Электронная коллекция документов РГАЭ «Экономика революции. 1917–1920 гг. (К 100-летию революций 1917 г.)»

Студенческая практика

Архивная практика в РГАЭ: Опыт последнего десятилетия

           Российский государственный архив экономики проводит большую работу в качестве базового учреждения по проведению архивной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений. 

   Эта часть учебного процесса развивается в рамках подготовки дипломированных специалистов по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Архивоведение», «Историко-архивоведение» по направлению «История», «Педагогическое образование» с профилем «История» и т.д.

            На архивную практику в отделы и архивохранилища РГАЭ в разное время приходили студенты пяти колледжей (назовём их: Гуманитарный колледж информационно-библиотечных технологий №58, Колледж автоматизации и информационных технологий № 20 Гуманитарный колледж РГГУ, Колледж предпринимательства №11, Московский профессиональный колледж) и четырёх университетов (Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Высшая школа экономики, Московский педагогический государственный университет).

Студенческая практика

           Иногда в течение года, в феврале-марте, апреле-мае, октябре-ноябре, в РГАЭ приходили несколько полноценных групп по 10-25 человек, всего более 100 чел. В соответствии с учебными планами это были студенты дневных, вечерних, очно-заочных, заочных отделений. Колледжи присылали на практику учащихся 2-3 года обучения, университеты 2-3 курсов, 3-го - 6-го семестров обучения. Как правило, архивная стажировка занимает 3 недели, бывает и две или четыре недели в зависимости от типа учебного заведения, формы обучения, пожеланий деканата и руководства колледжей.

           Первые впечатления студентов в Российском государственном архиве экономики формируются во время экскурсии по территории архивного комплекса на Пироговке и в читальном зале. Знакомство практикантов с РГАЭ продолжается в дирекции, где гостям рассказывают об основных направлениях деятельности архива и его уставных задачах. На встрече с руководителями и кадровыми архивистами практиканты получают информацию о важнейших документах, которые регламентируют деятельность архивов - федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004), Правилами организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (2007), федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан (2006), правилами работы пользователей в читальном зале РГАЭ (2010) и другими документами.

           Практиканты получают общие сведения об этапах развития отечественной архивной отрасли, истории архивного городка на Девичьем поле и более чем полувековом творческом пути поколений архивистов ЦГАНХ СССР – РГАЭ. О своей работе рассказывают специалисты отделов комплектования и ведомственных архивов, обеспечения сохранности и государственного учёта документов, научно-справочного аппарата, личных фондов. Всегда хороший отклик у студентов вызывает экскурсия по архивохранилищу ОЛФ. Использование документов студентам представляют специалисты отдела исполнения социально-правовых запросов. При возможности участники архивной практики посещают действующие историко-документальные экспозиции выставочного зала федеральных государственных архивов.

Студенческая практика

Таким образом, на первом этапе архивная практика студентов носит в РГАЭ по преимуществу ознакомительный характер.

           На следующем общем собрании практиканты распределяются по отделам и архивохранилищам РГАЭ. План закрепления студенческой молодёжи за опытными архивистами разрабатывается на основе учёта индивидуальной подготовки студентов, опыта предыдущих групп учащихся и производственных приоритетов архива. Архивная практика включает как теоретическую, так и практическую часть. Первая вписывает историю ЦГАНХ СССР - РГАЭ в общеотраслевой аспект развития, вторая включает выполнение студентами индивидуальных заданий совместно с сотрудниками архива. Одна их главных задач архивных занятий студентов - довести до них приоритеты деятельности архивов – они созданы для защиты интересов государства, общества и личности, сохранение и преумножение народной памяти. Не менее важно обеспечить впервые пришедшим в архив молодым людям инструктаж по пожарной безопасности, и технике безопасности.

           Во время архивной практики архив обеспечивает учащимся современные рабочие места и обучает студентов первичным навыкам архивной работы. В результате они должны усвоить, как устроена жизнь крупного федерального архива.

           На разных этапах сотрудничества РГАЭ заключил договоры и соглашения на совместное проведение архивной практики с МГГУ им. М.А. Шолохова, ВШЭ, МПГУ, колледжами. В отношениях с РГГУ архив руководствуется рамочным договором Росархива и РГГУ о сотрудничестве.

           Сотрудники РГАЭ участвовали в проведении районного конкурса «Лучший по профессии» (специальность ДОУиА), в течение 2-х лет работали в составе Государственной аттестационной комиссии в качестве председателя (колледж № 58), вместе с представителями других учреждений культуры представляли РГАЭ на днях профессионального образования Москвы. В колледже предпринимательства № 11 специалисты РГАЭ проводили работу по профессиональной ориентации и развитию социального партнёрства.

