Электронная коллекция документов РГАЭ «Экономика революции. 1917–1920 гг. (К 100-летию революций 1917 г.)»

Перечень документов РГАЭ (ЦГАНХ СССР) по теме: «Строительство железной дороги Александров Гай – Эмба и Эмбинского нефтепровода (1920 – 1922 гг.)»

 Неразгаданная тайна Алгембы

 
           Существует исторические события, которым историки не могут дать полностью логическое объяснение даже по прошествии десятков лет.
 
К подобным событиям относится строительство в 1920-1921 гг. нефтепровода и железной дороги между городом в Саратовской губернии Александров-Гай (конечный пункт железной дороги, проложенной еще до революции) и Эмбенскими нефтепромыслами, известное  в исторической литературе  под названием Алгембы.
Еще в конце 1919 г., когда Эмбенские нефтепромыслы находились в руках белых, было принято решение Совета Рабоче-Крестьянской обороны о строительстве Алгембы. Строительство началось в январе 1920 г. после занятия частями Красной Армии Эмбенских нефтепромыслов силами 4 армии Туркестанского фронта, находившейся в подчинении М.В. Фрунзе. (В дальнейшей 4 армия была реорганизована во 2-ю трудовую армию, специально предназначенную  для строительства Алгембы). При этом на данное строительство катастрофически не хватало материальных ресурсов. Вплоть до того,  что приходилось для нового строительства разбирать нефтепровод, построенный еще до революции. При проектируемой большой пропускной мощности нефтепровода Эмбенские нефтепромыслы не были восстановлены в полном объеме ни в период строительства, ни после. К тому же, после перехода Грозненских и Бакинских нефтепромыслов под контроль советского государства  роль Эмбенских нефтепромыслов стала совсем незначительной, так как объем добычи на них составлял немногим более  1% от объемов добычи на Грозненских и Бакинских нефтепромыслах.
Тем не менее, по указанию В.И. Ленина строительство Алгембы (фактически «в никуда») продолжалось. На него тратилось большое количество драгоценных трудовых и материальных  ресурсов. Тысячи людей в течение 1920–1921 гг. в безводной и малонаселенной пустыни осуществляли строительство, на завершение которого не было реальных шансов.  29 апреля 1921 г.  постановлением СТО РСФСР было прекращено строительство нефтепровода, в августе 1921 г. - строительство железной дороги. Освободившиеся людские и еще не истраченные материальные ресурсы  были переброшены  на другие объекты. 
До сих пор на месте строительства Алгембы нет ни железной дороги,  ни нефтепровода.
 Хотя строительство Алгембы и продолжалось немногим больше года, но оно оставило после себя много неразгаданных до сих пор загадок. Одна из интересных версий содержится в исследованиях А.А. Иголкина (см.: Иголкин А.А. Загадка Алгембы // Иголкин А.А. Отечественная нефтяная промышленность в 1917-1920 гг. М.: РГГУ, 199. С. 132-162).  По его мнению, Алгемба «была первой, классической по своему ходу «стройкой века», изумлявшей наблюдателей  и потомков полным отсутствием рациональных мотивов».
 
Предлагаемый перечень документов  РГАЭ из фондов «Высшего совета народного хозяйства РСФСР (ВСНХ РСФСР)» и «Главного управления государственного строительства ВСНХ РСФСР» с рядом сканированных образов предоставляет возможность посетителям сайта самостоятельно познакомиться с документами, содержащими информацию по истории строительства Алгембы. В подборке представлены инициативные документы по началу и завершению строительства, его состоянии на различных  этапах, используемых материальных ресурсах, его руководителях, спорах о  значении  для советского государства этого строительства и некоторые другие. 
 
Возможно, заинтересовавшихся этой темой посетителей сайта изучение архивных документов РГАЭ приблизит к разгадке тайны Алгембы.
 
№№
п/п
Содержание
Даты
Поисковые данные
1
2
3
4
1.

Основание: распоряжение председателя КГС.

