Российский государственный архив экономики представляет информационную площадку архива в социальной сети В Контакте. Подписывайтесь на нас в ВК!

Справка Наркомата судостроительной промышленности СССР о строительстве боевых кораблей и катеров в 1942 г.

В предвоенный период заводы крупнейших судостроительных центров СССР были заняты постройкой боевых и вспомогательных кораблей, производством вооружения и оборудования для них, а также брони для кораблей и танков. С началом Великой Отечественной войны работы по постройке многих кораблей были прекращены и заводы Наркомата судостроительной промышленности (НКСП) СССР перестроились на работу по мобилизационному вооружению и аварийному ремонту кораблей, производство разнообразной продукции для фронта. 

Мобилизационная программа кораблестроения была скорректирована постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) СССР от 19 июля 1941 г. Приостанавливалось строительство кораблей, имевших малый процент технической готовности, в Ленинграде и Николаеве (12 эсминцев, 6 сторожевиков, 3 тральщиков и 8 подводных лодок). Отменялась закладка четырех подводных лодок на Горьковском заводе № 112. В то же время было решено дополнительно заложить 12 охотников за подлодками и 20 бронекатеров в Николаеве со сроком сдачи в 1942 г. (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 3. Л. 157). 

21 сентября 1941 г. наркоматы Военно-Морского Флота и судостроительной промышленности СССР представили на утверждение в СНК СССР план строительства и ремонта кораблей в 1942 г. Предусматривалась загрузка волжских и дальневосточных судостроительных заводов, а также заводов № 402 в Молотовске, № 344 в Молотове, № 639 в Тюмени и № 640 Сосновской верфи (Кировская обл.). Загрузку ленинградских заводов НКСП СССР и севастопольского завода № 201 программа не учитывала. 

План в основном был рассчитан на форсирование строительства малых боевых и вспомогательных кораблей, а также катеров на речных заводах НКСП СССР (больших охотников за подводными лодками проекта 122, малых охотников за подводными лодками, бронекатеров больших и малых, металлических и деревянных торпедных катеров и ряда вспомогательных судов). По более крупным боевым кораблям программой предусматривалась только достройка 2 легких крейсеров, 7 эсминцев, 2 сторожевых кораблей, 4 тральщиков и 11 подводных лодок. 

Постановлением от 4 декабря 1941 г. «О программе военного судостроения на 1942 год» (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 16. Л. 11–25) ГКО СССР утвердил программу военного судостроения и капитального ремонта боевых кораблей для предприятий Наркомсудпрома, Наркомречфлота, Наркомморфлота, Наркомлеспрома, Наркомтанкопрома и Наркомрыбпрома. 

В конце февраля 1942 г. нарком судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко доложил заместителям председателя СНК СССР Н.А. Вознесенскому и В.А. Малышеву о работе судостроительных заводов в 1941 г. 

При общем невыполнении в целом по НКСП СССР плана 1941 г. отдельные заводы, в первую очередь ленинградские, проделали большую работу. Во время войны они сдали Военно-Морскому флоту СССР 125 боевых единиц, в том числе: 8 эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки, 1 быстроходный тральщик, ледокол «В. Молотов», 2 плавучие мастерские, 4 бронекатера, 19 торпедных катеров – дымовых завесчиков, 33 морских охотника за подводными лодками. Был приведен в боевое состояние недостроенный крейсер «Петропавловск», 32 вспомогательных корабля переоборудованы и вооружены для военных целей. Кроме того, был выполнен большой объем ремонтных работ на 162 кораблях, получивших повреждения. В 1941 г. все судостроительные заводы сдали Военно-Морскому Флоту СССР 24 боевых надводных корабля, 2 ледокола типа «И. Сталин», 23 подводные лодки, 98 боевых катеров и малых охотников за подводными лодками, 188 вспомогательных судов, 318 вспомогательных катеров и 42 несамоходных судна. 

Выполнение плана военного судостроения в 1942 г. зависело от решения следующих вопросов: обеспечение судостроительных заводов листовым и сортовым металлом; восстановление производства главных и вспомогательных судовых механизмов на заводах НКСП СССР; разгрузка судостроительных заводов от большого количества несудостроительных заказов (главным образом боеприпасы); ликвидация дефицита рабочей силы (РГАЭ. Ф. 8899. Оп. 1. Д. 257. Л. 63–74). 

Справка НКСП СССР о строительстве боевых кораблей и катеров в 1942 г. (РГАЭ. Ф. 8899. Оп. 1. Д. 258. Л. 5–9) описывала состояние работы судостроительной промышленности в первом полугодии 1942 г.: строились 2 легких крейсера и 7 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 2 монитора, 12 дизельных тральщиков, 19 больших и 21 малых охотников за подводными лодками и 43 бронекатера; достраивались две подводные лодки типа «Л», 7 подлодок типа «С» и 4 типа «М». 

Нарком судостроительной промышленности СССР И.И Носенко и нарком Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов ходатайствовали о награждении наиболее отличившихся рабочих, мастеров, инженеров и служащих судостроительной промышленности, а также ряда военных, обеспечивших своей образцовой работой сдачу кораблей и проведение судоремонта в сжатые сроки. 

Н.И. Трушина, Отдел публикации архивных документов РГАЭ 

#Росархив #РГАЭ #НаркоматСудостроительнойПромышленности #БоевыеКораблиКатеры #Строительство #ВОВ ##АрхивныеДокументы #История

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2024
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!

x