Опытно-конструкторское бюро самолетостроения С.В. Ильюшина в годы Великой Отечественной войны
Приказом Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с создана производственная база Опытно-конструкторского бюро самолетостроения С.В. Ильюшина.
Героические страницы отечественной истории создания выдающихся образцов военной техники под руководством талантливого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина в предвоенный и военный период нашли отражение в документах фондов Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Одним из таких документов был приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.).
13 января 1933 г. приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР на базе завода № 39 было образовано Конструкторское бюро опытного самолетостроения под руководством С.В. Ильюшина. За два года до начала Великой Отечественной войны в Опытно-конструкторском бюро был создан легендарный штурмовик Ил-2, позже дальний бомбардировщик Ил-4.
Работа ОКБ с началом войны затруднялась в связи с процессом эвакуации заводов авиапромышленности вглубь страны. Согласно докладной записке заместителя наркома авиационной промышленности СССР А.И. Кузнецова заместителю председателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР А.Н. Косыгину эвакуация заводов проходила с большими трудностями. На 18 июля 1941 г. из предусмотренных планом подачи 12 386 вагонов было подано 8 592, что составляло 69% к плану.
При приближении немецко-фашистских войск к Москве, 8 октября 1941 г. нарком авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин обязал Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) выделить предприятиям Наркомавиапрома вагоны для перевозки эвакуируемых предприятий из Москвы и Московской области с ежесуточной подачей 380 вагонов, обеспечив немедленную их отправку и ускоренное продвижение до мест назначения. (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 590. Л. 61–63.).
В это время в г. Куйбышев отправлен личный состав и оборудование Опытного конструкторского бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. В тяжелый эвакуационный период выпуск самолетов постоянно срывался. 16 декабря 1941 г. командующий Военно-воздушными силами (ВВС) Красной армии П. Ф. Жигарев сообщил Сталину, что выполнение программы по выпуску самолетов идет крайне неудовлетворительно. В ноябре план был выполнен только на 38%. За первые 15 дней декабря заводами Наркомата авиационной промышленности (НКАП) недопоставлено Военно-воздушным силам Красной армии 623 боевых самолетов.
Постановление Государственного комитета обороны (ГКО) СССР № 1054сс «О плане производства самолетов и авиационных моторов в январе, феврале и марте 1942 г.» обязало Наркомат авиационной промышленности обеспечить выпуск: в январе 1942 г. – 1 619 самолетов, в феврале – 1 749, а в марте – 2 189, в том числе, штурмовиков Ил-2 за январь – 300, за февраль – 422, за март – 648.
Узнав, что утвержденный план по выпуску самолетов на 19 марта 1942 г. не выполняется, И.В. Сталин на донесении А.И. Шахурина написал резолюцию: «т. Маленкову. 16 завод (моторовый) – безобразие! Неужели не можете взять за жабры 16-й завод и Шахурина? Невозможно терпеть дальше такое безобразие. И. Сталин». (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 35. Л. 111.).
После такой резолюции, работа в авиационной промышленности была перестроена. В постановлении ГКО СССР № 1522сс «О плане выпуска самолетов и моторов в 1942 г.» от 1 апреля 1942 г. отмечено, что большинство эвакуированных авиазаводов работает не на полную мощность, в результате чего авиапромышленность дает меньше половины продукции по сравнению с тем, что могло выпускаться с имеющихся производственных мощностей. Полезная отдача оборудования и производительность труда была признана неудовлетворительной.
С целью максимального увеличения выпуска продукции Государственный комитет обороны постановил утвердить основные типы боевых самолетов для серийного производства на заводах НКАП в 1942 г.: одноместный истребитель – Як-1, Як-7, одноместный штурмовик – Ил-2, ближний бомбардировщик – Пе-2, дальний бомбардировщик – Ил-4. Был установлен план производства в 1942 г. в общем объеме 25 683 боевых самолетов.
8 апреля 1942 г. А.И. Шахурин направил Сталину на утверждение проект постановления о создании производственной базы для Опытно-конструкторского бюро С.В. Ильюшина, которое себя хорошо зарекомендовало. На следующий день, 9 апреля 1942 г. вышло постановление ГКО СССР № 1573сс о создании производственной базы для ОКБ. При этом Ильюшину передавался авиационный завод, где он должен был занять должность директора и главного конструктора (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 50. Л. 10–12.).
Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с в соответствии с вышеуказанным постановлением ГКО передавал под опытную базу главному конструктору Ильюшину завод № 240.
Обратно в Москву предписывалось перевезти из Куйбышева оборудование и работников ОКБ, а из Казани оборудование завода № 240. Для этой цели выделялось 20 вагонов. Для передачи завода была создана приемно-сдаточная комиссия.
При этом ОКБ сверх фондов НКАП обеспечивалось четырьмя автомашинами ГАЗ-2А, которые Наркомат среднего машиностроения обязан был отгрузить немедленно.
НКАП разрешено было организовать при заводе отдел рабочего снабжения. При этом ему передавался свиноводческий совхоз Ачкасово Воскресенского района Московской области и московский плодоовощной совхоз «Комсомолец». (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.) На нижнем поле документа имеется подлинная рукописная помета: «Читал. Сер[гей] Ильюшин. 21 апреля 1942».
В докладе отдела авиационной промышленности Государственного планового комитета (Госплана) СССР председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому от 14 мая 1943 г. давался краткий анализ работы авиапромышленности и организаций, производящих ремонт самолетов и авиамоторов, за 1942 г. В докладе по самолету Ил-4 отмечалось, что конструкторским бюро увеличена мощность огня. Отработаны и внедрены в серию деревянные агрегаты: носовая часть фюзеляжа, пол пилота и др. Проведены работы по антиобледенителям, подогреву карбюратора, металлизации и др. По самолету Ил-2 было модернизировано крепление бомбового вооружения, установлена вторая кабина для стрелка. Самолет был оборудован радиосвязью и бронезащитой, установлен форсированный мотор АМ-38ф и др. Заводы выпускали разные виды самолетов Ил-2. Заводы № 1 и 30 выпускали Ил-2 с деревянным крылом, а завод № 18 – с металлическим. (РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 94. Д. 16. Л. 41–19, 16–10.).
Таким образом, работа конструкторов вновь созданной производственной базы Опытно-конструкторского бюро самолетостроения С.В. Ильюшина, совместно с коллективами авиационных заводов, работавших над усовершенствованием бомбардировочной авиации, дала возможность улучшить боевые качества машин.
Самолеты, созданные в ОКБ С.В Ильюшина, отличались от других высокой степенью надежности, простотой конструкции, техническим обслуживанием и пилотированием. Своей работой Опытно-конструкторское бюро внесло весомый вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне.
Труд сотрудников ОКБ Ильюшина в 1942 г. отмечен орденом Ленина «за создание высококачественных новых типов боевых самолетов», а в 1944м – орденом Боевого Красного Знамени «за выдающиеся заслуги по созданию во время Великой Отечественной войны образцов самолетов штурмовой авиации».
О.Б. Мозохин, д.и.н, Отдел публикации архивных документов РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #ЗнаменательнаяДата #ОКБ_Самолетостроения #ИлюшинСергейВладимирович #Авиаконструктор #ВоеннаяТехника #АрхивныеДокументы #История