Копия.
31 января
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 52,
л. 5;
д. 46,
л. 7.
2.
Подлинник.
31 января
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 61,
л. 17.
3.
Подлинник.
31 января
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 61,
лл. 16 – 16об.
4.
Подлинник.
2 февраля
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 61,
лл. 22 – 23.
5.
Копия.
17 марта
1920 г.
ф. 3429,
оп. 1,
д. 2953,
л. 1.
6.
Декрет Совета Обороны о сооружении нефтепровода от Эмбенского нефтенасосного районы до гор. Саратова
(2 очереди: до ж/д линии Александров Гай – Эмба, р. Урал – Саратов).
Копия.
17 марта
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
лл. 40 – 41.
7.
Подлинник.
17 мая
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 61,
л. 78.
8.
Подлинники и копия.
19 / 30 июня
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 61,
лл. 101, 102, 104 – 105об.
9.
Выписка из протокола заседания Президиума ВСНХ (п. 1803): считать строительство ж/д линии Александров Гай – Гребенщиково и Гребенщиково – Эмба необходимо срочным.
Копия.
24 июня
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 19.
10.
Постановление СТО об отправке телеграммы за подписью Ленина в Совтрударм II Заволжской обл. с принятием мер по окончанию строительства работ по ж/д линии Александров Гай – Эмба и нефтепровода (в копии НКПС – соотв. Распоряжение – Рязано-Уральск. ж. д.) и внесении тов. Рыкову в ВСП вопроса об определении срочности доставки труб для нефтепровода Алгембы.
Копия.
25 июня
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 28.
11.
Подлинник.
25 июня
1920 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 61,
лл. 80 – 80об.
12.
Письмо председателя Главкомгосоора председателю ВСНХ о положении работ на Алгембе с приложением копии телеграммы Предсобтрудармии Зенковича.
Подлинник.
14 июля
1920 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 2,
лл. 22 – 23об.
13.
Постановление СТО об увеличении отпуска рельс и паровозов Алгембе (во изм. пост. СТО от 28.05.20 г.).
Выделение радиостанции, машин).
Копия.
13 августа
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 17,
л. 2.
14.
Копия.
2 сентября /
18 ноября
1920 г.
ф. 3429,
оп. 1,
д. 1858,
лл. 4 – 6об., 10 – 18.
15.
Копия.
3 октября
1920 г.
ф. 3429,
оп. 1,
д. 1859,
лл. 54 – 58об., 59 – 59об.
16.
Постановление СНК РСФСР о разрешении ВСНХ приобретать для комиссии по сооружению Эмбенского нефтепровода в теч. 5 месяцев необходимые предметы по определению Оценочной Комиссии при НКРКИ.
Заверенная копия.
29 октября /
2 ноября
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 20.
17.
Копия.
17 ноября
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 9.
18.
Жизнеописание инженера Александра Васильевича Будасси (год рожд. – 1878, окончил ин-т путей сообщения, Петроград, 1902 г.)
(с 15.01.20 – гл. инженер строительства Красный Кут – Александров Гай – Эмба и Уральско-Илецкой ж. д.).
Подлинник.
/1920 г./
ф. 2259,
оп. 2,
д. 26,
л. 48.
19.
Копия.
25 декабря
1920 г.
ф. 3429,
оп. 1,
д. 1860,
лл. 4 – 6.
20.
Телеграмма гл. инженера Алгембы Будасси в Главкомгосоор (Свердлову В.М.).
(Копия Слониму о финансировании работ Алгембы).
Подлинник.
21 января
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 85,
л. 2.
21.
Резолюция к докладу Управления работ по сооружению Эмбенского нефтепровода общему собранию рабочих и служащих нефтепровода.
Копия.
1 февраля
1920 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 10.
22.
Письмо Управления по сооружению железных дорог Путистроя КГС в Комиссию использования при ВСНХ о предоставлении Алгембе 1320 подвод с упряжью.
Копия.
февраль
1921 г.
ф. 2272,
оп. 3,
д. 113,
л. 4.
23.
Письмо Управления Алгембы в Путистрой о строительстве железной дороги
(с июня 1920 г. строительство в сфере военных действий, направленных на подавление банд Сапожкова и Вакулина) с приложением ведомости отпущенного по требованиям военных властей имущества Алгембы.
Заверенная копия.
