и оригинальных инженерных решений, ускоривших строительство.
 
По окончании строительства В.Д. Журин был награжден орденом Ленина и переведен в Волгострой в качестве главного инженера строительства. Волгострой – специальное управление НКВД СССР, занимавшееся строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов. Волгострой создан в 1935 году с целью было обеспечить выход канала Москва – Волга в сторону Нижней Волги и Водно-Балтийской водной системы через реку Шексну. Основную рабочую силу строительства составляли заключённые Волголага. На Волге и Шексне были построены мощные Угличский и Рыбинский гидроузлы и гидроэлектростанции с Угличским и Рыбинским водохранилищами. В.Д. Журин был автором проектов строительства Угличской и Рыбинской ГЭС. В обязанности главного инженера входило руководство изыскательскими, проектными и строительными работами. Под руководством В.Д. Журина впервые в мире осуществлен намыв плотины (Угличской) в зимних условиях. В.Д. Журиным, руководившим строительством, была предложена новая оригинальная технология производства железобетонных работ на основных сооружениях.
 
Во время Великой Отечественной войны в 1941–1942 годах В.Д. Журин руководил возведением линий обороны вдоль Волги. В 1943 году В.Д. Журину было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы. Во время временной консервации Волгостроя он был главным инженером Тагилстроя, затем – главным инженером строительства Широковской и Вилухинской ГЭС.
 
В связи с состоянием здоровья с 1946 года В.Д. Журин занимался только научно-педагогической работой. Он заведовал кафедрой гидравлики в Московском инженерно-строительном институте им. В.В. Куйбышева (№ 26). В МИСИ В.Д. Журин организовал новый курс «Гидромеханизация», где обобщил свой богатый опыт строительства гидротехнических сооружений, провёл большую организационную работу по воссозданию гидравлической лаборатории и созданию новой лаборатории по механизации, проводил большую научно-исследовательскую работу.
 
В 1950-е годы В.Д. Журин был председателем Секции водохозяйственных проблем АН СССР, возглавлял комиссии по приемке восстановленного Днепрогэса, по выбору створа Каховской ГЭС и др.
 
Еще в 1928 году квалификационной комиссией Учёного комитета ЦИК СССР В.Д. Журин утверждён в звании профессора. В 1944 году ему была присуждена учёная степень доктора технических наук.
 
В.Д. Журиным опубликовано более 40 работ. Его теоретические работы тесно связаны с производственными запросами инженерной гидротехники. Они посвящены гидравлике, гидромеханизации и гидротехническим сооружениям. В.Д. Журиным разработаны новые решения гидравлических задач (№ 24).
 
В.Д. Журин скончался 19 августа 1962 года.Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

 
Электронная экспозиция исторических документов приурочена к 130-летию со дня рождения В.Д. Журина. 

Целью представленной виртуальной подборки документов является сохранение исторической памяти о видных отечественных строителях-гидротехниках, учёных, внёсших весомый вклад в развитие страны. 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x