           В ходе архивной практики организовано ознакомление со специальной литературой, проведение экскурсий по архиву, посещение действующих историко-документальных выставок, ознакомление с действующими типовыми документами РГАЭ, в учебных целях осуществляется копирование образцов документов и т.д.

           Вовлечённость учащихся в решение задач, стоящих перед коллективом архива является непременной частью архивной практики. Юноши и девушки московских вузов и колледжей внесли посильный вклад в обеспечение сохранности документов РГАЭ, подготовку современного научно-справочного аппарата и упорядочение каталожного хозяйства, использование документов пользователями читального зала. Несомненно, что работа в архиве весьма разнообразна. В том числе в архивном деле имеются некоторые рутинные виды работ, которые делаются по обязанности, в силу того, что они должны быть выполнены. Никакой архив не может предложить обучающемуся человеку решение задач на уровне ведущего или главного специалиста.

           Ещё один прагматичный аспект архивной практики достоин отдельного упоминания. Десяткам молодых людей, побывавшим в архиве и их близким, в жизни может пригодиться знание сети и номенклатуры хранения федеральных, областных, муниципальных и ведомственных архивов, перечня документов при оформлении социально-правового запроса, алгоритма поиска необходимой документальной информации. Специалисты РГАЭ уделяют большое внимание углублению познаний начинающих архивистов и историков о характере и содержании архивной работы. Опора на многолетний опыт специалистов РГАЭ позволяет проводить архивную практику на высоком научно-методическом уровне. На разных этапах большое внимание встречам и беседам со студентами уделяли ветераны – самые опытные сотрудники РГАЭ.

           Камеральная форма проведения архивной практики не исключает самостоятельной работы студентов по реферированию рекомендованной учебной и научной литературы, внеаудиторных занятий по овладению основными методами, способами средствами получения, хранения, и переработки информации из семейных и других архивов.

           Студенческая практика в архивах в последнее десятилетие проводилась в условиях реформирования высшего и среднего специального образования. На смену специалитету пришли бакалавриат и магистратура, значительно выросла нагрузка на штатных преподавателей. Как учебная дисциплина архивная практика, с одной стороны, прочно вошла в учебные планы вузов и колледжей, с другой стороны, конституирование предмета затянулось. Во многом это связано с тем, что у историко-архивных институтов, классических университетов, педагогических вузов, гуманитарных колледжей разные подходы к определению целей и задач архивной практики.

Тем не менее, проведение архивной практики даёт гораздо больше позитивных примеров взаимодействия учебных заведений и РГАЭ. Дирекция архива с удовлетворением сообщала ректоратам вузов и администрации колледжей об успехах их питомцев в освоении архивной специальности.

В характеристиках по итогам практики показан значительный спектр деятельности студентов-практикантов: подготовка дел для использования в читальном зале, проставление штампов «ОЦ» в страховых экземплярах описей, проведение обеспыливания, картонирования, замена обложек дел, нумерация листов, составление листов заверителей и титульных листов, написание ярлыков, проверка и регистрация запросов граждан, исполнение социально-правовых запросов, оформление личных дел пользователей в читальном зале, исполнение отдельных заданий руководства, перемещение дел и расстановка коробок по номерам на новом месте, подбор и систематизация карточных массивов наградной картотеки и карточки по выслуге лет НКПС-МПС СССР, систематизация документов личного фонда по хронологии внутри архивного дела, составление перечней приказов, подготовка перечня научно-справочного аппарата для отдела информационного обеспечения РГАЭ, составление внутренних описей архивных дел, опечатывание коробок после проверки наличия, участие в выемке-подкладке дел, проверка и правка заголовков описей, переведённых в электронный формат, работа с описями архивных фондов, путеводителями, указателями, освоение операций оформления пользователей в читальном зале, приёма заказов на выдачи дел, контроля и учёта документов при поступлении в читальный зал и при возврате дел в архивохранилище, усовершенствование централизованного каталога РГАЭ.

Продолжают этот перечень такие виды работ как ведение журналов по текущему делопроизводству в отделах, переписка с заявителями РГАЭ по вопросам исполнения социально-правовых запросов, выявление информации по заявлениям граждан, полный цикл исполнения социально-правовых запросов о заработной плате, трудовом стаже, реорганизации, переименовании организаций, уточнение систематизации именного каталога ВСНХ РСФСР-СССР и НКТП СССР, ведение архива отдела исполнения социально-правовых запросов (подкладка копий готовых ответов в переписку), участие в подготовке картотеки ВДНХ СССР и т.д.