2 марта
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 89,
лл. 11 – 12об., 14.
24.
Доклад Управления Алгембы Ужедорстроя КГС ВСНХ РСФСР о состоянии работ на 1 марта 1921 г.
(Организация и структура управления – с нач. 1920 г., изыскания, строительные работы, служба движения, служба тяги и водоснабжения, продовольствие, счетно-финансовая, врачебная и ветеринарная части, план работ на строительный сезон 1921 г., потребности строительства, рабочая сила, снабжение, транспортные средства) с приложением расчета потребности подвижного состава на стройсезон и др. ведомости.
Копии.
2 марта
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 89,
лл. 15 – 30об.
25.
Постановление Коллегии Главкомгосоора ВСНХ об установлении очередности выполнения работ управлениями КГС.
(Признать первоочередными работы: УП по Ужелдорстрою: Алгембу, Эмбенский нефтепровод и др.).
Подлинник.
5 марта
1921 г.
ф. 2272,
оп. 5,
д. 57,
лл. 223 – 223об.
26.
Докладная записка гл. инженера стройуправления по сооружению нефтепровода от Эмбенского нефтеносного р-на до г. Саратова управляющему Путистроем о ведении работ по нефтепроводу.
Копия.
25 марта
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
лл. 6 – 7об., 8.
27.
Доклад зав. работами по сооружению Эмбенского нефтепровода Боброва о ходе работ по строительству на 25.03.1921 г.
Копия.
28 марта
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
лл. 4 – 8.
28.
Подлинник.
2 апреля
1921 г.
ф. 3429,
оп. 1,
д. 2401,
лл. 4 – 6об.
29.
Выписка из протокола № 3 Центр. Комиссии Общегосударственного плана строительства (ЦКОПС) Комгосоора о переводе строительства (постройки) Алгембы из разряда ударных в разряд сверхударных работ.
Копия.
2 апреля
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 27.
30.
Записка зам. преда Главкомгосоора Гольдберга в Президиум ВСНХ о представлении краткого отзыва зам. управляющего Путистроем инж. Гавроцкого на заключение проф. Рамзина о строительстве Алгембенских путей ссобщения и о приостановлении обсуждения до 13 апреля, для представления к указанному сроку соображений и доказательств продолжения строительства нефтепровода и жел. дороги.
Подлинник.
11 апреля
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 85,
л. 12.
31.
Почто-телеграмма по распоряжению В.М. Свердлова зампреду Главкомгосоора Гольдбергу о слушании вопроса о передаче в эксплуатацию ж/д линии Красный Кут – Александров Гай в Совете Обороны в 6 час. веч. сего числа.
Подлинник.
20 апреля
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 85,
л. 11.
32.
Доклад и.о. комиссара строительства Эмбенского нефтепровода о ходе работ на 20 апр. 1921 г.
(ошибочно: 1920 г.).
(Политическая, культурно-просветительная, профессиональная работа, техническое и хозяйственное состояние).
Подлинник.
20 апреля
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
лл. 22 – 23об.
33.
Постановление СТО об Алгембе.
(Постройку нефтепровода Эмба – Урал – Саратов немедленно прекратить, приостановив разработку Майкопского нефтепровода, разработать Управлению по сооружению план ликвидации работ, поручить Госплану и Межсоветрельсу представить расчет для получения рельс для ж/д линии Алгемба).
Заверенная копия.
29 апреля
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
л. 24;
ф. 2272,
оп. 4,
д. 30,
л. 113.
34.
Докладная записка комиссара строительства нефтепровода Эмба – Урал – Саратов Молоканова И.А. в Междуведомственную комиссию и Экономическое управление ВЧК и СНК о тормозе инженеров в работе по строительству нефтепровода.
Подлинник.
5 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
л. 25.
35.
Постановление СТО РСФСР о признании необходимым перевода строительства Алгембы с ударного темпа на обыкновенный.
Заверенная копия.
6 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 85,
л. 17.
36.
Телеграмма стройуправления по строительству нефтепровода Эмба – Урал – Саратов в Главкомгосоор (копии Путистрою и Особой комиссии) о необходимости руководящих указаний по пп. 1, 2, 5 Постановления СТО от 29 апр. 1921 г.
