Читальные залы Российского государственного архива экономики открыты для исследователей. Российский государственный архив экономики представляет информационные площадки архива в социальных сетях: В Контакте, Instagram, Facebook. Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Ф. 1169. Чухновский Борис Григорьевич

 
Борис Григорьевич Чухновский – легендарный советский авиатор. В 1918 г. стал одним из первых «красноморлётов». Но основное своё призвание Б.Г. Чухновский увидел в освоении Арктики. С 1924 г. он уже полярный лётчик. Именно в этом году он совершил свою первую полярную экспедицию, летая над архипелагом НоваяЗемля. Он проводил ледовую разведку, проверял точность карт, наносил на них опасные для судоходства районы. Именно тогда положено начало широкому использованию авиации в Арктике.
 
В 1925 г. Б.Г. Чухновский вместе с лётчиком О.А. Кальвицем (Кальвица) осуществил перелёт на гидросамолёте по маршруту Ленинград – Архангельск – Новая Земля, который явился первым перелётом с материка «Большой земли» в Арктику.
 
В 1928 г. в качестве командира воздушного судна он участвовал в спасении  экипажа дирижабля «Италия» У. Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике.
 
Б.Г. Чухновского с полным правом можно назвать организатором и пионером советской ледовой разведки в Арктике. Он проводил ледовую разведку Северного морского пути, активно используя окраску льда; прокладывал новые воздушные трассы для полярной авиации.
 
До конца жизни Б.Г. Чухновский был одержим идеей создания безаэродромного, всепосадочного самолёта с «тройной амфибийностью», способного летать с воды, снега и суши. В 1933 г. Б.Г. Чухновский предложил идею специализированного самолёта для использования в Арктике, составил технические требования к нему. Самолёт ДАР (дальний арктический разведчик) сконструировал Р.Л. Бартини. Но серийный выпуск самолёта так и не состоялся в связи со сложностью производства, отсутствием необходимого сварочного оборудования и других технологий.
 
Б.Г. Чухновский участвовал в Великой Отечественной войне в составе Северного флота. Он совершал боевые вылеты на разведку и на бомбежку вражеских позиций и военных объектов, получил звание полковника. 
 
В 1946 г. он оставил штурвал самолёта. До последних дней он занимался поисками новых технических решений для авиации.
 
В фонде Б.Г. Чухновского отложились документы его служебной и творческой деятельности, дневники, переписка, биографические материалы.
 
В составе фонда сохранились документы об участии Б.Г. Чухновского в экспедиции по поиску и спасению экипажа дирижабля «Италия»; проведении ледовой разведки и выполнении специальных полётных заданий, составлении проектов беспосадочных перелётов; создании гидросамолётов.
 
Творческая деятельность Б.Г. Чухновского представлена статьями, лекциями, интервью фондообразователя об экспедиции по поиску экипажа дирижабля «Италия», создании и развитии полярной авиации; воспоминаниями о жизни и деятельности, спасении группы Ф. Мальмгрена экипажа дирижабля «Италия, а также отзывы на проекты других авторов.
 
Среди документов также содержится переписка Б.Г. Чухновского с лётчиками, журналистами и писателями.
 
Биографические документы Б.Г. Чухновского представлены автобиографиями, рапортами.

 

 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2021
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!