Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Железные дороги в условиях революции

Железные дороги в условиях революции

Пятый раздел проекта посвящен теме: «Железные дороги в условиях революции». В него включены электронные образы документов из архивного фонда «Министерство путей сообщения СССР».
 
Раздел включает 57 документов и состоит из трех тематических групп:
1) Железные дороги – основные транспортные артерии страны.
2) Железнодорожное строительство в условиях революции.
3) Жизнь и быт железнодорожников.
 
Железные дороги в поздней Российской империи являлись важнейшем звеном, объединяющим провинции государства в единое экономическое пространство. После Октябрьского переворота в условиях начавшейся гражданской войны и сопровождавшей её разрухи значение железных дорог в экономической жизни страны еще больше возросло.
 
Для каждой из участвующих в гражданской войне сторон необходимо было решить три задачи, связанные с работой железных дорог. Во-первых, наладить бесперебойную поставку продуктов питания населению, в особенности жителям промышленных центров. Во-вторых,  своевременно обеспечить армию всем необходимом для успешного ведения боевых действий. В-третьих, в возможно короткие сроки организовать доставку войск в зависимости от складывающейся оперативной обстановки на фронтах.
 
Советское правительство хорошо понимало стратегическую роль железных дорог в жизни страны. Известны слова В.И. Ленина, произнесенные им на VII съезде РКП(б) в марте 1918 г.: «Без железных дорог социалистическая революционная война – вреднейшее предательство».
 
Для удержания контроля за работой железных дорог со стороны большевиков в апреле 1918 г. были национализированы казенные, а в сентябре – частные железные дороги.
 
Документы, представленные в первой тематической группе, отражают работу нового советского органа управления железными дорогами – Наркомата путей сообщения по налаживанию бесперебойной работы железнодорожного транспорта. Задача была явно не  простая, так как годы войны и блокады нанесли серьезный урон хозяйству железных дорог (документы № 67, 16). Нередки были попытки отчуждения в свою пользу  разных советских организаций и отдельных сельских обществ земель, эксплуатируемых железными дорогами (документы № 9, 14). Для объединения усилий различных ведомств в деле эффективной организации перевозок по железным дорогам грузов создавались различного рода межведомственные совещания и комиссии. К сожалению, подобные органы управления нередко вырождались в очередную бюрократическую надстройку (документы № 12, 13). Органы управления железными дорогами на местах часто привлекали к снабжению и выполнению работ на железных дорогах на коммерческой основе подрядчиков, в большинстве своем работавших значительно эффективнее государственных организаций (документ № 17). Большая часть документов, представленных в первой тематической группе, имеет отчетно-статистический характер (документы № 1, 3, 4, 5, 8, 11, 19). Представленные документы содержат информацию о техническом состоянии железных дорог, подконтрольных Советской власти, объеме и структуре выполняемых перевозок, влиянии проводимых советским руководством мероприятий в области железнодорожного строительства на работу железных дорог. Как видно из документов, советскому правительству удалось в целом решить задачу работы железнодорожного транспорта в годы гражданской войны.
 
Документы второй тематической группы отражают работу железнодорожных предприятий и состояние железнодорожных сооружений во время гражданской войны. Как видно  на примере Подольского ремонтно-паровозного завода, восстановление и  эксплуатация даже одного подобного завода вызывает большое напряжение сил со стороны советского  государства. Даже выполнение  элементарной задачи по снабжению предприятия топливом в условиях гражданской войны вызывало значительные затруднения (документы № 20, 21, 24, 27). А потребность в наличии исправных паровозов по стране была очень остра. Из-за практически хаотического использования паровозного парка больше половины паровозов в 1920 г. находилось в неисправном состоянии. Не в лучшем состоянии находились и железнодорожные сооружения. Особенно сильно пострадали железнодорожные пути, мосты, станции в местах интенсивных боев. В то же время для нужд армии требовалось срочное восстановление железнодорожных сооружений в условиях боевой обстановки. Выход был найден в организации восстановительных железнодорожных поездов  для восстановления железнодорожных сооружений, разрушенных во время проведения военных действий (документы № 25, 26, 28, 34). Как видно из документов, наиболее успешно выполнялись работы по восстановлению и ремонту объектов железных дорог подрядным способом по договору, так как в  этом случае исполнители имели наибольшую материальную заинтересованность в результате своего труда (документы № 29, 30, 32, 33).
 

В третьей тематической группе представлены документы, отражающие некоторые черты жизни железнодорожников в условиях разрухи гражданской войны. В первую очередь решались задачи по снабжению железнодорожников продуктами питания и топливом. Железные дороги энергично боролись за передачу в их распоряжение торфоразработок и организации Желескомов (Железнодорожных лесозаготовительных комитетов). Без торфа или дров выжить ни паровозы, ни железнодорожники не могли (документы № 37, 38, 39, 43, 44, 45, 46). Тяжелое материальное положение большинства железнодорожников приводило к падению производительности труда. На это накладывалось и плохое состояние жилищного фонда для железнодорожников, так как из-за нехватки стройматериалов жилищное строительство на железных дорогах резко сократилось (документы № 49, 50, 56). Общая  картина дополнялась борьбой за укрепление трудовой дисциплины и возможностью в первую очередь для служащих оказаться под арестом при первых подозрениях в неблагонадежности (документы № 35, 41, 51). 