Копия.
7 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
л. 26.
37.
Копия.
10 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
лл. 31 – 32;
ф. 2272,
оп. 4,
д. 30,
лл. 57 – 57об.
38.
Заверенная копия.
13 мая
1921 г.
ф. 2272,
оп. 4,
д. 30,
л. 16.
39.
Докладная записка комиссара строительства нефтепровода Эмба – Урал – Саратов Ильи Александровича Молоканова о характере и взаимоотношениях на строительстве.
Подлинник.
14 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 3,
д. 85,
л. 21.
40.
Акт строительного управления по сооружению Эмбенского нефтепровода (совместно с представителями РКИ и Алгембы) о совещании по поводу приостановки работ с приложением особого мнения комиссара строительства Молоканова.
Подлинник.
14 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
л. 27.
41.
Подлинник.
18 мая
1921 г.
ф. 3429,
оп. 1,
д. 2953,
лл. 24 – 24об.
42.
Копия.
20 мая
1921 г.
ф. 2272,
оп. 4,
д. 30,
л. 118.
43.
Докладная записка комиссара строительства нефтепровода Эмба – Урал – Саратов Молоканова И.А. Наркому РКИ Аванесову о необходимости ликвидации строительства и выяснения причин его ликвидации.
Копия.
23 мая
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
лл. 32 – 32об.
44.
Карточка срочного учета управления работ по сооружению нефтепровода Эмба – Урал – Саратов в губернское управление по учету и распределению рабочей силы.
(Количество работавших по полу, рабочих и служащих всего – 746 чел.).
Копия.
1 июня
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
л. 74.
45.
Телеграмма Попеляша и Молоканова в Эмбанефть (г. Саратов) о возложении на стройуправление Алгембы работ в связи с ликвидацией по распоряжению Путистроя работ по сооружению Эмбенского нефтепровода.
Копия.
11 июня
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 346,
л. 17.
46.
Копия.
16 июня
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
л. 48;
ф. 2272,
оп. 4,
д. 30,
лл. 121 – 121об.
47.
Копия.
22 июня
1921 г.
ф. 2272,
оп. 4,
д. 28,
л. 64.
48.
Доклад техника 1-го Саратовского участка Пантелеева М.Р. комиссару Управления работ по сооружению нефтепровода Эмба – Урал – Саратов о работах, произведенных на участке в пос. Гребенщиково, за время с 1 янв. по 1 июня 1921 г.
(Время начала и описание работ).
Подлинник.
июнь
1921 г.
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
лл. 52 – 52об.
49.
Копия.
29 июня
1921 г.
ф. 2272,
оп. 6,
д. 24,
лл. 19 – 21.
50.
Подлинник.
28 июля
1921 г.
ф. 2272,
оп. 6,
д. 24,
лл. 2 – 2об.
51.
Копия.
10 / 17 августа
1921 г.
ф. 2272,
оп. 5,
д. 9,
л. 55;
оп. 3,
д. 113,
л. 58.
52.
Доклад комиссара строительства нефтепровода Эмба – Урал – Саратов Молоканова И.А. в ЦК ВКП(б) о ликвидации строительства и роли спецов в нем. 
(Протяженность нефтепровода началась 775 верст). 
(За создание специальной политревизионной комиссии для исследования строительства «панамы»).
Подлинник.
/1921 г./
ф. 2259,
оп. 4,
д. 345,
лл. 56 – 59.
53.
Справка об управлении и работе по строительству нефтепровода Эмба – Урал – Саратов.
(Инж. Бобров Сергей Алексеевич, и.о. комиссара Дерягин Иван Федорович).
Копия.
/1921 г./
ф. 2259,
оп. 3,
д. 89,
лл. 41 – 41об., 42.
54.
Протокол заседания коллегии Главкомгосоора ВСНХ (п. 186) об Алгембе.
(Постановлено на вид инж. Будасси за самовольный отъезд в Туркестан и не извещение об отзыве Путистроя, считать ошибочным отношение от 20.07.20 г. о назначении Будасси техническим руководителем ТКГС, сформировать ликвидац. комиссию Захарову и др. с выяснением причин, приведших к ликвидации постройки Алгембы, построенный участок сдать в экэсплуатацию).
Копия.
12 августа
1921 г.
ф. 2259,
оп. 2,
д. 51,
л. 32.
55.
Заверенная копия и подлинник.
12 сентября
1921 г.
ф. 2272,
оп. 4,
д. 31,
лл. 19 – 19об., 20 – 21.
56.
Копия.
/1921 г./
ф. 3429,
оп. 1,
д. 2953,
лл. 7 – 11об.
 

 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2017
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!