Российско-монгольская выставка в Иркутске с участием РГАЭ.          Открыт доступ к ГИС УИАД!         Читайте дневники В.В. Цаплина на странице РГАЭ в ВКонтакте!        

Организация и освоение новых видов производства на судостроительных заводах накануне и в годы Великой Отечественной войны

Командующий Балтийским флотом Ф.Ф. Раскольников в рапорте от 31 августа 1920 г. Совету военной промышленности докладывал: «Ввиду того, что лучшие технические силы ушли от работы в области военного судостроения, и до сих пор на эту область не обращалось внимания, заводы, ранее строившие новые суда, теперь не могут даже справляться с ремонтом военного флота; это уже грозит потерей того, что еще уцелело от флота» (РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 3. Д. 348. Л. 4–4об.). 
 
В 1926 г. была принята программа военно-морского судостроения. Содержание программы: достройка, ремонт и модернизация кораблей старого флота, а также развертывание постройки новых кораблей для ведения боевых действий в соответствии с теорией «малой войны» подводных лодок, торпедных катеров, сторожевых кораблей. В то же время интенсивно укреплялась береговая оборона. 
 
11 января 1939 г. за счет разукрупнения Наркомата оборонной промышленности СССР был образован Наркомат судостроительной промышленности (НКСП) СССР под руководством И.И. Носенко. 
 
В связи с ростом советской экономики в течение второй пятилетки развития народного хозяйства, изменением внешнеполитической обстановки и уточнением военно-морских теоретических взглядов потребовался пересмотр ранее принятых программ военного судостроения. Начавшаяся Великая Отечественная война внесла в них и в мобилизационные планы серьезные коррективы. 
 
Накануне нападения Германии на СССР многие корабли находились на судостроительных заводах в различной степени готовности. Все корабли линейного флота были в начальной стадии постройки, крейсеры – не в высокой степени технической готовности, эсминцы серийных проектов проходили завершающий этап проверки. Немного строилось сторожевых кораблей, тральщиков и больших охотников за подводными лодками. Преимущественно строились средние подводные лодки. 
 
Заказанные Военно-морским флотом (ВМФ) 219 кораблей находились на стапелях у заводской стенки или проходили испытания. Они строились на 24 заводах НКСП СССР, на которых работало свыше ста тысяч человек. Помимо этого, военное судостроение обеспечивали более 200 заводов других наркоматов. В систему контрагентских поставок входили сотни предприятий. 
 
Следует отметить, что, несмотря на трудности выполнения программы создания «Большого флота», предусмотренного десятилетней кораблестроительной программой 1937 г., на ее срочную переориентацию на постройку легких сил флота, предвоенная советская судостроительная промышленность находилась на подъеме. 
 
События первой половины 1941 г. стали крайне тяжелым испытанием для советских кораблестроителей. 
 
10 июля 1941 г. Государственный комитет обороны СССР утвердил мобилизационный план строительства кораблей на II полугодие 1941 г. В соответствии с ним требовалось приостановить строительство линкоров проекта 23, тяжелых крейсеров проекта 69, крейсера «Петропавловск» и легких крейсеров проекта 68; сосредоточить усилия на постройке подводных лодок, эсминцев, тральщиков, охотников за подлодками, торпедных катеров и бронекатеров, подлежащих сдаче в ближайшее время; прекратить новые закладки кораблей на Ленинградских и Южных заводах, за исключением охотников за подлодками и торпедных катеров (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 2. Л. 7). 
 
В дополнение к этому 19 июля 1941 г. было решено приостановить строительство кораблей ВМФ, имеющих малый процент технической готовности; отменить закладку четырех подводных лодок типа «С» в г. Сормове. Кроме этого, следовало заложить в г. Николаеве со сроком сдачи в 1942 г. 12 охотников за подлодками и 20 бронекатеров (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 3. Л. 157.). 
 
Постановлением от 13 августа 1941 г. ГКО ССР утвердил программу строительства для ВМФ в 1941 г. и 1942 г. малых боевых кораблей (охотников за подлодками, торпедных катеров и бронекатеров) (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 6. Л. 17.). 
 
С 22 июня до конца 1941 г. самоотверженная работа кораблестроителей в тяжелейших условиях обеспечила сдачу фронту 14 эсминцев, тральщик, 2 больших охотников за подводными лодками, 23 подводные лодки, 97 боевых катеров, 23 катерных тральщика и 382 вспомогательных плавсредств (История отечественного судостроения в пяти томах. Под редакцией И.Д. Спасского. Том IV. Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны 1925–1945 гг. СПб., 1996. – С. 434). 
 
Выполнение плана военного судостроения в 1942 г. зависело от обеспечения судостроительных заводов листовым и сортовым металлом, восстановления производства главных и вспомогательных судовых механизмов на заводах НКСП, ликвидации дефицита рабочей силы. В июне 1942 г. строились: 2 легких крейсера и 7 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 2 монитора, 12 дизельных тральщиков, 19 больших и 21 малый охотник за подводными лодками и 43 бронекатера. Достраивались две подводные лодки типа «Л», 7 подлодок типа» С» и 4 типа «М» (РГАЭ. Ф. 8899. Оп. 1. Д. 258. Л. 5–9.). В феврале 1943 г. НКСП подвел итоги выполнения производственного плана 1942 г. (без ленинградских заводов). Выпуск продукции по сравнению с довоенным периодом сократился на 35%, количество занятых рабочих – на 31,3%, в целом мощности военного судостроения сократились почти втрое. 
 
В постановлении ГКО СССР от 18 марта 1943 г. «О плане военного судостроения на 1943 г. и мероприятиях по его обеспечению» отмечалось неудовлетворительное выполнение программы 1942 г., а также указывалось на недопоставку судового оборудования заводами-контрагентами. Наркоматом судостроительной промышленности были разработаны мероприятия по преодолению отставания судостроительной отрасли. В 1943 г. положение начало постепенно выправляться. В объяснительной записке к отчету 1-го Главного управления НКСП за 1943 г. подчеркивалось, что объем судостроения на заводах значительно вырос. Его удельный вес составил 40,6% от общего объема производства против 34,2% в предыдущем году. Вместе с тем годовой план по валовой продукции с контрагентами оказался недовыполненным на 37,4%. План по сдаче кораблей также не был выполнен: вместо сдачи 446 единиц фактически было сдано 349 (РГАЭ. Ф. 8181. Оп. 2. Д. 187. Л. 72–74, 76–79). 
 
В конце ноября 1943 г. И.И. Носенко представил на утверждение ГКО СССР программу НКСП на 1944 г., предусматривающую увеличение плана 1943 г. на 25,5%. Программа была утверждена постановлением ГКО СССР от 10 февраля 1944 г. Промышленные наркоматы и Наркомторг СССР обязывались реализовывать фонды для предприятий НКСП в первую очередь наравне с особо важными оборонными наркоматами (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 207. Л. 158–212). 
 
Советские судостроители в годы войны не только смогли вынести выпавшие на их долю тяготы и лишения, преодолеть их, но и внести огромный вклад в фундамент будущей Победы. 
 
Ю.В. Ильин, к.и.н., Отдел публикации архивных документов РГАЭ 
 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2025
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x