Достаточно обширна характеристика РГАЭ на практиканта 2009 г., ныне - ведущего специалиста РГАЭ:


                                                       ХАРАКТЕРИСТИКА

на …., студентку 2 курса очного отделения исторического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

                  … проходила практику в Российском государственном архиве экономики в отделе личных фондов с 18 марта по 10 апреля 2009 г.

За этот период работала с 11 (одиннадцатью) личными фондами. Среди них: Ф.189. Довгалевский В.С., нарком почт и телеграфов РСФСР; Ф.278. Калинников А.В., инженер-гидротехник; Ф.621. Шауров И.В., юрист, делегат V съезда РСДРП; Ф.624. Преображенский П.И., экономист-статистик; Ф.723. Логинов Ф.Г., министр строительства электростанций СССР; Ф.724. Токмачев К.В., министр городского и сельского строительства Туркменской ССР; Ф.725. Кудрявцев А.В., геолог, доктор геолого-минералогических наук и др.

В процессе практической работы выполняла разнообразные виды работ по обеспечению сохранности документов личного происхождения. (…) Все работы выполнены качественно, с полным соблюдением архивных правил и требований.

За время практики показала себя исполнительным, внимательным, вдумчивым работником, проявила любознательность, интерес к архивной работе. К выполнению всех видов работ относилась очень ответственно, творчески, с полной самоотдачей.

Необходимо отметить трудолюбие, дисциплинированность, организованность: всё рабочее время использовалось интенсивно, не было ни одного случая опоздания, прогулов, аккуратно вела дневник архивной практики. Во взаимоотношениях с сотрудниками отдела проявила себя с наилучшей стороны: общительна, скромна, доброжелательна.

Несомненно, заслуживает отличной оценки.

Ходатайствуем перед руководителем практики о поощрении студентки.

 

Начальник отдела личных фондов РГАЭ                                   Калинина Е.Н.

 


При организации архивной практики Российский государственный архив экономики всегда исходит из интересов практикантов и архивного дела. Не случайно по итогам практики в ряды сотрудников РГАЭ в разное время влились такие перспективные молодые специалисты как Н.Н. Кузнецова и А.М. Стольникова (исторический факультет МГГУ им. М.А. Шолохова), М.И. Вишнякова (исторический факультет МПГУ), А.Ю. Сазонова и Ю.В.Сикорская (колледж № 58), Н.А. Горячева, О.А. Оглоблина (Московский профессиональный колледж). Пробовали свои силы в РГАЭ ещё несколько человек из указанных учебных заведений. Таким образом, осуществляется непростая профориентационная функция архивной практики. Надо заметить, что сотрудники РГАЭ, обучавшиеся в Историко-архивном институте РГГУ без отрыва от производства, также проходят архивную практику в родном коллективе (О.Г. Бармина, Д.А. Вакула, А.В. Баклыгина-Ковачевич и др.).

Студенческая практика

Бывшие практиканты в настоящее время продолжают работать в архивных учреждениях, включая РГАЭ, Федеральное архивное агентство, ведомственные архивы, многие передают полученные в архиве знания школьникам и студентам.

Деятельность РГАЭ в области организации архивной практики получила признание у организаций-партнёров. Преподаватели высших и средних специальных учебных заведений хорошо знакомы с результатами стажировки учащейся молодёжи в РГАЭ. Материалы архивной практики широко используются студентами при самостоятельном анализе источников и при защите курсовых и дипломных работ.

В одном из обращений в РГАЭ по итогам совместной работы по подготовке молодых документоведов содержатся следующие строки: «Выражаем Вам признательность за сотрудничество в области подготовки квалифицированных кадров по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Прохождение производственной практики в архивном учреждении способствует систематизации теоретических знаний, приобретению практического опыта работы по специальности, закреплению на предприятии с целью дальнейшего трудоустройства. Благодарим сотрудников РГАЭ за воспитание ответственных, добросовестных молодых людей, стремящихся к постоянному совершенствованию и карьерному росту» (сентябрь 2012 г.).

           К стажировке студентов в РГАЭ примыкает и такой вид работы архива как организация содержательных занятий и семинаров со слушателями отраслевых курсов повышения квалификации по линии ВНИИДАД, работниками местных учреждений Центробанка РФ, специалистами архивного дела учреждений системы Газпрома, встречи с группами учёных-экономистов Швеции, Польши и других стран.

  

                   С.И. Дёгтев, заместитель директора РГАЭ, канд. ист. наук, доцент

 

© Российский государственный архив экономики, 2013 - 2017
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!