 
№№
п/п
Содержание документа
Дата
Архивный шифр

1. Железные дороги – основные артерии страны

1.
17 мая 1918 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 14. Л. 53, 53 об.
2.
03 марта 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 1а. Л. 52, 52 об., 53.
3.
19 апреля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 42. Л. 1, 1 об.
4.
24 апреля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 42. Л. 12.
5.
07 июня 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 10. Л. 20, 20 об., 21, 21 об., 25, 25 об., 26, 26 об.
6.
24 июня 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 28. Л. 13.
7.
26 июня 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 28. Л. 61, 62, 63, 63 об., 64, 64 об.
8.
29 июля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 42. Л. 18, 18 об., 19.
9.
31 августа 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 33. Л. 21, 21 об.
10.
06 сентября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 43. Д. 7. Л. 1, 4, 4 об., 5.
11.
05 октября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 25. Л. 11, 11 об., 12, 12 об., 13, 13 об., 14, 14 об., 15, 15 об.
12.
29 октября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 30. Л. 20.
13.
Октябрь 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 30. Л. 18, 18 об., 19.
14.
15 ноября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 33. Л. 61, 61 об., 62.
15.
30 ноября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 147, 147 об.
16.
11 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 86, 86 об., 87.
17.
18 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 101, 101 об.
18.
28 февраля 1921 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 409. Л. 22, 22 об.
19.
31 августа 1921 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 123. Л. 124, 124 об., 125, 125 об., 126, 131.

2. Железнодорожное строительство в условиях революции

20.
10 сентября 1918 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 161. Л. 6, 6 об., 7, 7 об.
21.
12 ноября 1918 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 161. Л. 27, 27 об.
22.
02 мая 1919 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 27. Л. 15, 15 об.
23.
07 мая 1919 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 27. Л. 13, 13 об.
24.
27 мая 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 161. Л. 78, 78 об., 79, 79 об., 80, 80 об., 81, 81 об., 82, 82 об., 83.
25.
14 июля 1919 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 27. Л. 127, 127 об., 128, 128 об., 129, 129 об., 130, 130 об.
26.
19 июля 1919 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 27. Л. 96, 96 об., 97, 97 об., 98, 98 об., 99, 99 об., 100, 100 об., 101, 101 об.
27.
17 ноября 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 161. Л. 134.
28.
Октябрь 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 25. Л. 73, 73 об.
29.
08 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 105, 105 об.
30.
27 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 184, 184 об., 185, 185 об.
31.
28 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 231, 231 об., 232, 232 об., 233.
32.
28 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 204, 204 об., 205.
33.
30 декабря 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 42. Д. 58. Л. 158, 158 об.
34.
25 февраля 1921 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 409. Л. 2, 2 об., 3.

3. Жизнь и быт железнодорожников

35.
31 мая 1918 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 14. Л. 94.
36.
10 июня 1918 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 14. Л. 107, 107 об.
37.
28 февраля 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 1. Д. 1261. Л. 5, 5 об.
38.
22 марта 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 1. Д. 1261. Л. 15.
39.
28 марта 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 1. Д. 1261. Л. 35, 35 об.
40.
06 мая 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 1. Д. 1261. Л. 26, 26 об.
41.
22 октября 1919 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 161. Л. 115.
42.
1919 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 6. Д. 2. Л. 24, 24 об., 25, 25 об., 26, 26 об., 27, 27 об., 28, 28 об.
43.
04 февраля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 1а. Л. 74.
44.
Февраль 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 1а. Л. 71.
45.
Март 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 1а. Л. 73.
46.
Апрель 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 28. Л. 2.
47.
Апрель 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 275. Л. 7, 7 об., 8.
48.
09 мая 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 275. Л. 9.
49.
23 июня 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 28. Л. 70.
50.
Июнь 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 4. Д. 28. Л. 73, 73 об.
51.
08 июля 1920 г.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 161. Л. 215, 216.
52.
29 сентября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 45. Д. 275. Л. 82, 82 об.
53.
24 ноября 1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 6. Д. 14. Л. 16, 16 об., 17.
54.
1920 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 6. Д. 14. Л. 50, 50 об., 51.
55.
08 февраля 1921 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 6. Д. 17. Л. 19, 19 об.
56.
23 февраля 1921 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 3. Д. 123. Л. 113, 113 об., 114, 115, 115 об.
57.
Октябрь 1921 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 40. Д. 48. Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 3 об., 4 об.
58.
1919 г.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 15. Д. 65. Л. 6.

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x