Экономист С.В. Бернштейн-Коган на советской службе в Народном комиссариате путей сообщения СССР. 1920-е годы
Курс новой экономической политики, объявленный большевиками в марте 1921 г. на X съезде РКП(б), должен был обеспечить выход Советской России из кризиса и подъем его экономики. Для решения этих задач руководством государства привлекались специалисты в различных областях знаний и политических взглядов, все силы государственного аппарата направлялись на оживление разрушенного войной и революцией хозяйства.
Сергей Владимирович Бернштейн-Коган был одним из тех ученых-экономистов, которые приняли активное участие в процессе восстановления страны. Его знания, активность и энергия позволили ему в начале 1920-х гг. сочетать педагогическую деятельность в вузах с практической работой в нескольких ведомствах, в том числе таких крупных, как Народный комиссариат путей сообщения (НКПС).
С.В. Бернштейн-Коган родился 15 мая 1886 г. в Кишиневе в купеческой семье. За участие в революционных кружках был исключен из кишиневской гимназии и в 1902 г. продолжил свое образование в Лозаннской высшей инженерной школе, затем в 1906 г. поступил на экономическое отделение Петербургского политехнического института, который окончил в 1912 г.
Подающий большие надежды талантливый экономист был оставлен в институте для подготовки к научной деятельности. Уже студентом он выполнил несколько серьезных исследований, сочетал учебу со службой статистиком в Бюро экономических изысканий Управления внутренних водных и шоссейных дорог, где подготовил записку «Очерк развития и современного состояния внутреннего водного транспорта в главнейших странах Западной Европы и в Северной Америке», изданную в двух книгах в 1912–1913 гг. С тех пор транспортная тематика превалировала в его научной и служебной деятельности.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. С.В. Бернштейн-Коган был призван в армию, но уже в 1915 г. отозван для работы в аппарате Особого совещания по топливу. После революции 1917 г., как и многие выдающиеся в своей области специалисты, он был привлечен новой властью для работы в советских учреждениях.
В 1919 г. Сергея Владимировича пригласили в качестве консультанта НКПС, с 1920 г. он уже являлся членом совета Высшего технического комитета наркомата, а с 1922 по 1925 гг. – членом коллегии НКПС. Нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский чрезвычайно высоко ценил его, как специалиста, о чем говорит их служебная переписка, отложившаяся в личном фонде экономиста в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ). Дзержинский обращался к Бернштейну-Когану, в основном, по финансовым и организационным вопросам. Архивные документы свидетельствуют о многоплановой работе экономиста в области финансирования, страхования, коммерческой деятельности на транспорте, реорганизации аппарата НКПС. Эта работа не была исключительно кабинетной, приходилось проводить инспекции и оценивать обстановку непосредственно на местах от Мурманска до Донбасса.
По поручению Коллегии НКПС и лично Ф.Э. Дзержинского, который писал ему в одной из записок, что «…необходимо провести в нашей печати кампанию с популяризацией и углублением мысли, что наш транспорт сейчас должен стать исходной точкой для усиления темпа восстановления всего нашего народного хозяйства, и что это стало возможным с момента, когда наша эксплуатация стала бездефицитна», С.В. Бернштейн-Коган организовал освещение в печати линии руководства НКПС, где разъяснял, что восстановление железнодорожного и водного транспорта может стать «величайшей силой экономического возрождения России».
Большая работа проводилась ученым в области тарифной политики на транспорте. Нарком считал, что вопрос перевозочных тарифов и всех дополнительных сборов должен быть «выяснен с полной четкостью», тогда как ясности в этой области, по его мнению, не было ни в Госплане, ни в Совете труда и обороны (СТО), ни у него самого. Поэтому Ф.Э. Дзержинский поручает экономисту составить для Коллегии доклад о положении и высоте тарифов и дополнительных сборов по сравнению с 1913 г., а затем реорганизовать Тарифную комиссию НКПС по его проекту. Сам С.В. Бернштейн-Коган не считал себя «вполне компетентным» в финансовых вопросах, о чем признавался в своем письме Ф.Э. Дзержинскому. Кроме того, работа в НКПС отнимала много сил и времени и отрицательно сказывалась на его педагогической деятельности. В 1923 г. он неоднократно обращался к Ф.Э. Дзержинскому с просьбой освободить его от службы в комиссариате для продолжения работы в образовательной сфере. Однако высокая работоспособность, наличие знаний и опыта, невероятная эрудиция, которую отмечали его близкие друзья и коллеги, не давали руководству возможности расстаться с таким специалистом.
Архивные документы выявляют существенный вклад экономиста в развитие транспортной отрасли СССР в самые сложные и драматичные моменты ее истории. С.В. Бернштейн-Коган был значимым функционером в советском государственном аппарате 1920-х гг., неординарной личностью, большим ученым–экономистом, деятельность которого незаслуженно забыта и требует внимательного изучения.
М.Л. Давыдов, к.и.н., Т.А. Савинова, к.э.н., Отдел организационно-плановой работы РГАЭ
#Росархив #РГАЭ #ВыдающаясяЛичность #БернштейнКоганСергейВладимирович #Экономист #НародныйКомиссариатПутейСообщения #ТранспортнаяОтрасль #АрхивныеДокументы #История