Российский государственный архив экономики сообщает о временном приостановлении работы читальных залов и приемной архива с 23 марта 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV). Российский государственный архив экономики представляет информационные площадки архива в социальных сетях: В Контакте, Instagram, Facebook. Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Ф. 1147. Алексеев Анатолий Дмитриевич

 
Анатолий Дмитриевич Алексеев – известный советский летчик.
 
В качестве лётчика-наблюдателя он участвовал в экспедиции по поиску и спасению экипажа дирижабля «Италия» Умберто Нобиле, потерпевшего крушение в 1928 г. В 1930 г. А.Д. Алексеев направлен в распоряжение Главного управления Северного морского пути, где работал в качестве лётчика, командира корабля, командира сводного отряда ледовой разведки. Из 18 полётных экспедиций А.Д. Алексеева наиболее примечательны следующие: вывоз зимовщиков с Северной земли (1934 г.); проводка эскадренных миноносцев Северным морским путем в Тихий океан (1936 г.); полёт на Северный полюс с целью высадки экспедиции И.Д. Папанина, возглавившего дрейфующую станцию «Северный полюс» (1937 г.); полёты с целью поиска пропавшего самолёта С.А. Леваневского (1937 г.); руководство авиационным отрядом по вывозу экипажей дрейфующих судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов» (1938 г.).
 
Главной целью ледовой разведки, проводимой А.Д. Алексеевым с начала 1930-х годов, являлась проводка судов по Северному морскому пути.
 
В конце 1930-х гг. А.Д. Алексеев покинул полярную авиацию и стал лётчиком-испытателем. Во время Великой Отечественной войны служил в качестве командира эскадрильи и командира корабля до осени 1944 г., выполняя ночные полёты.
 
В фонде А.Д. Алексеева  отложились документы его служебной и творческой деятельности, переписка, биографические материалы, фотографии и собранные им разноплановые материалы.
 
В составе комплекса материалов А.Д. Алексеева сохранились документы об его участии в экспедициях по спасению экипажа дирижабля «Италия», по вывозу людей с дрейфующих ледоколов; о проведении ледовой разведки и выполнении специальных заданий; о боевой, лётно-испытательной работе.
 
Статьи, доклады, лекции А.Д. Алексеева также рисуют картину развития полярной авиации в СССР, рассказывают об исторических экспедициях, в которых он  участвовал.
 
Особое место занимают художественные произведения А.Д. Алексеева, называемые им новеллами.
 
О круге общения А.Д. Алексеева в некоторой степени можно судить по его переписке  с полярными лётчиками, журналистами и писателями.
 
Биографические документы представлены автобиографиями, характеристиками, личными листками по учету кадров, справками, свидетельствами, приглашениями на торжественные, траурные и юбилейные мероприятия, например, на приёмы участников экспедиций на Северный полюс и перелёта «Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты» в 1937 г.
 
Визуальный ряд документов представлен индивидуальными и групповыми фотографиями А.Д. Алексеева, в частности, в экспедициях по спасению экипажа дирижабля «Италия», на Северный полюс, по поиску и спасению экипажей дрейфующих судов.
 
В качестве собранных фондообразователем документов фигурируют статьи, воспоминания других авторов о полярной авиации, немецкие издания и советские агитационные материалы периода Великой Отечественной войны, карты 1930-х гг., а также документы бортмеханика полярной авиации Н.Л. Кекушева, летавшего в 1930-е гг. вместе с А.Д. Алексеевым.

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2020
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!